Грамматические нормы русского языка (нормы морфологии и синтаксиса)
- Особенности склонения имен существительных:
а) формы именительного и родительного падежа множественного числа;
б) окончания -а (-я) – -у (-ю) родительного падежа единственного числа существительных мужского рода;
в) окончания -е – -у предложного падежа единственного числа существительных мужского рода.
- Определение рода несклоняемых имен существительных.
- Особенности склонения имен собственных.
- Выбор полной или краткой формы качественных имен прилагательных, вариантные формы кратких прилагательных.
- Синонимическое использование собирательных и количественных имен числительных.
- Особенности склонения имен числительных.
- Трудности, возникающие при образовании деепричастий и личных форм глаголов.
- Согласование подлежащего и сказуемого.
- Согласование определяемого слова и определения.
- Нормы управления – выбор правильной формы слова при управлении.
- Использование причастных и деепричастных оборотов.
- Соединение однородных членов предложения.
- Построение простых и сложных предложений.
ЗАДАНИЯ
1. Выберите правильное окончание:
1. искать корм в снег(е/у); 2. играть в «Вишневом сад(е/у)»; 3. весь в сне(е/у); 4. в заросшем травой пруд(е/у); 5. встретиться в сад(е/у); 6. в далеком кра(е/ю).
2. Поставьте в краткую форму следующие прилагательные: естественный, полноценный, ранний, свойственный, временный, единственный, второстепенный, искусственный, соответственный.
3. Поставьте слова в форму множественного числа родительного падежа.
а) казахи, армяне, башкиры, киргизы, болгары, буряты, монголы, грузины, таджики, осетины, румыны, татары, узбеки, турки, хорваты, туркмены, якуты, цыгане;
б) брелоки, габариты, нервы, рельсы, места, стекла;
в) ананасы, апельсины, абрикосы, баклажаны, бананы, гранаты, мандарины, помидоры, томаты,
яблоки;
г) акры, байты, биты, рентгены, граммы, километры, килограмм, аршины, ватты, вольты, караты, децибелы, амперы;
д) бока, ботинки, валенки, носки, клипсы, чулки, сапоги, погоны, плечи, гольф, туфли,
4. Согласуйте прилагательные с существительными:
лондонск… денди, доброжелательн… портье, военн… атташе, смешн… травести, маленьк… шимпанзе, зл… динго, красн… домино, важн… коммюнике, интересн… интервью, широк… авеню, вкусн… кольраби, фальшив… евро, черн… кофе, восточн… хинди, последн… пенальти.
5. Определите род сложных существительных:
луна-парк, меч-рыба, монастырь-крепость, диван-кровать, плащ-палатка, царь-пушка, платье-костюм, команда-финалист, музей-усадьба.
6. Расшифруйте аббревиатуры, вставьте верные окончания:
красив… ГУМ, ООН постановил…, Волгоградск… ГЭС, знаменит… МГИМО, ТАСС заявил…, российск… МИД, РОНО закрыт, АСЕАН выступил…, МАГАТЭ разрешил…, ОПЕК установил…, ФИФА постановил…
7. Запишите числительные прописью:
Библиотека института ежегодно пополняется 300-400 книгами.
В систематическом каталоге указано не менее 721850 наименований.
Успеваемость в группе составляет 95,5%.
Прибыл поезд с 287 экскурсантами.
Из 1163 объектов введено около 990.
Это произошло в 1879 году.
8. Поставьте в нужную форму следующие числительные в следующих сочетаниях:
у (оба, обе) студенток; в (полтораста) километрах; с (1,5 десятка) человек.
9. Согласуйте сказуемое с подлежащим:
1. Вчера произошл… два неожиданных события. 2. Более 250 книг получен… нашей библиотекой в прошлом году. 3. Большинство студентов справил…сь с заданием. 4. Большинство дверей был… низки для его роста. 5. Часть казаков покинул… станицу. 6. Пять геологов проводил… самостоятельные наблюдения. 7. Двести студентов нашего института принял… участие в кроссе. 8. За оградой стоял… несколько саней. 9. В течение одной недели произошл… два неожиданных события. 10. Дерево баобаб поражал… своими гигантскими размерами. 11. Газета «АиФ» объявил… конкурс на лучший рассказ. 12. Операцию производил… молодой хирург Вера Петровна Нечаева. 13. Кошка с котятами спрятал…сь под стол. 14. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был/были моими друзьями в трудное время. 15. Эту идею предложила знаменит… модельер Коко Шанель.
10. Образуйте словосочетания с предлогами несмотря на, благодаря, по причине, вследствие, ввиду, согласно, по окончании, по прибытии.
11. Поставьте зависимые слова (указаны в скобках) в нужную форму (пример: пропорциональный (размер) – пропорциональный (чему?) размеру): доказательство (положение, теорема), заведующий (кафедра), импичмент (президент), контрабанда (наркотики), обеспокоенность (событие), обсуждение (диссертация), одобрение (поведение), опасения (болезнь), оплатить (проезд), подтверждение (факт) , предпосылка (конфликт), рецензия (статья) , тенденция (увеличение), скучают (мы, вы, он, дом).
12. Выберите подходящий вариант согласования определений:
1. Город был открыт для ветров с северной и восточной сторон/стороны. 2. Вопрос этот важен как с научной, так и с практической точки/точек зрения. 3. Советская/советские печать, радио, телевидение играли большую роль в распространении образцовой литературной речи. 4. Отец с гордостью говорил об успехах своего/своих сына и дочери.
13. Поставьте в нужную форму заключенные в скобки названия.
1. Мой брат живет в городе (Свердловск). 2. Мы совершили на пароходе прогулку по реке (Ока), притоку реки (Волга). 3. Астрономы никак не могут решить вопрос, есть ли жизнь на планете (Марс). 4. Состоялось вручение призов победителям гонок на (Москва-река). 5. Пароход приближался к острову (Новая Земля).
Литература
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов, - Ростов н/Д: Феникс, 2001., С. 84 – 89.
2. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителей. – М., 1981.
3. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи : учебное пособие. – М., 2006. – С. 300-312.
4. Еськова, Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: Грамматические формы. Ударение. – 4-е изд., стереотип. – М., 2001.
5. Иванова, Т.Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Т.А. Черкасова. – 3-е изд., стереотип. – М., 2003.
6. Русский язык и культура речи. / Под ред. В.Д.Черняк. – М.: Высшая школа; -СПб., 2002., С.155 – 163.
7. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М., 1976. – С. 135-216.
8. Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. – М., 2006. – С. 193-246.
9. Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке. Справочники для работников печати. – М., 1988.
Практическое занятие № 10