Вопрос 27 Глобализация: социологический дискурс.

60-е-начало 70-х гг. центром дискуссии в социологии были проблемы объективизма и субъективизма.

Вторая половина 70-х-80-е гг. – модернизм, постмодернизм. 90-е гг.- стержень дискуссии – глобализация.

Глобализация как термин появилась в начале 80-х гг. Но сама проблема 60-70-е гг. Глобальные деревни – 70-е гг.

Дискурс глобализации очень разнородный, даже полярный.

1 полюс – глобализация - это светлое будущее, оптимистическая оценка глобализации

2 полюс – пессимистическая оценка

Гидденс – спор о глобализации – «это самый судьбоносный спор, который развивается в социальных науках». Дискурс становится более сложным, т.к. всё больше и больше субъектов включаются как в сами процессы глобализации, так и в обсуждения этих процессов. Все хотят участвовать в глобализации. Искушение глобализмом.

Чем более сложный становится дискурс, тем дальше он уходит от оптимистической оценки глобализации. Буквально в последние годы тенденция в социологии:

1) Происходит постепенный отказ от оценки глобализации как основополагающего мирового процесса от теорий глобализации, как основной объясняющей модели современности. Дискурс становится более расплывчатым, он перестаёт быть фокусом.

2) Раньше безусловно позитивные оценки меняются на более сдержанные и негативные в большей степени. Столкновение глобализаций.

3) Концепция глобализации обвиняется всё более открыто в её идеологичности и в идеологической и политической связи с неолиберализмом. Глобализация – это старая теория модернизации в новой неолиберальной одежде. Рицер: «глобализируется ничто». Предложил назвать глобализацию «гробализацией».

Идейные истоки глобализации.

Маркс. О великой интернациализирующей силе капитализма.

Ленин. Империализм как высшая стадия капитализма.

Иммануил Валлерстайн. Неомарксизм. Теория мир-системы – вместо понимания развития страны как

изолированного процесса он рассматривает развитие каждой страны в контексте мировой системы.

3 типа мировых систем:

· Мир-империя(политическая система). Римская империя, Российская империя. В основе лежит политическая интеграция.

· Мир-экономика(экономическая система) \ Мир-хозяйство – политически независимые страны, нации- государства, объединены в единую экономическую хозяйственную системы.

· Мир-социализм(единая политико-экономическая система). 3 зоны экономики: Центр – периферия – полупериферия.

В основе этого деления:

1) Разделение труда. Периферия – источник дешёвых трудовых ресурсов.

2) Неравенство.

В Центре отношения строятся на основе кооперации и сотрудничества.

Принцип мир-экономики– неравенство. Выравнивание экономического процесса в процессе модернизации станет концом мир-экономики, т.е. неравенство – способ существования мир-экономики. Глобализация – летальная стадия мировой системы.

Почему?

· Исчерпание ресурсов сельского населения (дешёвой рабочей силы)

· Рост доли труда в стоимости продукта

· Невозможность дальнейшей экстернализации экологических издержек производства

Поэтому глобализация – это не глобализация, а инструмент для сохранения выживания центра за счет периферии и полупериферии.

Основные социологические концепции глобализации.

Модели (3 штуки) сформировались в к.80-90х гг., но ничего нового не привнесли.

Исходное понятие– локальное \ глобальное. В модерне – национальное \ интернациональное. Интернационализация – связь между национальными государствами

Глобализация – транснациональная реальность (проходящая через, над странами). Транслокальность. Формируется транслокальная сфера социального, которая становится всё более автономной к теории глобализации.

Глобализирующееся общество понимается как система. Гидденс (принципиальная позиция):

глобализация – это не более чем максимально полное развёртывание модерна. Для него глобализация – это совокупность однотипных тенденций, которые развиваются в разных обществах и которые институциализируются примерно в одинаковых формах в различных сферах общества. Акцент на идеологию консьюмеризма, которая становится смысловой основой в процессе глобализации. Мы все включаемся глобализации как потребители.

Наши рекомендации