Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Расколькникова

Конфликт: внутренний, психологический конфликт: неразрешимые противоречия в душе героя. Герой не в ладу с самим собой, он несет в самом себе противоречия, заключает в себе несовместимые начала.

В центре внимания глубинная проблема человеческой личности – идейно-нравственная сущность характера. Жизненная позиция человека, процесс изменения этой позиции. В центре философский и этический поиск, попытки человека ответить на вопрос о смысле жизни, добре и зле. Процессы идейного и нравственного самоопределения личности.

Как темы страдания и сострадания раскрываются в романе "Преступление и наказание"?

Все содержание романа Достоевского «Преступление и наказание» пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.

Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает.

Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым

С образом Мармеладова связана гуманистическая тема «маленького человека». Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания. У Достоевского эта тема, тема «маленького человека» раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, но и виновен в страшном грехе - в страданиях семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -«милости к падшим».

Порфирий Петрович по-своему также проявляет «милость к падшим», указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения («Станьте солнцем, вас и увидят»).

Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни».

Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает.

АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ

C5.3 Что поз­во­ля­ет го­во­рить об ис­по­ве­даль­но­сти по­э­зии А. Т. Твар­довского?

Ли­ри­ка Твар­дов­ско­го наи­бо­лее ярко и от­чет­ли­во за­тро­ну­ла нрав­ствен­ные темы, свя­зан­ные с вой­ной. Ли­ри­ка Твар­дов­ско­го глу­бо­ко лич­ност­ная и ис­по­ве­даль­ная, часто по­вест­во­ва­ние в его про­из­ве­де­ни­ях ве­дет­ся от 1 лица. Все это со­зда­ет эф­фект наи­боль­ше­го со­пе­ре­жи­ва­ния. При­ме­ром для ана­ли­за могут стать такие сти­хо­тво­ре­ния, как «Я убит подо Рже­вом», «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, ни­ка­кой моей вины», «Лежат они, глу­хие и немые…» В сти­хах зву­чит при­зыв к веч­ной па­мя­ти о по­гиб­ших в чер­ные го­ди­ны войны.

Труд­но найти та­ко­го поэта, в ко­то­ром бы так тре­пет­но ощу­ща­лось чув­ство вины за все, что про­изо­шло на войне. В сти­хах этого поэта – пафос веч­ной па­мя­ти и боли, а также от­вет­ствен­но­сти живых перед по­гиб­ши­ми.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

C5.1 Какую роль в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка» иг­ра­ют ис­то­ри­че­ские пер­со­на­жи?

В про­из­ве­де­нии при­сут­ству­ют как ис­то­ри­че­ские пер­со­на­жи (Пугачёв, Ека­те­ри­на II, без­дар­ные орен­бург­ские ге­не­ра­лы, со­рат­ни­ки Пугачёва), так и вы­мыш­лен­ные герои (семья Гринёвых, Шваб­рин, семья Ми­ро­но­вых). Для Пуш­ки­на ин­те­рес­но было изоб­ра­зить кри­ти­че­ский мо­мент в ис­то­рии Рос­сии, в ко­то­ром наи­бо­лее полно про­яви­лись ха­рак­те­ры рус­ских людей.

По­ка­зать Пугачёва как ис­то­ри­че­скую лич­ность — вот одна из важ­ных задач ав­то­ра в ро­ма­не. Со­зда­вая образ на­род­но­го вождя, Пуш­кин ис­поль­зу­ет раз­ные спо­со­бы изоб­ра­же­ния: порт­рет, речь, по­ступ­ки героя, срав­не­ние с им­пе­ра­три­цей Ека­те­ри­ной, слож­ное вос­при­я­тие дру­гим пер­со­на­жем — Пет­ром Гринёвым. Ис­то­ри­че­ские пер­со­ны (вождь кре­стьян­ской войны Пугачёв, им­пе­ра­три­ца Ека­те­ри­на) вклю­ча­ют­ся в ис­то­ри­че­ский фон — со­бы­тия, в ко­то­рых глав­ные герои про­яв­ля­ют свои ха­рак­те­ры. Изоб­ра­же­ние ис­то­ри­че­ских со­бы­тий в ро­ма­не даёт воз­мож­ность Пуш­ки­ну вы­ра­зить своё по­ни­ма­ние клю­че­вых про­блем фи­ло­со­фии ис­то­рии: роли лич­но­сти в ис­то­ри­че­ском со­бы­тии, це­ле­со­об­раз­но­сти на­силь­ствен­ных (ре­во­лю­ци­он­ных) дей­ствий в ис­то­ри­че­ском про­цес­се, спра­вед­ли­во­го устрой­ства го­су­дар­ства и т.д.

С5.1 Как в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская дочка» рас­кры­ва­ет­ся тема чести и бес­че­стия?

Тема чести и бес­че­стия — одна из глав­ных тем про­из­ве­де­ния. Уже эпи­граф под­чер­ки­ва­ет это — «Бе­ре­ги честь смо­ло­ду». По­ня­тия чести и долга не чужды ни дво­ря­ни­ну Гри­не­ву, ни «на­род­но­му» герою Пу­га­че­ву, ни ка­пи­та­ну Ми­ро­но­ву. Дво­ря­не при­ся­га­ли на вер­ность им­пе­ра­три­це. Это зна­чит, что они обя­за­ны за­щи­щать ее и ее трон от все­воз­мож­ных по­ку­ше­ний. Гри­нев так и де­ла­ет. Сле­дуя за­ве­ту отца: «Бе­ре­ги честь смо­ло­ду», герой до конца оста­ет­ся верен своим прин­ци­пам и своей клят­ве. Даже перед самим Пу­га­че­вым, перед лицом смер­ти Петр не пре­да­ет свою им­пе­ра­три­цу. Он го­во­рит Пу­га­че­ву: ««Го­ло­ва моя в твоей вла­сти, — от­пу­стишь меня — спа­си­бо; каз­нишь — бог тебе судья». Как че­ло­век чести ведет себя и Пу­га­чев. Пу­га­чев ис­пы­ты­ва­ет сим­па­тию к Гри­не­ву, видя в нем сме­ло­го и бла­го­род­но­го че­ло­ве­ка. Он по­мо­га­ет Петру, по­то­му что счи­та­ет, что была на­ру­ше­на спра­вед­ли­вость (осво­бож­де­ние Маши Ми­ро­но­вой). Ан­ти­по­дом по­ря­доч­но­сти и чести яв­ля­ет­ся в ро­ма­не Шваб­рин, образ ко­то­ро­го ан­ти­па­ти­чен и ав­то­ру, и чи­та­те­лю.

C5.1 Какой пред­стаёт жизнь по­мест­но­го дво­рян­ства в ро­ма­не А. С. Пуш­ки­на «Ев­ге­ний Оне­гин»?

Ярким при­ме­ром мел­ко­по­мест­но­го дво­рян­ства яв­ля­ет­ся семья Та­тья­ны Ла­ри­ной, дядя Оне­ги­на и гости на име­ни­нах Та­тья­ны. Семья Ла­ри­ных — эта та среда, в ко­то­рой вы­рос­ла Та­тья­на, впи­тав в себя всю доб­ро­ту, про­сто­ту, пат­ри­ар­халь­ность и сер­деч­ность по­мест­ных нра­вов и укла­да жизни. Мир по­мест­но­го дво­рян­ства далек от со­вер­шен­ства, ибо в нем ду­хов­ные ин­те­ре­сы, по­треб­но­сти не яв­ля­ют­ся опре­де­ля­ю­щи­ми. Од­на­ко Пуш­кин пишет о по­мест­ном дво­рян­стве с боль­шей сим­па­ти­ей, чем о пе­тер­бург­ском. Имен­но по­мест­ное дво­рян­ство живет в не­по­сред­ствен­ной бли­зо­сти к на­ро­ду, а по­то­му в нем, ве­ро­ят­но, за­ло­же­на идея воз­рож­де­ния.

Наши рекомендации