Какова роль образа вишневого сада в пьесе Чехова?
Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России. Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек. Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.
Почему чеховская история о гибели Вишневого сада завершается сценой одиночества Фирса?
Фирс символизирует старую Россию, как и вишневый сад, и что фактически старая дореформенная Россия перестает существовать, когда уезжают Гаев, Лопахин и Раневская, и раздается первый удар топора по дереву...Вишневый сад - это символ прожитого, с ним уходит и Фирс. Он покорно примет смерть, понимая, что свое уже прожил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Фирс просто обречен на гибель, когда его забыли в заколоченном доме. Обречен, как и вишневый сад, как и Российская империя, все это уходит навсегда в прошлое.
думаю, что во всех таких произведениях говорится о жестокости того времени...
ДЕНИС ИВАНОВИЧ ФОНВИЗИН
C5.1 Смешон или страшен Митрофан Простаков? Свой ответ аргументируйте. (По пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия «Недоросль». Недоросль — подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене. Денис Иванович Фонвизин начал работать над комедией по приезде в Россию из Франции. В образе одного из главных героев произведения, Митрофана, автор хотел показать грубость, невежество и деградацию дворянства в России, а также пагубность владения крепостными. Несмотря на внешнюю комичность, Митрофан страшен: он никого вокруг не уважает: ни во что не ставит собственного отца, матери льстит и пользуется ей, крепостным и слугам грубит. Никто не смеет давать ему отпор.
C5.1 Каковы особенности конфликта в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?
Конфликт в пьесе Д. И. Фонвизина «Недоросль» возникает в результате столкновения двух групп дворян: Стародума, Правдина, Милона, с одной стороны, и Простаковых, Скотинина — с другой. Каждая из этих групп выражает разные интересы и цели: первая группа представлена прогрессивными, честными и просвещенными людьми, вторая — невежественными самодурами и деспотами. Таким образом, конфликт комедии «Недоросль» формулируется как столкновение передового, образованного дворянства с косным миром самодуров-крепостников.
Типичным для комедии этого времени приемом борьбы со злом было противопоставление отрицательному явлению явления положительного, причем в тех случаях, когда его не существовало в действительности, оно изображалось якобы реально существующим. В полном соответствии с этими эстетическими требованиями четырем отрицательным персонажам «Недоросля» — Простаковой, Простакову, Скотинину и Митрофану — Фонвизин противопоставил такое же число положительных действующих лиц — Стародума, Правдина, Софью и Милона.
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
C5.2 Какой предстаёт жизнь русского крестьянства в произведениях Н. А. Некрасова?
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» была как бы отступлением от общей мысли многих произведений того времени — революции. К тому же почти во всех произведениях главными героями были представители высших сословий: дворянства, купечества, мещанства. В поэме же главные герои — бывшие крепостные крестьяне, ставшие вольными после указа 1861 г. А главная идея романа заключалась в поиске счастливых людей в России. Семеро мужиков, главных героев поэмы, выдвигали разные гипотезы по поводу самого счастливого человека в России, и это были, как правило, люди богатые, которые обязаны быть счастливыми: купцы, дворяне, помещики, бояре, царь. Но искать счастливого мужики пошли в народ.
C5.2 В чём состоит своеобразие крестьянских характеров и судеб в поэзии Н. А. Некрасова?
Народный поэт, певец страданий, поэт-демократ… - по-разному называют Н.А. Некрасова. Некрасовская Муза - «Муза мести и печали», страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе за его освобождение, протестующая, сочувствующая всем угнетенным. Некрасов впервые в русской поэзии глубоко раскрыл тему народных страданий. В центре внимания поэта - тяжкая доля крестьян, бурлаков, строителей железной дороги, солдат.
Тема страдания народа проходит через все творчество поэта.
Некрасов вырос на Волге и с детства был поражен картинами ужасающего труда бурлаков. В стихотворении «На Волге» поэт воссоздает образы несчастных людей, которые врезались в его память: один - «бледный, чуть живой», другой - «угрюмый, тихий и больной», в «лохмотьях жалкой нищеты». Поэт потрясен желанием последнего умереть к утру. Только смерть может оборвать нестерпимые муки «унылого» бурлака.
В «Размышлении у парадного подъезда» Некрасов создает обобщенный образ страдальца-народа. Он пишет: «Где народ, там и стон». Печаль и гнев - вот основные чувства, вложенные Некрасовым в стихи о народе. Искреннее желание изменить судьбы страдающих людей принесло художнику слова высокое звание «народного поэта». Некрасов был заступником народа, выражал его интересы, служил ему и старался увлечь его на такую дорогу, которая, по мнению поэта, принесет мужику довольство и счастье. Свою личную судьбу, свои слезы Некрасов навсегда соединил с судьбой, слезами, страданиями всего народа.
МАКСИМ ГОРЬКИЙ
C5.3 Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается тезис: «В жизни всегда есть место подвигам»?
