Кризис идентичности и формирование системы ценностей и норм поведения современного человека
Тема 1. Основы общей этики
1. Этика как учение о морали. Составные части этики: этическая аксиология, деонтология, социология морали, историческая этика и др. Роль этики в формировании представлений человека о мире (Авторитарная этика. Рационалистическая этика. Этические концепции Древней Индии.Этические взгляды Фомы Аквинского и Августина Блаженного. Этические противоречия Средневековья. Антропоцентризм этической мысли эпохи Возрождения. Гуманистические взгляды М.Монтеня, М.Фичино, К.Ландино Аморализм учения Н.Макиавелли. Новые нравственные ориентиры Ренессанса в сравнении со средневековой философией. Принципы новой морали в учении Ф. Ницше. Взаимодействие культуры и этики в учении А. Швейцера.)
2. Структура этики. Этика добродетелей и институциональная этика: их специфика и взаимосвязь. Отражение современных проблем развития российского общества в предмете этики
3. Понятие о профессиональной этике. Служебная этика как вид профессиональной этики. Сущность этических принципов. Этический кодекс служащего.
4. Характеристика основных этических категорий: ценности, добро и зло, благо и социальное зло, достоинство и честь.
5. Высшие нравственные ценности. Общественный характер нравственных ценностей. Нравственная свобода: потребность личности в нравственном выборе и способность к нему.
6. Понятие долга. Формирование нравственного долга. Его виды и механизм реализации. Представление о нравственном долге в истории этической мысли. Критика нравственного нигилизма. Совесть как моральный абсолют, форма нравственной самооценки. Функции совести. Гуманизм как этический принцип
Контрольное задание к зачету (кейс № 1):
1. Составьте терминологический словарь по курсу.
2. На основе словаря разработайте кроссворд (сканворд и пр.). презентуйте его в группе.
3. Найдите изречение древних философов о профессиональной этике, объясните его в форме эссе. Обсудите в группе, насколько и почему актуальны и современны эти идеи сегодня.
Литература:
1. Анопченко Т.Ю.Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 381 с.
2. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М: Альфа-М, 2006. – 255 с.
3. Психология и этика делового общения: Учебн. для вузов. Под ред. Лавриненко В.И. – М., 2003.
4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2004.
5. Титова, Л.Г. Деловое общение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 271 с.
6. Солоницына А.А. профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005. – 200 с.
7. Этика. Хрестоматия. /Авт.-составитель В.А. Ермаков. – М.: 2010. – 132 с.
Тема 2. Профессиональный этикет. Этикет как социальное явление.
1. Соотношение правовых и этических норм в сфере делового администрирования. Виды этических норм и механизм их реализации в сфере деловых отношений.
2. Нравственные основы служебной субординации. Особенности правил партнёрских отношений в России и за рубежом.
3. Вербальные и невербальные компоненты в деловом общении. Кинесика в ситуации знакомства. Виды рукопожатия. Кинесика в ситуации беседы: язык позы, мимика, язык жестов, взгляда.
4. Кинесика и этикет в конфликтной ситуации, при публичном выступлении. Психологические приемы убеждения в споре. Нечестные приемы и уловки в споре. Рекомендации ведения спора. Сущность морального выбора и риска.
5. Протокол и этикет делового общения. Этикет общения с подчиненными: распоряжение, поощрение, наказание, увольнение со службы и прием на работу.
6. Принципы работы с персоналом. Общение с «трудным» руководителем. Особенности деловой беседы. Этикет деловой встречи. Этикет телефонного общения.
7. Этикет переговоров. Переговорный процесс: тактические приемы. Национальные и культурные особенности деловых отношений. Американский стиль ведения переговоров, деловых бесед. Французский деловой протокол и этикет. Английские традиции в деловых отношениях. Традиции и этика делового общения в Германии. Российский деловой протокол.
Контрольное задание к зачету № 2:
1) Выполните итоговый тест по курсу
2) Выполните кейс №2.
3) Подготовьте реферативный обзор по темам и обсудите в группе:
- Деловая культура России;
- Европейская деловая культура (Германия, Швейцария; Франция, Италия);
- Деловая культура скандинавских стран (Финляндия, Швеция);
- Американская деловая культура;
- Английская деловая культура;
- Деловая культура Инд;ии
- Деловая культура стран Дальнего (Япония, Китай, Корея)
- Деловая культура арабских стран (Эмираты, Турци)
- Деловая культура стран СНГ.
3) Подготовьте реферат на тему и защитите его в группе.
Перечень тем для рефератов:
Роль профессиональной этики в формировании системы ценностей и норм поведения современного человека
2. Роль категории этики в развитии самосознания личности.
3. Идея равенства в современной деловой среде.
Моральный кризис современности: признаки и проявления.
Кризис идентичности и формирование системы ценностей и норм поведения современного человека.
6. Понятие профессиональной этики и её основные принципы.
7. Виды профессиональной этики и её кодексы.
8. Взаимосвязь этики и этикета.
9. Приветствия, представления, обращения, субординация как основные элементы делового этикета
10. Основные элементы делового этикета работника образовательного учреждения.
11. Этикет в культуре внешности работника образовательного учреждения.
12. Специфика делового общения педагога с родителями.
13. Этика и этикет деловых переговоров в деятельности современного учителя.
14. Правила поведения человека поликультурного общества в общественных местах.
15. Этикет деловых приемов, их виды, подготовка и проведение.
16. Особенности делового общения в поликультурном мире.
17. Этика и преодоление конфликтов.
Литература:
1. Анопченко Т.Ю.Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 381 с.
2. Барышева А.Д. Этика и психология делового общения. – М: Альфа-М, 2006. – 255 с.
3. Психология и этика делового общения: Учебн. для вузов. Под ред. Лавриненко В.И. – М., 2003.
4. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. – М., 2004.
5. Титова, Л.Г. Деловое общение. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 271 с.
6. Солоницына А.А. профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005. – 200 с.
7. Этика. Хрестоматия. /Авт.-составитель В.А. Ермаков. – М.: 2010. – 132 с.
8. Ханников А.В. Деловой этикет и ведение переговоров. – М., 2005
- Алексина Т. Антропологический кризис и экологическая этика». – М.: 2007.
Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания, вопросы к зачетам, экзаменам и др.).
9.1.Учебный портфолио для зачета:
Контрольное задание к зачету № 1:
1. Терминологический словарь по курсу.
2. Кроссворд (сканворд и пр.).
3. Найдите изречение древних философов о профессиональной этике, объясните его в форме эссе. Обсудите в группе, насколько и почему актуальны и современны эти идеи сегодня.
Контрольное задание к зачету № 2:
1) Выполните итоговый тест по курсу.
2) Подготовьте реферативный обзор по темам и обсудите в группе:
- Деловая культура России;
- Европейская деловая культура (Германия, Швейцария);
- Деловая культура скандинавских стран (Дания, Финляндия, Швеция);
- Американская деловая культура;
- Английская деловая культура;
- Деловая культура стран Ближнего Востока;
- Деловая культура стран Дальнего Востока;
- Деловая культура арабских стран;
- Деловая культура азиатских стран.
3) Подготовьте реферат на тему и защитите его в группе.
Перечень тем для рефератов: