В чем заключается драматизм судьбы Онегина.

Конфликт – противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Герою не противостоит никто конкретно, у него нет противника, которого можно было бы победить, разрешив конфликт.

Е. О. подавляет обыденность, устойчивые формы русской социальной, бытовой, культурной жизни, приводят к разочарованности, бездействию, хандре, скуке.

При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" — это, прежде всего, художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы. Жизнь "без цели, без трудов".В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

C5.2 Как в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния че­ло­ве­ка и при­ро­ды?

Рас­кры­тие темы воз­мож­но на сти­хо­тво­ре­ни­ях: «Как океан объ­ем­лет шар зем­ной», «Как хо­ро­шо ты, о море ноч­ное», «О чем ты воешь, ветр ноч­ной?». В сти­хо­тво­ре­нии Тют­че­ва «Как океан объ­ем­лет шар зем­ной» от­ра­жа­ет­ся мо­дель ми­ро­зда­ния. Че­ты­ре эле­мен­та всего су­ще­го: огонь («го­ря­щий сла­вой звезд­ной», «пы­ла­ю­щею без­дной»), вода («океан», «сти­хия», «при­лив», «не­из­ме­ри­мость волн»), земля («шар зем­ной», «зем­ная жизнь», «берег», «при­стань»), воз­дух («сны», «не­бес­ный свод») – на­хо­дят­ся в от­но­ше­нии про­ти­во­бор­ства и един­ства од­но­вре­мен­но. Море ноч­ное в сти­хо­тво­ре­нии «Как хо­ро­шо ты, о море ноч­ное» – сим­вол сти­хии ми­ро­зда­ния – ста­но­вит­ся во­пло­ще­ни­ем дви­же­ния, оно все­гда раз­ное, не­тож­де­ствен­ное са­мо­му себе в каж­дый миг. Кос­мос и Хаос, сла­бость и ве­ли­чие че­ло­ве­ка, его страх перед ликом без­дны и в то же время та­ин­ствен­ное при­тя­же­ние к ней – имен­но это от­кры­ва­ет­ся нам в сти­хо­тво­ре­нии «О чем ты воешь, ветр ноч­ной?». Мир в изоб­ра­же­нии Тют­че­ва про­ти­во­ре­чив: враж­деб­ность ми­ро­зда­ния, его хаос, мгла, стра­хи и тайны – и его ве­ли­чие, гар­мо­ния в самой сти­хий­но­сти; Че­ло­век – пес­чин­ка перед ликом ми­ро­зда­ния, он в раз­ла­де с собой и миром – и че­ло­век един со всем сущим, он не­отъ­ем­ле­мая часть ми­ро­зда­ния.

C5.2 В чём со­сто­ит свое­об­ра­зие сти­хо­тво­ре­ний Ф. И. Тют­че­ва, по­свя­щен­ных теме при­ро­ды?

Одно из самых за­ме­ча­тель­ных яв­ле­ний рус­ской по­э­зии — стихи Тют­че­ва о за­во­ра­жи­ва­ю­щей кра­со­те рус­ской при­ро­ды. При­ро­да в его сти­хах оду­хо­тво­ре­на, мыс­лит, чув­ству­ет, го­во­рит:

Не то, что мните вы, при­ро­да —

Не сле­пок, не без­дум­ный лик.

В ней есть душа, в ней есть сво­бо­да,

В ней есть лю­бовь, в ней есть язык.

Тют­чев со­здал не­за­бы­ва­е­мые по­э­ти­че­ские кар­ти­ны «осени пер­во­на­чаль­ной», ве­сен­ней грозы, лет­не­го ве­че­ра, ноч­но­го моря. При­ме­ра­ми сти­хо­тво­ре­ний для рас­кры­тия темы могут быть «Есть в осени пер­во­на­чаль­ной…», «Как хо­ро­шо ты, о море ноч­ное…», «Как весел гро­хот лет­них бурь…» и др.

