Тема 1. Культура как феномен, понятие и предмет познания
Введение
Данный методический комплекс рекомендуется студентам дневной, заочной и дистанционной форм обучения всех специальностей. Он включает в себя федеральный стандарт по культурологии, методические указания, тематику семинарских занятий и контрольных работ, литературу к ним, перечень вопросов к зачету и краткий словарь по культурологии.
Учебный курс составлен на основе Государственного образовательного стандарта РФ для преподавания по культурологии с учетом рабочей программы курса и опытом преподавания этой дисциплины в Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности.
Методический комплекс помогает студентам выделить ключевые моменты учебного пособия «Культурология» Маркова В.И., Батуриной Т.В., Чуйкова В.С. Он обращает внимание студентов на дискуссионные проблемы пособия, что позволяет сформировать самостоятельное отношение к предмету. Материалы комплекса дают возможность ориентироваться в выборе темы при написании контрольной работы. Вопросы к зачету позволяют составить представление о комплексе знаний необходимых для усвоения курса. Список литературы помогает в освоении предмета.
Практические занятия (семинары) способствуют максимально эффективному усвоению изучаемого материала на основе углубленной самостоятельной работы в процессе подготовки к занятию. Семинары по культурологии предполагают самостоятельную работу студентов с материалами источников, литературой и учебниками. На занятиях необходимо сопоставлять разнообразные подходы при обсуждении темы, высказывать собственное мнение. При подготовке к семинару рекомендуется вести конспект, специально отмечая в нем те положения, с которыми в первую очередь намерен выступить студент. Методический комплекс включает темы и вопросы для успешной подготовки к занятиям.
Данная разработка может быть применена студентами для самопроверки знаний, написания контрольной работы, реферата, доклада, подготовки к зачету.
Завершив изучение дисциплин «Культурология» студент должен:
1. Иметь представления о предмете, принципах, методах культурологии, ее месте в системе гуманитарного знания;
2. Иметь представление о существующих подходах в культурологии, описывающих феномен культуры;
3. Уметь сформулировать и аргументировать собственную точку зрения на основе использования источников и литературы.
4. Овладеть и использовать категориальный аппарат науки при ответе на вопросы;
5. Иметь представление о современной культурной ситуации в мире.
6. Знать и уметь анализировать современные проблемы культуры России.
Государственный стандарт по культурологии
Структура и состав современного культурологического знания; культурология и философия культуры, культурная антропология; культурология и история культуры; теоретическая и прикладная культурология; методы культурологических исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичнсоть, культурная модернизация; типология культур; этническая и национальная, элитарная и массовая культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «серединные» культуры; тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе; культура и природа; культура и личность.
3. Общая литература по курсу культурологии:
1. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
2. Гачев Г.А. Национальные образы истории. М., 1988.
3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 2001.
5. Гуревич П.С. Культурология. М., 1999.
6. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
7. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
8. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1994.
9. Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М. 1995.
10. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
11. Кравченко А.И. Словарь по культурологии. М., 2001.
12. Культурология XX в. Энциклопедический словарь. Т. I.,
Т. II. М., 2002.
13. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч. I., Кемерово, 1999.
14. Марков В.И. Свое, чужое и отчуждение в культуре. Кемерово, КемТИПП, 2002.
15. Марков В.И., Батурина Т.В., Чуйков В.С. Культурология. Кемерово, 2002.
16. Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия культуры. М. 1991.
17. Поликарпов В.С, Курс лекций по культурологии. М., 1997.
18. Полищук В.И. Культурология. М., 1999.
19. Сапронов П.А. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2002.
20. Тойнби А. Постижение истории. М., 1989.
21. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.
22. Шпенглер О. Закат Европы. М. 1992.
23. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Методические указания по курсу культурология
Тема 1. Культура как феномен, понятие и предмет познания
Для усвоения данной темы постарайтесь, прежде всего, уяснить себе ее логику. В качестве первого пункта она включает в себя исследование трудностей создания общезначимого и «единственно верного» определения культуры. Это связано с рядом факторов:
- с многообразием самого феномена культуры, который в широком понимании совпадает с общественной жизнью человека вообще;
- с вытекающим отсюда многообразием толкований слова «культура», что не позволяет объединить их в некое единое целое, обнимающее собой все эти смыслы;
-с многообразием наук, изучающих культуру с различных точек зрения и, соответственно, по-разному толкующих ее.
К этому можно добавить, что если слово «культура» само по себе ценностно нейтрально, то в виде прилагательного «культурный» оно приобретает ярко выраженный ценностный характер. Ведь никто не хочет признавать себя некультурным. А смысл прилагательного напрямую зависит от того, что мы вкладываем в термин «культура». Поэтому любое толкование культуры будет вызывать бесконечные споры, так как оно затрагивает представления о своей культурности или некультурности народов и индивидов.
Из невозможности формирования однозначного определения культуры вытекает второй пункт описываемой логики, утверждающий, что реально достижимой является лишь задача создания определения культуры под углом зрения какой-либо определенной науки и в рамках определенной теоретической концепции. Поэтому встает вопрос не об определении культуры вообще, а именно с точки зрения культурологии, ее теоретических и ценностных аксиом.
Этим определяется третий пункт логики темы. Оказывается, определить культуру можно только под углом зрения специфического предмета культурологии, по сравнению с предметами других наук, изучающих культуру. Этот ход мысли приводит к выводу, что культурология является теоретической наукой среднего уровня по сравнению с философией культуры и культурографией – различными науками, описывающими отдельные конкретные стороны культурной жизни различных эпох и народов. Предмет культурологии – особенное в культуре, особенные культурные системы, культурные миры человечества. Это и есть понимание культуры, необходимое и достаточное для начала культурологического анализа. Ее подход– целостное рассмотрение этих систем в совокупности всех характеризующих их связей, отношений, функций и т.д. Поэтому основной метод культурологии, помимо общенаучных и философских, - это сравнительный анализ культурных миров, позволяющий выявить общее (степень «родства») и специфическое в них.
Четвертый пункт логики – это выявление необходимости культурологии, ее места, значения и функций среди других наук о культуре. Само возникновение культурологии связывается с практическим опытом взаимодействия культур (особенно в ходе колонизации мира Европой) и теоретическим осмыслением этого опыта. На этой основе постепенно происходил отказ от господствовавшей ранее европоцентристской идеи об едином пути развития и прогресса человечества. Оказалось, что на одни и те же воздействия культурные системы и их представители реагируют очень различным образом. С точки зрения научных представлений этого достаточно, чтобы признать разнородность данных объектов, то есть культурных миров. С тех пор в культурологии, помимо конкуренции ряда более мелких течений, идет борьба между двумя основными школами – прогрессистской и органической (этот вопрос более подробно изложен в книге Маркова В.И. «Жизнь культуры: Авторский курс лекций», Ч.1. КемТИПП, 1999, с.13-16). Эта идейная борьба идет во всех гуманитарных науках, но особенно остро именно в культурологии, поскольку прогрессистский взгляд на историю как повторение «образцового» пути, пройденного Европой, в принципе делает малозначимыми все особенности культур, изучением которых занимается культурология.
Таким образом, культурология в итоге рассматривается как теоретическое ядро наук о культуре. Ее теоретический и нравственный пафос – в утверждении необходимости и значимости разнообразия культур, бережного отношения к этому разнообразию. По своим функциям она является теоретической основой культурных контактов, культурного взаимопонимания, а для отдельного человека раскрывает широкий спектр выбора различных вариантов образа жизни, различных систем ценностей, определяя этим свободу выбора своего жизненного пути.
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Характеристика «прогрессистского» и «органического» подходов в культурологии.
2. Европейские мыслители о феномене культуры (Шпенглер О., Фрейд З., Тойнби А. и др.).
3. Роль русских мыслителей в определении понятия культуры (Данилевский Н. Я., Бердяев Н. А., Гумилев Л. Н., Леонтьев К.Н.).
Литература:
1. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре // Смысл истории. М., 1990.
2. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.
3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. СПб., 1992.
4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994.
5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
6. Культурология / под. ред. Багдасарьяна Н.Г. М., 1999. Тексты.
7. Леонтьев К.Н. Цветущая сложность. М., 1991.
8. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч.1. Кемерово, 1999.
9. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.
10. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. М., 1989.
11. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1 М., 1993.
