Базовая физическая культура
Эта часть физической культуры включена в систему общего образования в качестве одной из учебных дисциплин, обеспечивающих разностороннюю физическую подготовку. Важность и высокую значимость этого вида физической культуры в жизни каждого человека трудно переоценить. То, что и как закладывается с детских лет в организм человека в виде фундамента здоровья, во многом определяет не только его физические кондиции в будущем, но и его психическое состояние, умственную деятельность, активное творческое долголетие. Нельзя не вспомнить слова М.И. Калинина: «Почему же я поставил физкультуру на одну линию с русским языком и математикой? Почему я считаю ее одним из основных предметов обучения и воспитания? В первую очередь потому, что я хочу, чтобы все вы были здоровыми советскими гражданами. Если наша школа будет выпускать людей с испорченными нервами и расстроенными желудками, нуждающихся в ежегодном лечении на курортах, то куда же это годится? Таким людям будет трудно найти счастье в жизни. Какое же может быть счастье без хорошего, крепкого здоровья? Мы должны готовить себе здоровую смену – здоровых мужчин и здоровых женщин» (рис.2).
Рисунок 3 |
ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
Регулярные занятия физической культурой, сопровождаемые потоотделением, не только совершенствуют терморегуляцию, но и обеспечивают систематический вывод из организма образовавшихся в процессе жизнедеятельности шлаковых веществ. Наконец, доказана прямая зависимость между состоянием физической работоспособности и другими ее формами, в частности, умственной, и устойчивостью психических функций.
Для поддержания оптимального состояния ЦНС эффективными оказываются упражнения на выносливость — циклические малоинтенсивные. Кроме того, продолжение работы в условиях нарастающего утомления требует проявления соответствующей силы нервных процессов. Следует отметить то обстоятельство, что при выполнении такой нагрузки происходит разрушение в ЦНС и в мышцах гормонов стресса — это особенно важно в условиях исключительно высокой плотности информации, которую должен воспринять и переработать современный человек.
Таким образом, «запас прочности» между покоем и максимальной производительностью для организма у людей, занимающихся физической культурой заметно выше, чем у не занимающихся.
ТАБЛИЦА
№ п/п | Педагогическая задача | Примеры силовых нагрузок | ||||
Величина усилий (%) | Количество повторений в подходе | Количество подходов | Отдых между подходами | Число упражнений в одном занятии | ||
1. | Развивать собственно – силовые способности | 65 - 70 | 2 - 8 | 2 - 4 | 3 - 6 | 4 - 6 |
2. | Развивать скоростно – силовые способности | 30 - 60 | 6 - 10 | 3 - 4 | 3 - 5 | 6 - 8 |
3. | Развивать силовую выносливость | 25 - 40 | 20 - 50 | 2 - 3 | 1 - 3 | 3 - 5 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, систематическая двигательная активность, занятия физической культурой и спортом оказывают положительное воздействие на организм человека, в т.ч. органы кровообращения.
Кроме того, физические упражнения развивают двигательную мускулатуру и тем самым улучшают обмен газов между вдыхаемым воздухом и кислородом (рис.4).
Рисунок 4 |
Рисунок 5 |