Сти­хо­тво­ре­ние «Есть в осени пер­во­на­чаль­ной…» со­зда­ет яркое и от­чет­ли­вое ощу­ще­ние не­раз­рыв­ной связи че­ло­ве­ка с окру­жа­ю­щим миром. Кра­со­та при­ро­ды не су­ще­ству­ет сама по себе. Она за­став­ля­ет че­ло­ве­ка осо­бен­но остро ощу­тить свою при­над­леж­ность к этому миру. Сти­хо­тво­ре­ние на­ве­ва­ет мно­же­ство раз­лич­ных ас­со­ци­а­ций. Каж­дый чи­та­тель пред­став­ля­ет себе соб­ствен­ную кар­ти­ну кра­со­ты окру­жа­ю­щей при­ро­ды, ко­то­рая воз­мож­на в на­ча­ле осени.

При­ро­да у Тют­че­ва – живой ор­га­низм, чув­ству­ю­щий, ощу­ща­ю­щий, дей­ству­ю­щий, име­ю­щий свои при­стра­стия, свой голос и про­яв­ля­ю­щий свой ха­рак­тер, по­доб­но тому, как это бы­ва­ет с лю­дь­ми или жи­вот­ны­ми.

С5.2 Каким пред­стаёт лю­бов­ное чув­ство в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва?

Лю­бовь в по­ни­ма­нии Тют­че­ва — самое боль­шое по­тря­се­ние в жизни че­ло­ве­ка. Имен­но лю­бовь на­пол­ня­ет смыс­лом, внут­рен­ним го­ре­ни­ем, за­став­ля­ет со­дро­гать­ся че­ло­ве­че­ское серд­це, спо­соб­ству­ет взле­ту че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма и оду­хо­тво­рен­но­сти всего ми­ро­по­ряд­ка. Поэт от­ста­и­ва­ет право каж­до­го на это чув­ство и по­ка­зы­ва­ет, на­сколь­ко оно лично:

Лю­би­ма ты, и так, как ты —

Нет, ни­ко­му еще не уда­ва­лось!

О гос­по­ди!.. и это пе­ре­жить…

И серд­це на клоч­ки не разо­рва­лось…

Лю­бовь в по­э­зии Тют­че­ва — гро­зо­вая, гу­би­тель­ная страсть. Через все его твор­че­ство про­хо­дит про­ти­во­по­став­ле­ние ти­хо­го рас­све­та любви бур­но­му раз­га­ру стра­стей. Образ пол­ной све­жей пре­ле­сти «мла­дой феи» впи­сы­ва­ет­ся в «свет­лый» пей­заж «серд­ца ми­ло­го края». Тют­чев за­гля­нул в такие глу­би­ны, в такие без­дны че­ло­ве­че­ской души, как никто до него. Дви­же­ние ли­ри­че­ской мысли очень четко пе­ре­да­ет дви­же­ние че­ло­ве­че­ско­го серд­ца. Самым зна­чи­тель­ным в лю­бов­ной ли­ри­ке Тют­че­ва стал «де­ни­сьев­ский цикл»

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ

C5.3 В чём за­клю­ча­ет­ся свое­об­ра­зие кон­флик­та пьесы А. П. Че­хо­ва «Вишнёвый сад»?

Что со­став­ля­ет кон­фликт пьесы Че­хо­ва “Виш­не­вый сад”? На пер­вый взгляд в про­из­ве­де­нии дана чет­кая рас­ста­нов­ка со­ци­аль­ных сил в рус­ском об­ще­стве ру­бе­жа XIX—XX веков и обо­зна­че­на борь­ба между ними: ухо­дя­щее дво­рян­ство — Ра­нев­ская и Гаев; под­ни­ма­ю­ща­я­ся бур­жу­а­зия — Ло­па­хин; новые ре­во­лю­ци­он­ные силы, иду­щие им на смену, — Петя и Аня. Со­ци­аль­ные мо­ти­вы при­сут­ству­ют и в ха­рак­те­рах дей­ству­ю­щих лиц: бар­ская бес­печ­ность по­ме­щи­ков, их прак­ти­че­ская бес­по­мощ­ность; бур­жу­аз­ная де­ло­ви­тость купца; от­кры­тость мо­ло­де­жи, устрем­лен­ной в “свет­лое бу­ду­щее”. Од­на­ко цен­траль­ное с виду со­бы­тие — борь­ба за виш­не­вый сад — ли­ше­но того зна­че­ния, ка­ко­го, ка­за­лось бы, тре­бу­ет сама ло­ги­ка рас­ста­нов­ки дей­ству­ю­щих лиц. Кон­фликт, ос­но­ван­ный на про­ти­во­бор­стве со­ци­аль­ных сил, у Че­хо­ва при­глу­шен. Драма жизни за­клю­ча­ет­ся в раз­ла­де самых су­ще­ствен­ных ее основ. И по­то­му у всех ге­ро­ев пьесы есть ощу­ще­ние вре­мен­но­сти сво­е­го пре­бы­ва­ния в мире, чув­ство по­сте­пен­но­го ис­то­ще­ния и от­ми­ра­ния тех форм жизни, ко­то­рые когда-то ка­за­лись веч­ны­ми. В пьесе все живут в ожи­да­нии на­дви­га­ю­ще­го­ся ро­ко­во­го конца. Рас­па­да­ют­ся ста­рые ос­но­вы жизни и вовне, и в душах людей, а новые еще не на­ро­ди­лись.

