Понятие личности. Социальные типы личности.

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности взависимости от их ценностных ориентаций:

§ традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;

§ уидеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;

§ дляфрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;

§ реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

§ гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.

Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.

31. Социализация может быть представлена как:

А. Процесс освоения личностью социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им.

Б. Существенный элемент социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями.

социализация связана с выполнением социальных ролей личности.

Социализация: основные подходы к ее периодизации

социализация, начинаясь с самого раннего детства завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап професеионаньно-трудовой деятельности.

три основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой

другой подход, выделение первичной и вторичной социализации. При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека, до формирования зрелой личности к этапу вторичной социализации (ресоциализации) — период ее социальной зрелости.

критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего, три главных:

время физического и социального созревания;

характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;

основные социальные институты («агенты») социализации.

В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации.

1. Младенчество - от рождения до примерно трехлетнего возраста. Основная форма деятельности на этом этапе — общение. Основные агенты социализации: семья, ближайшие родственники.

2. Детство: от 3 до 6-7 лет. Основная форма деятельности – игра, причем прежде всего ролевая. институт социализации - дошкольное образовательное учреждение.

Переход от моноинституциональной к полинституциональной социализации

3. От 6-7 лет до 13-14 лет. появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. приходит институт школы как

В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свода особую печать на процесс социализации.

4. (13—14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжаёт оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляет досуговая деятельность и общение.

4 этап подводит итог, завершает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологической и социальной зрелости, определенной стабильности.

5. от 20—25 лет до 35-40 лет. Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, происходит «полное раскрытие» личностного потенциала,

Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.

6. от 35-40 лет до 55-65 лет, то есть от времени «пика» зрелости до выхода «на заслуженный отдых».

7. Завершающий этап начинается в условиях пенсионного возраста

На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути,

Основные характеристики соцаилизации:

Культура, освоение человеком культуры;

Приобретение опыта, необходимого для выполнения определенных функций – освоение социальных ролей;

Как процесс, в котором индивид ищет компромисс с обществом;

Компромисс индивида с природой, которая его окружает и с его собственной;

Компромисс между теми, кто социализирует, и тем, кто социализируется;

Процесс пожизненный.

Наши рекомендации