Правила поведения в религиозных храмах
Рекомендуемая литература
1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2006. – С.96-106.
2 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006. – С.74-96.
3 Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – С.199-206; 339-351.
4 Энциклопедия этикета /Сост. О.И. Максименко. – М.: Астрель, 2010. – С.47-88; 289-414.
1.2.2.1 Содержание первого вопроса
1) Каковы основные принципы культуры общения преподавателя и студента?
2) Назовите правила хорошего тона, которые воспитанный студент соблюдает по отношению к преподавателю. Какие формы поведения являются недопустимыми? Почему?
3) Расскажите, как должен поступить опоздавший студент.
4) Каков этикет сдачи экзамена (зачета)?
5) Какие нормы и правила необходимо соблюдать, строя свои взаимоотношения с товарищами по учебе?
6) Как не следует себя вести в стенах университета?
7) Охарактеризуйте поведение воспитанного студента в деканате, библиотеке и коридоре университета.
Содержание второго вопроса
1) Почему в религиозных храмах нужно вести себя очень сдержанно, быть сосредоточенным?
2) Каковы требования к внешнему виду посетителей православного храма и мусульманской мечети?
3) Как следует правильно обращаться к представителям православного и мусульманского духовенства?
4) Назовите отличительные особенности поведения верующих в православном храме и мусульманской мечети?
Самостоятельная работа студента
Выполните тесты
1 Опоздавший студент после занятия должен:
а) попрощаться с преподавателем и уйти
б) объяснить преподавателю причину опоздания и извиниться
в) тихо покинуть аудиторию, не привлекая к себе внимания
2 Воспитанные студенты входят в учебную аудиторию:
а)только после того как из нее выйдут другие студенты и преподаватель
б) сразу после звонка на перемену, не обращая внимания на тех, кто в ней находится
в) в зависимости от ситуации
3 Студент может обратиться к преподавателю, проводящему практическое занятие:
а) тогда, когда ему необходимо решить важный для него вопрос
б) по предварительному разрешению самого преподавателя
в) только в том случае, если того требуют чрезвычайные обстоятельства
г) по заданию декана или заведующего кафедрой
д) когда ему будет угодно
4 К православному священнику следует обращаться:
а) святой отец
б) батюшка
в) Ваше боголюбие
5 При входе в мечеть мусульманин…
а) снимает головной убор
б) надевает специальный головной убор
в) поступает с головным убором по своему усмотрению
6 Специальная ниша в мечети, указывающая направление к священному городу Мекке называется:
а) михраб
б) минбар
в) минарет
7 К мулле нужно обращаться:
а) хазрат
б) саид
в) хаджи
8 Сегодня в православном храме во время богослужения…
а) верующие могут переходить с одного места на другое
б) любые передвижения в это время строго запрещены
в) возможны небольшие передвижения в определенные моменты службы
Невербальный этикет и его роль в формировании имиджа (2 часа)
(Тема 3)
1) Создание внешнего облика
2) Мимика, жесты и позы как компоненты невербального общения
3) Походка, осанка и их значение в создании собственного образа
Содержание первого вопроса
1) Что понимается под внешним обликом? Какие основные требования к нему предъявляет этикет?
2) Как нужно одеваться, чтобы всегда чувствовать себя спокойно и уверенно? Приведите примеры.
3) Какие качества личности позволяют компенсировать недостаток денежных средств и выглядеть стильно и привлекательно?
4) Как этикет рекомендует относиться к моде?
5) Охарактеризуйте внешний облик делового мужчины и деловой женщины.
6) Как современный студент должен выглядеть на занятиях в университете, в театре и на дискотеке?
Содержание второго вопроса
1) Известно, что мимика, жесты и позы не только сопровождают, но и порой замещают речь. Приведите примеры.
2) Какие настроения и эмоции не следует выражать посредством мимики, а какие напротив – нужно проявлять?
3) Какова роль улыбки в общении? Какая улыбка делает человека привлекательным и располагает к нему людей?
4) Как Вы относитесь к дежурной улыбке? Бывает ли она уместной и необходимой или от нее нужно категорически отказаться как от искусственной и лицемерной?
Содержание третьего вопроса
1) Опишите правильную осанку. Какое влияние она оказывает на физическое самочувствие человека?
2) Какой должна быть красивая походка? Как не следует ходить согласно этикету?
3) Что могут рассказать походка и осанка о человеке?
Рекомендуемая литература
1 Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Академия, 2006. – С.38-46.
2 Рахматуллина З.Я. Этикет как ценность культуры. – Уфа: Гилем, 2006. – С.25-47.
3 Современная энциклопедия. Этикет/ Авт.-сост. И.Е. Гусев. – Мн.: Харвест, 2000.- С.7-10.
4 Энциклопедия этикета. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004. – С.174-184; 475-500.
Самостоятельная работа студента
Практические задания
1 Покажите жесты и позы, которые говорят о чувствах, настроении людей и их отношении к собеседникам.
2 Продемонстрируйте образцы некрасивой и красивой походки.
3 Покажите, как не рекомендуется и рекомендуется сидеть и стоять.
Выполните тесты
1 К невербальным средствам общения относятся:
а) жесты
б) поздравления
в) мимика
г) обращения
д) осанка
е) походка
ж) позы
2 Имидж это:
а) образ мышления и мировосприятия, присущий личности
б) целостное впечатление о человеке, которое складывается на основе его внешнего облика, манер, привычек и поступков
в) манера одеваться
3 В одежде может сочетаться следующее максимальное количество цветов:
а) два
б) пять
в) три
4 Отношение этикета к моде выражает следующее суждение:
а) от моды не следует отставать, но и увлекаться ею не стоит
б) на моду не нужно обращать внимания, ведь «встречают по одежке, а провожают по уму»
в) свой гардероб надо формировать только с учетом новомодных тенденций
5 Не сочетаются друг с другом следующие вещи:
а) классические брюки и кроссовки
б) пестрая рубашка и галстук
в) джинсы и кроссовки