История брака в Европе (Средние Века, Новейшее Время, существует ли альтернатива браку).
· Вот уже несколько тысячелетий основной моделью взаимоотношений мужчины и женщины является супружеский союз. Но все течет, все меняется. На протяжении веков считалось, что главное в браке — долг. Гуманистические идеи совершили революцию в общественных умонастроениях, и основой брака стали считать любовь. А в наше нестабильное время, когда вновь рушатся старые идеалы, что стало с институтом брака? И какое у него будущее?
· Брак как клановая выгода
· Историки утверждают, что институт брака появился более четырех тысяч лет назад. В условиях первобытно-общинного строя устойчивые брачные отношения были редкостью. Семьи состояли из групп в несколько десятков человек — небольшого количества мужчин и намного большего числа общих женщин и детей. Но с развитием общества люди стали нуждаться в более стабильной структуре взаимоотношений мужчин и женщин. Первая документально подтвержденная брачная церемония, соединявшая одного мужчину и одну женщину, была отмечена в Месопотамии примерно в 2450 году до н. э.
· И затем тысячелетия брак был инструментом обеспечения экономической, политической и половой иерархии. В подавляющем большинстве обществ прошлого считалось, что люди не должны свободно выбирать своих брачных партнеров, особенно на таком шатком основании, как любовь. Главной целью брака был не столько правильный выбор партнера для совместной жизни в любви, сколько правильный выбор родни по линии супруга или супруги. Так, в родоплеменных сообществах брачные союзы создавали узы между кланами. А в период Античности, в эпоху Средневековья и Нового времени — до конца XVIII века — с помощью брака высшие классы объединяли состояния, формировали военные коалиции, закрепляли мирные договоры, добивались более высокого социального статуса и политического могущества; представители среднего класса стремились обзавестись родней «со связями», а приданое невесты зачастую становилось для мужчин большим материальным подспорьем; низшие же классы — крестьяне и ремесленники — приобретали таким образом новых работников в семью и налаживали связи с соседями.
· Родители считали само собой разумеющимся право устраивать женитьбу детей, а порой и расторгать браки, заключенные без их согласия. Незаконнорожденные дети не имели никаких юридических прав по отношению к семьям родителей, что также являлось одной из причин укоренения прочного института брака, как главной движущей силы в продолжении рода.
· Даже законные жены и дети были лишены многих элементов правовой защиты. Конечно, и в прошлом многим людям удавалось создать семьи «по любви», но это было скорее счастливым стечением обстоятельств.
· Любовь и мораль
· Все начало меняться благодаря идеям Просвещения, поставившим под сомнение право старшего поколения и государства диктовать условия молодым. Общественным идеалом стал свободный выбор партнера, основанный на любви и совместимости характеров, и к началу XIX века критерием успешности брака стала забота его участников друг о друге и о детях. Новые идеи побудили многие страны облегчить процедуру развода, но и породили ряд проблем и вопросов. И главный среди них — что будет побуждать людей жить в браке после того, как любовь угаснет?
· Моралисты забили тревогу. И в чем-то они были правы. Количество разводов неуклонно увеличивалось. Но все-таки консервативное отношение к институту брака, когда главой и хозяином в семье считается муж, а женщине отводится подчиненная роль, сохранилось вплоть до семидесятых годов XX века. Так, еще в 1950-х годах наилучший шанс на прочный брак женщинам давало замужество с мужчинами, твердо верившими в идеал «мужа-кормильца семьи». И женщине, желавшей удачно выйти замуж, зачастую приходилось отказаться от попыток получить диплом об окончании университета или сделать карьеру.
· Но к 70-м годам XX века ситуация стала меняться, так как менялась жизнь, менялись экономические, а вместе с ними и социальные условия. И многие мужчины уже не могли в полной мере осуществлять функции мужа-кормильца.