Осо­бен­но­стью дра­ма­тур­гии Че­хо­ва яв­ля­ет­ся то, что в его пье­сах нель­зя вы­де­лить глав­но­го героя. Вся си­сте­ма об­ра­зов важна для рас­кры­тия темы. Об­ра­зы пьесы «Вишнёвый сад» пред­став­ля­ют, с одной сто­ро­ны, со­ци­аль­ные слои Рос­сии на­ка­ну­не пе­ре­ло­ма (дво­рян­ство, ку­пе­че­ство, раз­но­чин­ская ин­тел­ли­ген­ция, от­ча­сти кре­стья­не), с дру­гой сто­ро­ны — эти груп­пы от­ра­жа­ют про­шлое, на­сто­я­щее и бу­ду­щее стра­ны. Осо­бое место за­ни­ма­ет образ виш­не­во­го сада как оли­це­тво­ре­ние самой россии.

C5.3 По­че­му А. П. Чехов на­звал обы­ва­тель­щи­ну «страш­ным злом» (по рас­ска­зам пи­са­те­ля)?

Страш­ное зло омерт­ве­ния че­ло­ве­че­ских душ, по­гру­жен­ных в тину обы­ва­тель­щи­ны, об­на­жа­ет­ся Че­хо­вым в рас­ска­зах: «Ионыч», «Че­ло­век в фу­тля­ре», «Кры­жов­ник».

Ис­то­рия пре­вра­ще­ния док­то­ра Стар­це­ва в Ионы­ча, за­ско­руз­ло­го соб­ствен­ни­ка, пе­ре­счи­ты­ва­ю­ще­го жел­тые и зе­ле­ные бу­маж­ки, кла­ду­ще­го их на те­ку­щий счет, страш­на и по­учи­тель­на. Семья Тур­ки­ных, слы­ву­щая в го­ро­де С. «самой об­ра­зо­ван­ной и та­лант­ли­вой», оли­це­тво­ря­ет мир, об­ре­чен­ный на бес­ко­неч­ное по­вто­ре­ние од­но­го и того же, как за­иг­ран­ная грам­мо­фон­ная пла­стин­ка. Отец се­мей­ства «все время го­во­рил на своем не­обык­но­вен­ном языке, вы­ра­бо­тан­ном дол­ги­ми упраж­не­ни­я­ми в ост­ро­умии и, оче­вид­но, давно уже во­шед­шем у него в при­выч­ку: боль­шин­ский, не­дур­ствен­но, по­кор­чи­ло вас бла­го­да­рю». При­зрач­ная, жут­ко­ва­тая ими­та­ция юмора, мерт­вый ске­лет его... Мать, Вера Иоси­фов­на слиш­ком сла­ща­во и при­твор­но раз­го­ва­ри­ва­ет со своей взрос­лой до­че­рью Ека­те­ри­ной Ива­нов­ной, по воле ро­ди­те­лей пе­ре­кре­щен­ной в ме­щан­ско­го «Ко­ти­ка». Бу­ду­ще­го у этих людей нет. Их за­тя­ну­ла ру­ти­на, они про­из­во­дят жал­кое впе­чат­ле­ние. И если эта семья дей­стви­тель­но вы­де­ля­ет­ся на фоне го­ро­да С., но если они — вер­ши­на, то как же низко пала эта не­склад­ная жизнь!

Наши рекомендации