Понятие личности. Социальные типы личности.
Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.
Наиболее распространенной в современной социологии считается типология личности взависимости от их ценностных ориентаций:
§ традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;
§ уидеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и критическое отношение к традиционным нормам, установки на саморазвитие и пренебрежение к авторитетам;
§ дляфрустрированного типа личности характерны низкая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;
§ реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
§ гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», стремление «насладиться жизнью» и удовлетворить потребительские желания.
Иными словами, социальный тип личности — это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них — на его реальное поведение.
31. Социализация может быть представлена как:
А. Процесс освоения личностью социальных норм, становящихся неотъемлемой стороной жизни личности не в результате внешней регуляции, а вследствие внутренней необходимости следовать им.
Б. Существенный элемент социального взаимодействия, предполагающего, что люди хотят изменить свой собственный имидж, улучшить представление о себе в глазах других, осуществляя свою деятельность в соответствии с их ожиданиями.
социализация связана с выполнением социальных ролей личности.
Социализация: основные подходы к ее периодизации
социализация, начинаясь с самого раннего детства завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап професеионаньно-трудовой деятельности.
три основных этапа социализации – дотрудовой, трудовой, послетрудовой
другой подход, выделение первичной и вторичной социализации. При этом к этапу первичной социализации относят период от рождения человека, до формирования зрелой личности к этапу вторичной социализации (ресоциализации) — период ее социальной зрелости.
критериях этапов социализации, нужно иметь в виду, прежде всего, три главных:
время физического и социального созревания;
характер (особенности) доминирующих форм (видов) деятельности;
основные социальные институты («агенты») социализации.
В соответствии с этими критериями можно выделить следующие этапы социализации.
1. Младенчество - от рождения до примерно трехлетнего возраста. Основная форма деятельности на этом этапе — общение. Основные агенты социализации: семья, ближайшие родственники.
2. Детство: от 3 до 6-7 лет. Основная форма деятельности – игра, причем прежде всего ролевая. институт социализации - дошкольное образовательное учреждение.
Переход от моноинституциональной к полинституциональной социализации
3. От 6-7 лет до 13-14 лет. появляется учеба, которая становится основным средством познания мира, жизни, отношений. приходит институт школы как
В-третьих, происходит половое созревание, накладывающее свода особую печать на процесс социализации.
4. (13—14 лет) и характеризуется известной временной неопределенностью верхнего рубежа. В содержательном отношении это завершение учения и переход к профессионально-трудовой деятельности. У одних он происходит в 18 лет, у других — в 23—25 и даже позже. Основной формой деятельности продолжаёт оставаться образовательная, однако серьезную конкуренцию ей составляет досуговая деятельность и общение.
4 этап подводит итог, завершает «восходящую» траекторию социализации и создает предпосылки для перевода развития личности в состояние физической, психологической и социальной зрелости, определенной стабильности.
5. от 20—25 лет до 35-40 лет. Он характеризуется ее (как правило) высокой активностью в профессиональной сфере, созданием собственной семьи, происходит «полное раскрытие» личностного потенциала,
Ведущими формами деятельности, наряду с профессионально-трудовой, могут быть семейно-бытовая, образовательная, общественно-политическая, досуговая, деятельность общения.
6. от 35-40 лет до 55-65 лет, то есть от времени «пика» зрелости до выхода «на заслуженный отдых».
7. Завершающий этап начинается в условиях пенсионного возраста
На этом этапе происходит осмысление пройденного жизненного пути,
Основные характеристики соцаилизации:
Культура, освоение человеком культуры;
Приобретение опыта, необходимого для выполнения определенных функций – освоение социальных ролей;
Как процесс, в котором индивид ищет компромисс с обществом;
Компромисс индивида с природой, которая его окружает и с его собственной;
Компромисс между теми, кто социализирует, и тем, кто социализируется;
Процесс пожизненный.