· Женщины обрели экономическую независимость, кроме того, была упразднена правовая дискриминация незаконнорожденных детей, современные условия жизни в значительной степени облегчили быт одиноких людей — как мужчин, так и женщин. В совокупности все это создало ситуацию, в которой социальная значимость брака коренным и необратимым образом уменьшилась.
· Союз независимых индивидов
· Сегодня, в условиях равенства полов и свободы выбора, для того, чтобы брак был успешен, требуются другие качества, навыки и модели поведения, чем в прошлом. И нынешние мужчины уже по-другому смотрят на вопросы образованности и карьерных успехов жены. По данным социальных опросов, они стали придавать интеллекту и образованию партнерши куда больше значения, чем умению готовить и вести домашнее хозяйство. Социологи также утверждают, что у образованных, хорошо зарабатывающих женщин вероятность развода гораздо меньше. А проблема образования и брака поменяла полюса. Женщины предпочитают выбирать партнеров по крайней мере с таким же уровнем образования или выше. Но нынешние молодые мужчины менее зрелые, чем были представители их пола двадцать лет назад. Данные статистики показывают, что современные девушки лучше образованы, чем парни, а потому более амбициозны в достижении целей и зачастую достигают больших успехов в плане карьеры. И надо ли удивляться, что более образованные женщины рассматриваются как более привлекательные партнеры! Ведь они имеют хорошо оплачиваемую работу и способны поддерживать материальное благосостояние семьи наравне с мужем, а то и лучше. И нередко вообще содержат семью при неработающем муже. Еще социологи отмечают, что у женщин с низкими доходами гораздо более велик риск оказаться в униженном положении, когда их партнер не соблюдает равенства в семье, даже при том, что сам он также может заниматься низкооплачиваемой работой или вовсе не иметь ее.
· Аналитики компании ACNielsen, исследовавшие семейные ценности во всем мире, пришли к выводу, что почти половина населения не верит в то, что супружество может длиться долго, а треть считает, что вступать в брак не стоит, поскольку это явление устаревшее. И в России настроения и отношение к браку не слишком отличаются от общемировых. А согласно исследованию, проведенному в Англии, ученые сделали вывод, что институт брака просуществует не дольше 2050 года. Корень зла видят в урбанизации современного общества. Научно-технический прогресс так упрощает условия жизни, что борьба за существование отходит на второй план, как и необходимость в семье, которая была инструментом этой борьбы.
· Прелести гражданского брака
· Но есть ли у института законного брака какая-нибудь альтернатива? Многие — и в том числе социологи — усматривают ее в гражданском браке. Уже две трети населения Земли не видят разницы между официальными и незарегистрированными отношениями. По данным опроса в Европе идею гражданского брака поддерживают 77% всех участников исследования, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 72%, в Северной Америке — 52%. В России сторонников и противников гражданских браков поровну — 50 на 50%. По данным недавнего опроса социологов «Левада-Центра», доля гражданских браков среди москвичей достигла 14%, тогда как в официальном браке проживают уже менее половины жителей столицы.
· Психологи отмечают, что гражданский брак привлекает многих своей необязательностью. Появляется своего рода синдром «вечной молодости», что кажется многим крайне привлекательным. Более того, в крупных городах появилась особая категория людей — «свободные эгоисты». Представители этого типа рациональны, успешны, привыкли много тратить на себя. Они любят моду и готовы платить за то, чтобы хорошо и молодо выглядеть. Их отличительная особенность — жить для себя, они самодостаточны, но это не значит, что в личной жизни они одиноки. Их отношения — либо брак гостевой, когда партнеры живут отдельно и встречаются несколько раз в неделю, либо ни к чему не обязывающие романы.
