Культура и цивилизация. Научный статус, предмет и задачи Культурологии
Научный статус, предмет и задачи Культурологии
Культурология сегодня находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов исследования.
Трудности становления культурологии вызваны сложностью, многоплановостью самого понятия культуры.
О предмете и месте культур в системе научного знания единого мнения пока не сложилось.
Существуют два подхода:
· Изоляционистский. В основе его лежит убеждение, что культурология обладает своим особым предметом и методом исследования.
· Интегративистский. Рассматривает культурологию как систему знаний, т. е. как синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.
Ограниченность изоляционистской точки зрения в том, что культурологию часто подменяют историей искусства мировой художественной литературы. Более перспективным является представление о культурологи, как о синтетической области знаний, которая возникает на стыке различных социокультурных наук: история культуры, психологии и т. д.
Эти науки питают культурологию своими методами, теоретическими достижениями, дают материал для описания и объяснения конкретных явлений культуры.
Культурология является метатеорией по отношению к совокупности дисциплин, которые изучают различные аспекты развития культуры.
Задача культурологи– выявление основных принципов анализа культурологического материала, его классификация, типологизация и на этой основе – усвоение духа культуры (менталитета).
Необходимо различать культурологию как теоретическую дисциплину, так и учебную.
Как теоретическая дисциплина называет своим предметом культуры, исследует её происхождение, функционирование и развитие в целом.
Объектом выступают живые люди, творцы и носители культуры, культурные явления, процессы и учреждения.
Культурология как учебная дисциплина нацелена на изучение и понятие теории культуры, на ознакомление с основными направлениями и концепциями, школами культурологи, на знание основных этапов закономерностей развития основных мировой и отечественной культуры.
Историческое развитие представления о культуре
Понятие «культуры» вошло в научный обиход Европейской социальной мысли лишь в Новое Время (XVII – XVIII вв.), а представление о культуре возникло значительно раньше.
У греков существовало понятие «Пайдея», которое включало в себя воспитанность и образованность. При помощи этого понятия они обозначали особое качество эллина (греки – житель Эллады), отличающие его от варвара.
В восточных культурах так же создаются аналогичные понятия: Китай – конфуцианская «Жень» (гуманность, человечность), а в Индии – «Дхарма» (мораль).
В первые понятие «культура» появилась у римлян. Римский писатель Марк Порций Катон употреблял его по отношению к возделыванию земли.
В переводе с латыни CULTURA– возделывание, обработка.
Земледелец вносит в мир природы человеческое начало, выращивая растения, он окультуривает их.
В I в. до н. э. римский писатель и оратор Марк Туллий Цицерон говорил о том, что объектом возделывания может быть и сам человек. Он употребляет понятие «cultura anima» - культура души.
В Средние века слово «культура» отражала городской уклад жизни в противовес дикому, варварскому, деревенскому укладу.
Постепенно слово «культура» стало основной характеристикой личного совершенствования человека.
В эпоху Возрождения понятие «культура», ассоциируется с понятием «гуманизм» (человечность).
Е тыс. до н. э. –V в. – ДРЕВНЯЯ АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА.
V-XVI вв. – СРЕДНИЕ ВЕКА.(XVI в. – Италия, Венеция, Флоренция – начало возрождения культуры).
XVII – XVIII вв. – ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Во второй половине XVIII в. понятие «культура» стало отождествляться с такими сферами человеческого бытия, как наука, искусство, мораль, религия, т. е. основными формами духовного и социального развития общества и человека.
И лишь во второй половине XIX в. культуру начинают рассматривать как органическое единство материального и духовного производства человеческого общества.
«Культура – это созданная человеком вторая природа» - Гегель.
«Natura» - природа.
В России термин «культура» появился лишь во второй половине XIX в., это зафиксировано в «Карманном словаре» Никиты Кириллова. До этого времени использовался другой термин «Цивилизация» (гражданственность, civitas).
Наиболее широкое распространение «культура» получила в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых в XX в.
Зарубежные ученые: английский этнолог и историк Э. Тайлор «Первобытная культура»; американский культуролог Л. Уайт; английский этнолог Д. Фрезер «Золотая ветвь»; франко-немецкий гуманист А. Швейцер; нидерландский культуролог Йохан Хейзинго.
Русские ученые начала XX в.: Н. Бердяев, И. Ильин, В. Розанов,отец П. Флоренский, рус. – ам. к. П. Сорокин.Вторая половина XX в.: А. Лосев, М. Бахтин, В. Мижуев, Д. Лихачев, А. Арнольдови другие.
Культура и цивилизация
В тесной связи с понятием «культура» в XVIII в. появляется понятие «цивилизация», которые многими учеными воспринимались как синонимы.
В конце XIX в. начала XX в. понятия «культуры» и «цивилизации» стали разделять.
Если понятие «культуры» характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения, то понятие «цивилизация» характеризует социальное бытие самой культуры.
Цивилизация – включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу (в девственной природе существование цивилизации невозможно) и средство этого преобразования человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания.
Цивилизация – это преобразованный человеком мир, а культура – это внутреннее достояние самого человека, оценка его духовного развития.
Рассматривая вопрос о соотношении понятий «культуры» и «цивилизация» необходимо обратить внимание на то, что в Культурологии не сложилось единого понимания данной проблемы. Разброс точек зрения колеблется от противопоставлений этих понятий, до их отождествления.
В целом, представление о соотношении «культуры» и «цивилизации» сводится к следующим позициям:
· «Цивилизация» и «культура» отождествляются, рассматриваются как родственные понятия (Н. Данилевский, А. Тойнби, З. Фрэйд).
· «Цивилизация» рассматривается как определенная ступень или уровень в истории человечества (Л. Морган и классики марксизма).
· «Цивилизация» рассматривается как техническая и технологическая сторона социального образования, с ней ассоциируются материальные достижения. «Культура» связывается с гуманитарными ценностями, с духовным миром человека. При этом «культура» и «цивилизация» не противопоставляются, они дополняют друг друга (Г. Спенсер, М. Вебер, В. Библер).
· «Цивилизация» и «культура» рассматриваются как понятия антиподы. «Цивилизацию» представляют как некий завершающий этап той или иной культуры, когда «культура» исчерпывает свою творческую силу, сосредотачивается на материальном благополучии и потреблении в ущерб жизни духа (О. Шпенглер).