Тема 2. Основные понятия культурологии
При изучении базовых понятий, помимо общего усвоения их содержания, необходимо обратить внимание на особенности именно культурологического подхода, определяющие ракурс видения проблем. Это относится, прежде всего, к следующим специфическим толкованиям понятий в культурологической науке:
- к понятию «цивилизации», которое в ряде учений рассматривается как закатный этап развития культуры или даже в некотором роде ее противоположность;
- к понятию «материальной культуры, которая в некоторых своих современных аспектах (СМИ, техника и т.д.) понимается как угроза существованию культуры как творчества свободного человека;
- к понятиям, определяющим соотношение различных субъектов культуры. Для культурологического подхода, изучающего развитие целостных культурных систем, базовым субъектом является скорее народ, чем отдельный индивид, вносящий новации в культуру. При этом отношения между «гениями» и народом, системой культуры, основаны, с одной стороны, на некоторой противоречивости, а с другой – на разделении труда, взаимодополнительности функций;
- в соответствии с этим кроме обычного выделения слоев и понятий «элитарной» и «массовой культуры», культурология обращает особое внимание и на сохраняющийся третий, фундаментальный по значению слой – культуру народную. Соотношение элитарной и массовой культуры также рассматривается специфически. Оно понимаются не как противоположность, а как взаимодополнительность. Это два взаимосвязанных слоя одного типа культуры эпохи кризиса;
- понятие «национализм» также толкуется в культурологии особенным образом. Если при обычном политико-идеологическом понимании этого термина обычно подчеркивается его негативный смысл, то в культурологии речь идет о культурном национализме. Культурный национализм связан с формированием и отстаиванием национальной идеи, миссии, которая совсем не обязательно противопоставляется другим народам и человечеству в целом, а скорее определяет уникальный вклад данного народа в мировую культуру. В этом смысле такой национализм является мощным мотивом культурной деятельности. Негативные же его стороны определяются другими сторонами – шовинизм и расизм. Кроме того необходимо различать типы национализма – национализм защитного характера, призванный сохранить уникальность своей культурной традиции в условиях внешней культурной агрессии, и национализм активно-агрессивный, примыкающий к культурному империализму. Отношение к ним, естественно, должно быть совершенно различным.
- в рассмотрении понятий, связанных с социальными институтами культуры, необходимо исходить из системного подхода. Одни и те же внешне схожие элементы в различных культурных системах играют совершенно разную роль. Забвение этой нормы жизни систем ведет к грубым ошибкам при реформировании культур, а в научном анализе приводит к абстрактно-формальному отождествлению социальных институтов различных культур.
- при рассмотрении понятий, связанных с типологией культур необходимо обратить особое внимание на главное разделение культурных миров по принципу «Запад – Восток». Это деление и все обоснования различий в миропонимании и способе деятельности необходимо знать досконально. Следует также уяснить особое значение (как позитивное, так и негативное) для жизни культурных систем делений типа «Свои – Чужие», «Мы – Они».
- при рассмотрении понятия «культурная традиция» надо обратить внимание на специфическое для культурологического подхода понимание соотношения между традицией и модернизацией культур. Культура, анализируемая как живая система, прежде всего, основывается именно на сохранении традиции. Обновление возможно и необходимо, но строго в рамках меры, свойственной данному типу культуры, иначе оно приводит не к развитию, а к гибели. Из этого проистекает принципиальное различие социокультурной динамики культур Запада и Востока. Данный материал при ответе можно подключить и к разделу «Типология культур».
- понятие «культурных контактов» рассматривается в рекомендуемом учебном пособии с точки зрения системного подхода. Особо следует выделить системные законы взаимодействия культур и восприятия чужого культурного опыта. Этот последний вопрос желательно также посмотреть по книге Маркова В.И. «Жизнь культуры: Авторский курс лекций», Ч.1. КемТИПП. 1999. с. 27 – 36.
- в анализе фундаментального для понимания культуры понятия «система ценностей» необходимо четко выделять три уровня различий систем ценностей разных типов культур;
- роль символической основы культурных систем и языка также рассматривается в учебном пособии под углом зрения сохранения жизнеспособности систем, соотношения традиции и модернизации, на что нужно обратить особое внимание.
Вопросы к семинарскому занятию:
1.Соотношение понятий культура и цивилизация.
2. Взаимоотношения в системе «человек-техника», «человек-человек» в цивилизации.
3. Элитарная культура: определение, функции.
4. Народная и массовая культуры: сравнительный анализ.
Литература:
1. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир 1990 №1
2. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994.
3. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994. гл.14
4. Культура: теории и проблемы. М., 1995.
5. Культурология / под. ред. Багдасарьяна Н. Г. М., 1999. тексты.
6. Марков В.И. Жизнь культуры. Авторский курс лекций. Ч.1. Кемерово, 1999.
7. Марков В.И. Свое, чужое и отчуждение в культуре. Кемерово, КемТИПП, 2002.
8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.
9. Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая? //Общественные науки и современность 2003 №2
10. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М. 2000.
11. Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986.
12. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.
13. Ясперс К. Характеристика современного положения // Смысл и назначения истории. М., 1991.