· Но те же психологи уверяют, что ныне гражданский брак нередко оказывается прочнее официального. И чем дольше гражданский брак длится, тем больше у него шансов превратиться в официальный. Отмечено, что уже после трех лет совместной жизни отношения официально оформляют около 75% сожителей, а после пяти лет в гражданском браке продолжают жить единицы, так как тогда главное преимущество гражданского брака — легкость разрыва отношений — уже не работает, да и другие проблемы — например, невозможность взять ипотечный кредит на двоих — становятся все более ощутимыми. Кроме того, люди привязываются друг к другу, не желают искать новых партнеров, а чувство тревожности, вызванное подразумеваемой гражданским браком временностью и необязательностью отношений, все усиливается. И в конце концов партнеры женятся.
·
Стремление к счастью
· Появление разнообразных форм семьи изменило прежние способы организации труда, досуга, распределения доходов и заботы о близких. Некоторые освободились от навязываемого прежде обществом способа жизни — института брака, регламентирующего поведение — и обрели большую степень личной свободы. А некоторые в результате этого процесса оказались лишены привычных правил поведения и средств к существованию, и не получили взамен никаких новых ценностей, четко определенных общественной системой.
· С другой стороны — парадоксально, но факт: если на протяжении всей своей истории институт семьи служил скорее обществу, чем индивиду, и семья выступала посредником между обществом и человеком, то в наше время ситуация поменялась с точностью до наоборот: семья необходима именно для отдельно взятой личности и именно индивид осуществляет посредническую миссию между семьей и обществом. Так что можно сделать вывод: институт брака сохраняется теперь лишь усилиями индивидов, вопреки общественным тенденциям.
· И хотя на первый взгляд создается ощущение, что карьера, деньги и прочие ценности современного мира отодвинули семейные ценности на второй план, психологи утверждают, что именно брак делает нас счастливее. Об этом говорят абсолютно все без исключения исследования на эту тему. Психологические тесты продемонстрировали, что семейные люди оценивают свой образ жизни наиболее высоко, за ними следуют люди, имеющие долговременную любовную связь, за ними — мужчины и женщины, которые периодически переживают романы. И наименее счастливы одиночки. В любом случае, супруги получают выгоду от ощущения стабильности своей жизни, постоянного присутствия близкого человека. Благотворно отражается семейная жизнь также на финансовом состоянии и продолжительности жизни вообще. По статистике доход людей, которые никогда не состояли в браке, на 63% ниже, чем у семейных (или разведенных), обладающих аналогичным образованием или уровнем квалификации! И для женатых и замужних шансы скоропостижно скончаться в два раза ниже, чем для их ровесников, никогда не состоявших в браке. Если семья распадается в результате развода или смерти одного из супругов, то шансы оставшегося преждевременно уйти из жизни увеличиваются на 50%.
Семья и брак в истории Европы
До начала индустриализации большинство семей являлись производственными ячейками, они обрабатывали землю или занимались ремеслом. До создания собственных репродуктивных семей люди, как правило, входили в состав других семей, с членами которых вместе жили и работали. Выбор будущего супруга обычно определяли не любовь и романтические увлечения, а социальные и экономические интересы, диктовавшие необходимость бесперебойного функционирования семейного производства и заботы об иждивенцах. Лендлорды часто прямо вмешивались в выбор брачных партнеров своих арендаторов, поскольку были заинтересованы в том, чтобы работы на их земельных владениях велись эффективно. Для Центральной Европы было типичным, что человек, обнаруживший желание вступить в брак, должен был получить разрешение у лендлорда. Безземельным беднякам, имевшим мало шансов приобрести дом или ферму, иногда запрещалось вступать в брак.
Сексуальные отношения до и вне брака в средневековой Европе были весьма распространенным явлением, как среди бедных, так и среди зажиточных слоев населения. В некоторых районах мужчине считалось позволительным до женитьбы проверить способность своей будущей жены к деторождению. Если беременность наступала, браку ничто не препятствовало, в противном случае невеста могла так и не выйти замуж. Количество незаконнорожденных детей во многих частях Европы (особенно в Центральной) было, по современным нормам, исключительно большим. Законности появления ребенка на свет придавалось сравнительно малое значение, и дети от внебрачных союзов часто принимались в семью и воспитывались наравне с законным потомством. Как указывалось в главе I (“Социология: проблемы и перспективы”), любовные страсти в браке были редки среди большинства населения. Среди аристократии и сельского дворянства любовные связи принимались как должное, но почти всегда возникали вне брака.
Многие социологи обычно полагали, что в средневековой Европе господствующей формой была расширенная семья, но последние исследования показали, что обычной формой была все-таки нуклеарная семья, по крайней мере, в западной части континента. Домашние хозяйства были крупнее, чем сейчас, но это различие объясняется скорее наличием слуг, а не родственников. В Англии XVII—XIX веков средний размер семьи составлял 4,75 человека4). В настоящее время этот показатель равен 3,04. Расширенные семьи, по-видимому, имели гораздо более важное значение в Восточной Европе и в России.
В современной семье дети растут дома и продолжают жить в нем, пока посещают школу. Получение работы является признаком получения статуса взрослого и, как правило, ведет в ближайшем будущем к заключению брака и образованию отдельного домашнего хозяйства. Такой порядок вещей не был типичным для средневековой Европы. Дети обычно начинали помогать родителям с семи-восьмилетнего возраста. Те же, кто не участвовал в домашнем производстве, часто покидали родительский дом в раннем возрасте: занимались домашним трудом в других семьях или отдавались в подмастерья. Те, кто уходил работать в чужие дома, могли уже никогда вновь не увидеть своих родителей.
В средневековой Европе четверть или даже большая часть всех детей умирала в первый год жизни (сегодня — менее 1%). На нестабильность состава семьи по сравнению с настоящим временем (несмотря на высокий уровень разводов в XX столетии) оказывали влияние также и другие факторы. Основной причиной смертности были болезни; женщины часто умирали от родов. Уровень смертности (число умерших за год на тысячу человек) был значительно выше, чем сейчас. Смерть детей, одного или двух супругов часто разрушала семьи. Обычным явлением были повторные браки, сопровождавшиеся возникновением отношений сводного родства.
Генезис семьи
Историк Лоуренс Стоун составил схему изменений, приведших к смене средневековых форм семейной жизни современными5). Он различал три основных фазы в развитии семьи на протяжении трехсот лет с XVI по XIX век. Господствующей формой семьи в начале этого периода и на протяжении многих лет являлась, по определению Стоуна,открытая родовая семья. Она представляла собой нуклеарную семью, ведущую собственное домашнее хозяйство сравнительно малых размеров, но тесно связанную с местной общиной, в том числе со своими родственниками. Согласно Стоуну (хотя другие историки оспаривают его утверждения), в это время семья не являлась для своих членов центром, в котором сосредоточены доверие или привязанность. Люди не достигали и не пытались достичь той степени эмоциональной близости, которую мы связываем с современной семейной жизнью. Секс рассматривался не как источник удовольствия, но как необходимость для получения потомства.
Индивидуальная свобода выбора при заключении брака и другие аспекты семейной жизни были подчинены интересам родителей, родственников или общины. За пределами аристократических кругов чувственная или романтическая любовь рассматривалась моралистами и богословами как нечто отвратительное. По словам Стоуна, семья на протяжении этого периода “была открыта для советов, расспросов и вмешательства извне, со стороны соседей и родственников. Понятие неприкосновенности личности отсутствовало. Семья, таким образом, являлась открытым, легко проницаемым, бесстрастным, авторитарным институтом... Срок ее существования был недолог из-за частых смертей ее членов и раннего ухода детей из родительского дома...”
На смену открытой родовой семье пришел тип семьи, названный Стоуномизолированной патриархальной. Этот тип существовал с начала XVI до начала XVII века, главным образом в высших слоях общества, и являлся переходным. Тем не менее, его появление имело большое значение, поскольку ознаменовало распространение отношений, ставших затем более или менее всеобщими. Нуклеарная семья стала более обособленной и утратила свою связь с другими родственниками и местной общиной. Эта стадия генезиса семьи была связана с ростом значимости материнской и родительской любви, хотя и сопровождалась ростом авторитарной власти отца.
