Социальные факторы социализации
Макро-, мезо-, микрофакторы
. Макрофакторы – общество, государство, его социальные институты, СМИ.
Мезофакторы - те что составляют социум личности в широком плане: тип поселения, этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные СМИ, предприятия, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится, церковь.
Микрофакторы – непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми, человек непосредственно взаимодействует. социум в узком плане, или микросоциум личности.
Макро- и мезофакторы могут влиять на социализацию личности как прямо, непосредственно, так и через микрофакторы.
Факторы, влияющие на социализацию:
1. Классовые различия (М. Кон);
2. Расовые и этнические различия (Сильверстайн, исследование 1975 года);
3. Культурные различия (М. Мид - этнографические исследования Новой Гвинеи);
4. Религиозные различия
5. Депривация (ребенок в животной стае) и госпитализм (дети в условиях детских домов).
Механизмы социализации:
«–» - отрицательный механизм,
«+» - положительный механизм социализации
1. Идентификация «+» - способ осознания принадлежности к той или иной общности;
2. Подражание «+» - воспроизводство известной модели поведения;
3. Имитация «+» - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения,
4. Внушение, конформизм «–» - пассивное принятие существующего порядка;
5. Социальная фасилитация «+» - поддержание, усиление;
6. Социальная ингибиция «–» - социальное подавление за счет авторитета, силы и др;
7. Стыд «–» - ассоциируется с ощущением разоблачения и позора;
8. Вина «–+» - связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков.
32. Социальный статус – определенная позиция, занимаемая индивидом в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. В статусе фиксируется тот набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе, обществе и тех условий, которые должны быть представлены ему для осуществления этих функций.
В социологии принято различать два уровня статусной позиции человека: социально-групповой и личный.
Личным статусом называется положение индивида в малой группе (семье, школьном классе, студенческой группе, сообществе сверстников и т. д.) Социально-групповой статус зависит от положения той или иной социальной группы в социальной стратификации общества.
В зависимости от того, занимает ли человек определенную статусную позицию благодаря наследуемым признакам или благодаря собственным усилиям, различают еще два вида статусов: предписанный и достигнутый.
Предписанный статус – это значит навязанный обществом, вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловлен полом, расой, этническим происхождением, социальным положением семьи, местом рождения и т. д.
Достигнутый (приобретенный) статус определяется усилиями самого человека, его талантами, настойчивостью, целеустремленностью или оказывается следствием удачи и везения.
Предписанные и достигаемые статусы принципиально различны, но, несмотря на это, они могут взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т. е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей самого индивида. Во многих отношения граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.
Поэтому, социальный статус определяет конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Зная социальный статус данного человека, его социальные функции, люди ожидают от него, что он будет обладать определенным набором качеств, осуществлять определенный набор действий, которые необходимы для выполнения этих функций.
Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых конкретным человеком в определенный момент времени
33. Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.
Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т.е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль — это динамическая характеристика, определяющая, как должен, вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено— ожидание, «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экс-пектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.
Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, п несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т.д.
34.Социальное поведение - это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.
Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведение индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей.
Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества.
Социальное поведение проявляется в общении, в семье, в группах, общностях. Оно вызывается реальностью, состоянием экономики, идеями в обществе, опытом, традициями, обычаями, ситуациями, ценностями. Определяется поведение уровнем и содержанием социализации, социальной структурой общества, способностью индивида координировать свое поведение согласно требованиям общества, общей культурой человека.
Социальное поведение может выступать в форме деятельности, передачи информации, реакции на событие, участия в событиях и т. д. Оно регулируется нормами, властью, правовыми институтами, традициями, устоявшимися в обществе, закрепленными в культуре, в образе жизни.