Уже ранние рассказы М. Горького свидетельствовали о том, что писатель очень талантлив и незауряден. В своих произведениях он обращался к вечным ценностям, пытался ответить на важнейшие вопросы, с давних пор волновавшие людей. Рассказ «Старуха Изергиль» заставляет задуматься о ярких человеческих характерах. Именно такие люди всегда вызывали у Горького уважение и восхищение. О человеческих характерах говорит сама старуха Изергиль, Она говорит, что есть люди — «старики с детства» и «юные, которые любят». Сам автор полностью солидарен со своей героиней. Легенды о Ларре и о Данко позволяют нам лучше понять, как сам Горький понимал подвиг человека во имя людей. Ларра, герой первой легенды, умен и прекрасен. Но вместе с тем он горд и высокомерен, в его сердце холод. И Ларра абсолютно равнодушен к людям. Он свысока смотрит на всех, считает лишь свои желания заслуживающими внимания.
Горький не скрывает своего отношения к герою легенды. Ларра выглядит слабым, несмотря на внешнее превосходство. С точки зрения самого автора, только горячее сердце и любовь к людям делает человека достойным членом общества. Именно таковым и является Данко, герой второй легенды. Он жертвует собой ради других. Данко не задумывается о том, нужна ли его жертва людям. Этот вопрос для него ровным счетом ничего не значит. Мы не сомневаемся в силе и мужестве Данко. Его преимущества перед Ларрой очевидны. Только Данко оказался способен на подвиг во имя людей, пусть даже последние и не заслуживали такой жертвы.
C5.3 Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горького «На дне»)
В пьесе поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов позволяет относить пьесу «На дне» к жанру философ-ской драмы. Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Но Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опро-вергает теорию Луки Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
C5.3 Какое место в пьесе М. Горького «На дне» занимает образ Сатина?
В пьесе Горького поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов позволяет относить пьесу «На дне» к жанру философской драмы. Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Опровергает теорию Луки Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.
Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…». Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего. Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.
С5.3 Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?
Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Ночлежники с готовностью погружаются в мир мечты, так как они измучены, их существование беспросветно. Однако путь ухода от реальности — это путь тупиковый. Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опровергает теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.
C5.3 Какой след в жизни ночлежников оставил странник Лука? (По пьесе М. Горького «На дне»).
Автор «На дне» пробуждает читателей поразмыслить над тем, что же полезнее человеку: суровая правда или сладкая ложь? Нужно ли лгать во имя сострадания, как это делает Лука? Горький выражает свою точку зрения устами Сатина: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Позиция Луки абсолютно противоположна. Принцип, которому следует этот добрый ненавязчивый странник — «ложь во спасение». Лука не столько придумывает для каждого из них заветную мечту, сколько помогает оформиться тому, что давно уже зрело в их душах. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке Сибирь, где тот сможет начать совершенно новую, честную жизнь; Актера уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства в бесплатной чудо-лечебнице; умирающую Анну теплит надеждой, что за свои нестерпимые муки та после смерти обретет покой и вечное блаженство на небесах. Однако его утешения никому не помогли, так как Лука своими сладкими пилюлями лжи не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Весь его пассивно-сострадательный гуманизм основан на неверии в возможности человека. В глубине души он уверен, что реальное положение изменить уже нельзя, поэтому, и подходит ко всем со своей утешительной ложью. Впрочем, Джо ухода пожилого странника у большинства ночлежников крепнет вера в возможность начать новую жизнь. Ему, безусловно, вдохнуть в них надежду н6а лучшее будущее, согреть их души своим бесконечным сочувствием, которого так не хватало брошенным на дно жизни людям. Однако его проповеди еще больше воспитывали в «босяках» слабость и не способность бороться. «Ты — надейся! Ты — верь!» — внушал он. Но человек же не может постоянно жить иллюзиями. Столкновение с горькой правдой, в конце концов, неизбежно. Яркий пример тому — судьба Актера, не нашедшего силы действовать, разбившегося о суровую реальность, упав с высоты своей мечты, проснувшись он навеянного странником «сна». Философия странствующего проповедника, проверяясь на героях пьесы, всё-таки терпит поражение, ибо ложь, даже «во спасение» — прежде всего проявление неуважения к человеку, и, кроме временного утешения, она не способна ничего принести тому, кто верит в это заблуждение.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
С5.1 Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?
В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: нужны ли его времени люди чести, нужна ли сильная личность власти.
Облик царя Ивана Васильевича поэт восстанавливает таким, каким сохранила его народная память. Для народных песен государь — главное лицо, идея народной жизни — служба царю, с именем которого соединялось нераздельно имя отечества. Судьба отечества была в руках царя, следовательно, все, что касалось его личности, касалось вместе с тем и народа. В поэме первые слова автора обращены к царю, при этом используются обращения, характерные для народной песенной традиции: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»
Грозному царю принадлежит последнее слово, он является вершителем судеб человеческих. Не всегда выбор царя оказывается справедливым, но никто не смеет противиться его воле — слуги царские могут только надеяться на милость царя.
Лермонтов прославляет справедливую государственную власть, когда закон оказывается для всех един. Государь грозит жестоко наказать виновника за совершение убийства по умыслу, и он казнит купца Калашникова...
C5.1 Как в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отображена драма «потерянного» поколения?
Именно М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе обратился к проблеме потерянного поколения. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.
Главный герой романа Печорин явился выразителем пороков всего поколения. Критик В. Г. Белинский замечал, что в самих пороках Печорина кроется что-то великое. Герой не склоняет головы перед временем, не плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья – это наболевшие мысли лучших людей того времени. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью. Именно поэтому просматривается такая тесная связь идейного содержания всего романа и стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье»