Структура культурологии
Культурология как наука в системе гуманитарного знания.
Культурология – гуманитарная наука о сущности, закономерностях существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Оформление культурологии как специфической сферы гуманитарного знания относится к Новому времени и связано с философскими концепциями истории Вико, И.Гердера, Гегеля. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура рассматривается как система смыслов, имеющая свою сущность, свою логику, которая может постигаться путем рационального объяснения. Рац. объяснение есть мысленная реконструкция культ.-истор. процесса, исходя из всеобщей сущности, зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использования идей и методов философии, которая выступает методологической основой культурологии.
В то же время, как и любая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Поэтому культурология для постижения своего предмета нуждается в понимании. (Первичное понимание предшествует объяснению). ЗАДАЧА КУЛЬТУРОЛОГИИ – осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в них. Культурологию нельзя сводить только к системе знаний. В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы согласованны и одинаково важны для постижения культуры. Культурология изучает не только культуру, а целом, но и различные сферы культурной жизни, взаимодействуя с антропологией, психологией, социологией и т.д., в то же время, сохраняя собственное лицо и решая свои собственные исследовательские задачи. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. Культур-ия и философия. Философия по отношению к культур-ии играет методологическую роль, объясняет сущность и структуру культуры. Культ-ия и история. Использование метода и принципа историзма. История помогает выделить особенности культуры. Культ-ия и социология. Изучение социума.
Культ-ия и антропология. Этапы становления личности, всё о личности. В ней есть чисто теоретические разделы, а есть работы, по своему жанру напоминающие худож. произв-я.
Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление, при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа.
Структура Культурологии.
История мировой и отечественной культуры. Изучает развитие культура человечества от образования вида «человек разумный» до наших дней. Развитие культур с учетом эпохи времени. Местоположение. История культурологических учений. Изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Теория культуры. Изучает понятие, сущность, структуру культуры, определяет местоположение в обществе, вычисляет соотношение культуры и природы, культуры и цивилизации, изучает символические формы культуры.
Социология культуры. Изучает процесс функционирования в обществе, тенденции социокультурного развития, которое проявляется в сознании, поведении, образе жизни различных социальных групп. Антропология культуры. Изучает взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирование и реализации способностей человека. Прикладная культурология. Изучает организацию, технологию культурной жизни общества, деятельность учебных учреждений культурологии и других уч. заведений.
Культурология делится на: Фундаментальная: социология, психология, семантика, история культурологии. Прикладная.
3. Методы культурологии:
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к уменьшению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - работа с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
4. Структура культуры.
Культура - это сложная, многоуровневая система. Это уже накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоение эпох, времен и народов.
Также это "живая" (сегодняшняя) человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие поколений.
Культура делится по ее носителю.
1. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
2. Национальная культура - синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (литература, музыка), так и материальной (уклад, хозяйство, труд и производство) сферах жизни и деятельности.
Три культуры социальных общностей
классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная; семьи; отдельного человека. Кроме этого культура делится на определенные виды и рода. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности.
Подразделение материальной культуры и духовной часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.
В материальную культуру входят:
1. культура труда и материального производства;
2. культура быта;
3. культура места жительства;
4. культура отношения к собственному телу;
5. физическая культура.
Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя:
1. познавательную (интеллектуальную) культуру;
2. нравственную;
3. художественную;
4. правовую;
5. Педагогическую;
6. Религиозную.
Художественная культура образовалась благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности. Есть ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к материальной или к духовной культуре. Они представляют собой "вертикальное" сечение культуры, "пронизывая" всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, эстетическая.
III. По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную - ее воздействие на человека и общество. Культура как человекоинформирующее явление может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
IV. По признаку ее актуальности. Это та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Данный факт хорошо виден на изменении моды не только в одежде, но и в культуре (музыка, жанры, стили, картины, интерьер и т.д.).
V. Субстанциональные и функциональные элементы - опредмечиваются в ее ценностях и нормах, характеризуют сам процесс культурной деятельности, различные его стороны и аспекты. Субстанциональные блок составляет "тело" культуры, ее субстанциональную основу. Он включает ценности культуры, нормы права, религии и морали, нормы повседневного поведения и общения людей (нормы этикета).
Функциональный блок раскрывает процесс движения культуры. В функциональный блок входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, табу (запреты), обеспечивающие функционирование культуры.
С появлением профессиональной культуры возникают специальные институты, предназначенные для ее производства, сохранения и потребления (библиотеки, театры, музеи и т.п.).
Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием. При этом все его элементы взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему такого уникального явления, каким предстает перед нами культура.
Понятие культуры.
Понятие «культура» многозначно. Причина такого многообразия трактовок в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Кроме того, культуру изучают не только культурологи, но и философы, социологи, историки, антропологи и т д. Каждый из них подходит к изучению культуры со своими методами и способами». У всех существующих определений культуры (а их по последним исследованиям, больше 500), есть нечто объединяющее, из которого можно вывести самое общее определение, которое не противоречит ни одному из имеющихся. Например, такое (по Радугину А.А.): Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.На сегодняшний день, культура, в самом общем смысле этого слова, является семиаспектным понятием. Культура представляет собой: - результат, - процесс, - деятельность,
- способ (например, способ жизни человека, отличающей его от животного), - отношения, - норма, - система. В современной культурологии существуют два основных подхода к описанию понятия «культура».
- повседневный (или обыденный)
- научный (специализированный).
Рассмотрим первый уровень – обыденный. По А.И. Кравченко, в повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях. Под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление. Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.). В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный» человек в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). В научном мире понятие, категорию и термин "культура" анализируют более детально и пытаются найти наиболее верное определение.
"Культура – комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества". Тейлор. В российской культурологии также были ученые, которые пытались вывести свою систему определений. Одним из них является теоретик культуры Л.Е. Кертман, по утверждению которого существует свыше 400 определений культуры, и, по его мнению, есть три основных подхода к определению культуры: - Антропологический, суть которого состоит в признании самоценности культуры каждого народа, а также в признании равноценности всех культур на земле. Примеры определений данного подхода: Культура – это все, что создано человеком, будь то материальные предметы, внешнее поведение, символическое поведение или социальная организация. (Л. Бернард).Культура– это способ жизни, которому следует общность или племя (К. Уислер) Социологический, в котором культура трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества.Примеры определений данного подхода: Культура – это наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский). Философский подход, который отличается от других тем, что путем анализа в жизни общества выделяют некоторые черты, характеристики, закономерности. Их-то и понимают как то, что составляет основание культуры или причину ее развития. И культура понимается как "содержание" или как "способ бытия" общества. Прим.: Культура – это путь от замкнутого единства через развитое многообразие к развитому единству (Г. Зиммель).
Ну а кроме этого, новые определения культуры появляются. Изменяется подход к культуре – изменяется и рабочее определение. Понятие "культура" – слишком многообразно, и ему невозможно дать точную характеристику.
Функции культуры.
- Основная (человекотворческая). Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человека.
- Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации.
- Познавательная функцияПотребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.
- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура рассматривает конкретные правила и способы коммуникации.
- Нормативная (или защитная функция)- является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной, так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме.
(Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу.)
- Знаковая.Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
- Ценностная (Аксиологическая).Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
- Духовно - нравственная - воспитательные роли культуры.
- Потребительская (релаксационная). Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.