Опросник исследования тревожности у старших подростков и юношей

Для исследования тревожности у старших подростков и юно­шей А.Д.Андреевой в 1988 г. был модифицирован опросник Ч. Д. Спилбергера (STPI — State Trait Personal Inventory). Он позво­ляет выявить уровень познавательной активности, тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Под позна­вательной активностью здесь понимается присущая человеку лю­бознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирую­щие познавательную деятельность субъекта. Гнев и тревога — ба-зальные эмоции, зависящие от иерархически организованных струк­тур мозга, они усиливают действие эмоциогенных стимулов, и это усиление внешне проявляется в виде затрудненного приспособле­ния субъекта к жизненно значимым ситуациям.

Описание

Опросник делится на две части: в одну объединены шкалы по­знавательной активности, тревожности и негативных эмоциональ­ных переживаний, характеризующие личностные свойства субъекта, а в другую — эти же шкалы, но в отношении состояния человека в конкретный момент. В соответствии с задачей диагностики эмо­ционального отношения к учению была модифицирована направ­ленность входящих в методику высказываний и инструкции испы­туемому таким образом, чтобы вторая часть опросника отражала состояние учащихся на уроке в ходе учебной работы в классе. Та­кое построение методики позволяет сопоставить уровень изучае­мых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету; в этом случае текст инструкции конкретизируется при­менительно к данному предмету. Указанный вариант опросника наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной ра­боты с ребенком, испытывающим трудности в освоении опреде­ленного учебного материала.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала со­стоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке (см. Ключ и опросник Спилбергера).

Эмоция       Пункт шкалы, номер      
Тревожность
Познавательная активность
Негативные эмоциональные
переживания                    

Ключ к опроснику Спилбергера

При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти всегда» (4 балла).

Инструкция к 1-й части. Прочти внимательно каждое предло­жение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние.

Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Инструкция ко 2-й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.

Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся запол­нить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испы­тываешь?» (после 1-й части опросника) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й части). При апробации методи­ки предполагалось, что, ответив на эти вопросы, школьники оце­нят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому как это делалось с основной частью опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию^как к возможности свобод­но высказаться о наиболее значимых Для себя переживаниях, и не обходимость в их балльной оценке отпала. Здесь следует отметить, что более содержательные ответы обычно даются на второй допол­нительный вопрос — о чувствах, переживаемых на уроке, — и имен­но они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затрудняются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его. Тем не менее авторы счита­ют целесообразным включение этого вопроса в методику для полу­чения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существен­ную помощь при интерпретации основных результатов.

Наши рекомендации