Культура как ценностно-нормативная система

Понятие «культуры» в социологии

Культура – это категориальное понятие. Это многоплановое явление, она изучается и является предметом изучения во многих науках.

Культурология изучает культуру.

Существует до 500 определений понятия «культуры».

Культура – это всё то, что создано людьми в процессе длительного развития в отличие от того, что создано природой.

Современных языков есть 5000, язык как понятие начал формироваться около 100 тыс. лет назад.

Социальная норма – норма либо на уровне традиции, либо на уровне закона.

Социологическое понятие «культуры»:

1) Понятия «культура» и «общества» взаимозависимы.

2) Ни одна культура не может существовать без общества, и наоборот.

3) Контркультура – противопоставление общепринятым нормам.

4) Нет общества в целом, у каждой группы – своя культура.

Есть понятие «агрокультура» - культура возделывание земли.

Подходы к понятию «культуры»:

1) Собирательно-описательный подход. Культура – это знание, наука, нравственность, творчество, литература, совокупность культурных учреждений.

2) Сфера культуры. Противопоставление культуры и природу. История культуры – это история общества.

3) Ценностный (аксиологический подход). Культура как совокупность материальных ценностей, т.е. результат деятельности человека.

4) Деятельностный подход. Культура – это деятельность человека.

5) Социологический. Объединяет все предыдущие подходы. Анализ культуры как подсистемы общества. Социальная обусловленность культуры потребностями людей. Социологический анализ культуры через характеристику системы норм и ценностей.

Основы социологической культуры заложил Макс Вебер.

Культура – это обусловленная потребностями общественного развития исторически сложившаяся система социальных норм и ценностей, регулирующая взаимоотношения между обществом, общностями, группами и индивидами, а также совокупность способов и форм активной деятельности людей по созданию материальных и духовных благ.

Культура как система социальных ценностей и норм, функции культуры

Ценности – это общепринятые нормы, к которым человек должен стремиться. Социальные ценности – это совокупность значимых для групп и индивидов социальных объектов.

Ценности культуры обусловлены нравственной, политической, религиозной, правовой, трудовой и иными сферами.

Правовая система норм охраняется государством и направлена на регулирование деятельности людей.

Правовые нормы носят обязательный характер. Нравственные нормы основаны на моральных требованиях.

Функции культуры:

1) Познавательная. Усвоение знаний, навыков, их использование.

2) Социализирующая. Усвоение социальных норм и ценностей, формирование человека как личности.

3) Нормативно-регулятивная. Эстетические образцы, нравственные нормы.

4) Коммуникативная. Отвечает потребностям людей в группах.

5) Социальной (исторической) памяти.

6) Созидательно-преобразовательная. Экономический уровень развития играет большую роль.

7) Гуманизация. Необходимо очеловечить все стороны деятельности.

Культура может быть высокой или низкой, общество без культуры не может быть.

Структура культуры

Культура в культуре – есть структура общества в целом, и есть культура отдельных общностей и индивидов. Это и есть культура в культуре.

Культурные универсалии – это такое понятие культуры, которое встречается в разных типах культур и в разных временных срезах (семья, достаток, образование, дети, религия, идеи свободы).

Культура общества:

1) Верхние слои. Построена на одних и тех же принципах, независимо от страны.

2) Средние слои.

3) Низшие слои.

Культура богатых и бедных складывалась традиционно.

Культура включает:

1) Субкультуры. Есть общие нормы существующей культуры, но также есть новые характеристики. Они связаны с территориальными, этническими признаками и т.д.

2) Контркультуры. Существует некий культурный конфликт между принятыми нормами и новыми нормами (контркультура). Контркультура всегда настроена на изменение основ общей культуры.

Субкультуры – это культуры, основанные на каких-либо отличительных признаках (например, демографический). Многие субкультуры таковыми на самом деле не являются. Существуют территориальные субкультуры. Субкультуры не настроены на изменение основ общей культуры.

Виды культуры:

1) Этническая, народная (культура русских народов, китайских народов и т.д.).

2) Элитарная (культура высших слоёв общества). Требует определённых знаний.

3) Массовая. Агрессивна, навязчива, не требует специального образования, настроена на конформизм (все её воспринимают), редко управляема, направлена на прибыль. Есть высокий уровень, средний и низший.

4) Экранная культура.

Культурные тенденции

Тенденции:

1) Массовизация культуры. Тесно связана с глобализацией.

2) Милитаризация культуры. Культ силы, оружия, видов борьбы. Фильмы жанра «боевик» по ТВ.

3) Повышение образовательного уровня.

4) Влияние общего образования в менее развитых странах.

Социальные институты

Аспекты рассмотрения общества:

1) Структурный аспект

2) Функционирование общества через СИ

3) Культура, нормы и ценности, которые существуют в обществе.

Социальный институт – это исторически сложившиеся формы объединения и взаимодействия людей, в рамках которых происходит постоянное удовлетворение их потребностей.

Любой СИ включает в себя правила, нормы (культура) и контроль взаимодействия людей.

Институт семьи и брака. Институт семьи появился раньше института брака.

Любой институт развивается. Типы социальных институтов:

1) Герберт Спенсер. СИ: семейные, военные (армия, управление армии и т.д.), религиозные (католические, протестантские и т.д.), ритуальные (изучение форм и видов приветствий, традиции, обычаи), политические. Все типы институтов должны быть направлены на управление.

2) Современные социологи. СИ: экономические (частная собственность, рынок и т.д.), политические (государство, парламентаризм, выборы и т.д.), социальные (семья, брак, здравоохранение, образование, наука, религия).

Любой СИ можно рассматривать как систему по аналогии с обществом:

1) Структура.

2) Организация СИ, его функции.

3) Нормы и ценности, включённые в СИ.

СИ образования:

1) Структура:

· Типы образования:

v Общее: школьное (общеобразовательные – начальное и общешкольное, с углублённым изучением отдельных предметов) и дошкольное (детский сад, домашнее, развивающие центры).

v Профессиональное: среднее профессиональное (техникумы, училища, колледжи), высшее профессиональное (институты, университеты, академии – бакалавриат, специалисты, магистратура), после высшего профессионального (аспирантура во всех её видах).

· Федеральные государственные образовательные стандарты – программы, учебные планы, обеспечение литературой и методическими пособиями, материально-техническая база.

· Обучающие и обучаемые.

· Обслуживающий персонал.

2) Функции:

· Социализирущая. Социализация личности, войти в общественные отношения.

· Гуманистическая (развитие самого человека, его интеллектуальных возможностей, способностей, умений, навыков).

· Гуманитарная.

· Профессиональная (подготовка человека профессионального с целью совершенствование социальной структуры общества).

3) Нормы и ценности, регулирующие систему образования:

· ФЗ об образовании.

· Уставы вузов, школ, техникумов.

· Распоряжения и подзаконные акты.

· Распорядок и режим работы вуза.

· Документы по организации учебного процесса.

· Традиции, обычаи организации (приветствие первоклассников, день первокурсника, посвящение в студенты, факультетские праздники и т.д.).

· Ценности – значимость организации. Личные и общественные ценности.

Предложенная схема института образования может быть применима к любому социальному институту.

Это системный подход, в котором выделяются:

1) Структура элементов.

2) Функции института. Организация.

3) Нормативный компонент норм и ценностей. Культура.

Наука существует для продвижения общества по пути научного прогресса.

Выделяется наука фундаментальная (теория) и прикладная.

Виды науки – гуманитарная наука, естественная наука, техническая наука.

Виды исследований – теоретические, практические, сочетание видов исследований.

Учреждения науки – научно-исследовательские институты, академии наук, научно-исследовательские центры, лаборатории, организации.

Материальная база – помещения, оборудование, компьютерные технологии, химические и физические лаборатории и т.д.

Рабочий персонал – научные сотрудники (младшие, старшие и т.д.), вспомогательный персонал (лаборанты, слесари, столяры и т.д.).

Источники финансирования.

Нормы и ценности – это значимость окружающих явлений для общества и человека. Главная часть науки – фундаментальная, она нужна для продвижения по пути прогресса.

Общество включает: структуру, организацию, культуру.

Социальная организация общества как элемент его система включает в себя социальные институты с одной стороны и социальные организации (в узком смысле слова) – с другой.

Университет является элементом социального института образования (его структуры), но в то же время он является формальной социальной организацией.

Любая социальная организация включает отношения, которые носят либо формальный, либо неформальный характер.

Формальная организация – организация, которая существует на основе утверждённого порядка, устава. В такой организации существует распределение обязанностей и иерархия должностей. Наличие бюрократии.

Формальная и неформальная организации по-разному позиционирует себя и используют разные методы для привлечения и отторжения своих элементов.

Три стиля руководства:

1) Авторитарный.

2) Демократический.

3) Попустительский.

Самоорганизация – внутри организации есть группы, которые самоорганизовываются. В любой формальной организации при наличии формального лидера есть неформальный лидер.

Социальное изменение

Социальные процессы – все процессы, затрагивающие социальную жизнь людей.

Социальная сфера общества – сфера, которая включает отношения в политике, экономике, культуре и т.д.

Социальные процессы:

Процессы развития Движение общества вперёд и стагнация. Прогресс – процесс движения вперёд, регресс – наоборот. Между ними находится стагнация. Процессы функционирования

Социальные процессы:

1) Одномерные. Развивается одна сфера общества. Процесс проходит в одном направлении.

2) Двумерные – двойственный механизм развития. Одно явление может перерасти в другое. Например, текучесть кадров и стабилизация кадров и т.д.

3) Многомерные. Много сфер общества.

С понятиями процесса тесно связан социальные изменения.

Социальные изменения – это любая трансформация, модификация общества в любом из его проявлений. Это изменение всей жизни общества.

Социальные изменения охватывают экономику, политику, духовную сферу и социальную сферу в узком смысле.

Факторы социальных изменений:

1) Фактор физической среды обитания (географические, климатические, ландшафтные условия, полезные ископаемые и т.д.).

2) Историческая среда обитания. Связано с историческим окружением среды.

3) Наличие открытий и инноваций.

4) Наличие конфликтов в борьбе за ресурсы.

5) Идеологический фактор.

Виды социальных изменений:

1) Линейные.

2) Циклические.

3) Революция.

4) Реформы. Отражает социальные изменения в какой-либо сфере и не затрагивает другие.

Социальные изменения носят глобальный характер.

Наши рекомендации