Личность как творец и творение культуры. Механизмы и соотношение инкультурации и социализации
Сложившаяся культура закрепляется в символических формах, которые достаются каждому поколению в готовом уже виде и выступают как общезначимые образцы, определяющие мысли и чувства большой группы людей - культура творит человека. Но и Культура – это продукт человеческого творчества.
Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством. А чтобы отсюда родилась новая культура, надо чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были приняты другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер.
Механизмы и соотношение инкультурации и социализации.
«Инкультурация » и «социализация» - это процессы освоения индивидом норм общественной жизни и культуры. По своему характеру процесс инкультурации более сложен, чем процесс социализации. Дело в том, что усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев.
Социализация – это процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида.
Инкультурацияподразумевает обучение традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру.
47. Аполлоническое и дионисийское в типологической модели европейской культуры (Ф. Ницше)
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 —1900) для различения типов культур использует мифологические образы богов греческого Олимпийского пантеона, выделяя два начала бытия и художественного творчества: "аполлоническое " и "дионисическое"
"Аполлонический" образ мира подобен образам, возникающим в сновидениях, иллюзиях, грезах. "Дионисический" порождается демоническими силами, он подобен образам, вызванным состоянием опьякения, а потому это мир иррациональных образов, смыслов, понятий.
АПОЛЛОНИЧЕСКОЕ начало — рациональное — мера, золотая середина — иллюзорно-оптимистическое — состояние покоя — индивидуальность
ДИОНИСИЧЕСКОЕ начало — иррациональное — безмерное буйство - трагико-героическое — нарушение покоя, беспокойство, неудовлетворенность — уничтожение всякой индивидуальности через мистическое единство
51 +52.Ментальность как образ («душа») национальной культуры: содержание понятия
Данилевский -отсутствие насильственности и хвастолюбия; мягкость характера; умение разумно пользоваться свободой
Трубецкой(идеолог евразийства) – традиционная ориентированность; готовность подчиниться власти; неготовность к поиску истины
Достоевский – скитальчество; смирение, готовность к страданию; нравственный максимализм; способность к всемирной отзывчивости
Иванов В. – живое чувствование зла; стремление к предельному, безусловному; самоотречение
Федотов – широта; бунтарство; дух. странничество; органическая нелюбвь ко всякой законченности формы
Карасев – детскость
!!!С.А. Аскольдов –святое+человеческое+звериное
Базовые хар-ки отеч. К-ры: 1)Тотальность со знания; 2)Катострофизм; 3)Психологическая инверсия мировосприятия; 4) Антологический драматизм бытия; 5)целостное отношение к миру.
Ценностно–нормативная специфика российской культуры.
1.Низкая значимость материального благополучия; 2)Стремление к социализации, а не индивидуализации; 3)в большей степени живем прошлым и будущим, а не настоящим; 4) тяготеем к духовным ценностям
Шубарт назвал Россию – душой востока.
Соотношение ценностей с др.странами: 1)Видение мира: Англия-фабрика; Франция-салон; Германия-казарма; Россия-церковь 2)цель жизни: А-прибыль; Ф-слава; Г-власть; Р-служение. 3) восприятие ближнего: А-партнер; Ф-импонирующий; Г-подчиненный; Р-брат
Историко-культурные предпосылки: 1)Антропологическая модель христианства(нагорная проповедь); 2)специфика духовных референтов
55.+57 «Русская идея» как форма национально-культурного самосознания и проект культурного будущего
Русская идея – это попытка ответить на вопросы: КТО? ОТКУДА? ЗАЧЕМ? Первый употребил связку русской идеиДостоевский. Функции русской идеи:Функция самосознания; Дает проект будущего (куда? Зачем?);Русская идея – размышление, фундаментальный компонент общества
Соловьев: русская идея это особая идея, которая открывается сознанию, и есть такая роковая необходимость. Выполняется как закон жизни.
Идея святости (Достоевский); идея братства народов, единства (Бердяев); русское историческое разнообразие, любовь (Ильин).
Модели Русской идеи.
1.Москва – третий Рим 15 век – В.Иванов.( 1)осознание духовной миссии русской культуры – донести до нового поколения неизменной, поднимаемый вариант христианства; 2)государственность как форма сохранения самобытности целостности; 3) понимание национально-культурной уникальности духовной самобытности России; 4)ценности православия
Адиоцентрический проект В.Иванова (см. книгу «Родное и Вселенское«)
2 Концепция Евразийства (20-е годы 20 века) -трубецкой, Воровский, Савитский, Сувчинский, Гумилев, Моисеев.
1) отказ от культурно-исторического европозицинтризма – посмотреть на мир не в Европейской схеме, а в равноценности всех культур 2) отрицание концепции универсализма культурного развития 3) понимание России как особо культурный верх единства, систематизирующего в себе элементы восточной и западной культур. Русская культура – новый и самостоятельный центр континента Евразия. 4)обоснование организаций связи с православием как Вселенской религии и одновременно ее обусловленность «пространством». 5) понимание науки как символической мысли когнетивного носителя духовных ценностей.