Согласно Стоуну, изолированные патриархальные семьи были постепенно вытесненызамкнутыми привязанными к дому нуклеарными семьями, для которых были характерны тесные эмоциональные связи между их членами, высокий уровень обособленности семьи и повышенное внимание к воспитанию детей. Этот тип организации семьи сохранился до XX века. Появление замкнутых привязанных к дому нуклеарных семей отмечено ростомэмоционального индивидуализма, т.е. заключением брака на основе личного выбора, который определяли нормы эмоциональной, романтической любви. Чувственная любовь заняла должное место не только во внебрачных отношениях, но и в браке.
Возникнув среди более обеспеченных слоев населения, этот тип семьи с приходом индустриализации стал в значительной степени универсальным для западных стран. Выбор супруга начал зависеть от желания поддерживать с ним отношения, основанные на любви и привязанности. Брак и семья западного типа приобрели тот облик, который в общих чертах сохранился до наших дней.
Причины изменений
В средние века, как мы могли убедиться, домохозяйства и местная община являлись основными центрами производства товаров и услуг. В семье производилось большинство вещей, необходимых для удовлетворения повседневных нужд ее членов; иногда некоторые товары покупались или продавались на деревенском или городском рынке. Семья обыкновенно выступала в качестве интегрированной производственной ячейки, и все ее члены — жена, муж и дети — работали вместе. Хотя на женщинах в основном лежала ответственность за воспитание детей, они также играли важную роль в экономике домохозяйства, носившего характер экономического партнерства (такое положение сохранилось до сих пор в сельских районах многих развивающихся стран). В Европе, начиная примерно с XVII века (в США несколько позже), по мере распространения крупного сельскохозяйственного производства началось вытеснение мелких фермерских семей с их земельных участков. Процесс вытеснения значительно ускорился с началом индустриализации, и производство товаров и услуг переместилось в мастерские и на фабрики. Люди (особенно мужчины и на первых порах дети) покидали дома, чтобы “наняться на работу”. Семья перестала быть производственной ячейкой, “место работы” и “жилище” теперь существовали порознь.
Эти изменения привели к повсеместному разрушению открытой родовой семьи. Однако некоторые из этих изменений затронули первоначально лишь группы с высоким общественным положением. Торговцы, промышленники и крупные фермеры освободились от традиционных обязательств перед родственниками и от вмешательства общины в их дела, что было характерно для более раннего периода. Эти люди первыми начали образовывать изолированные патриархальные семьи, ставшие в дальнейшем типичными и для менее зажиточных слоев населения. В конце концов, благодаря их поведению, замкнутая привязанная к дому нуклеарная семья стала в большей или меньшей степени универсальной.
Ролевые функции мужчины, женщины и детей в семье испытали заметное влияние со стороны этих изменений. С первых лет индустриализации многие женщины, по-прежнему воспитывая дома детей, начали наниматься на работу. Однако среди обеспеченных слоев населения получило общее признание мнение, согласно которому мужчина должен быть “кормильцем”, а “место женщины — дома”. Многие замужние женщины стали домохозяйками, неоплачиваемыми домашними рабочими, чьи функции сводились к уходу за мужем и детьми. Ситуация изменилась и для детей, после того как были приняты законы, обязывающие их посещать школу и ограничивающие детский труд.
Изменения в природе любви и в ее взаимосвязи с сексуальностью были тесно связаны с описанными выше тенденциями. Идеалы романтической любви возникли в то время, когда брак перестал строиться на экономических основах. В патриархальной семье новые идеалы семейной любви получили поддержку, но семейному долгу все еще отдавалось предпочтение перед романтической привязанностью. Более того, с отделением жилища от места работы “личные” отношения в семье стали значительно отличаться от отношений в сфере труда. Распространился эмоциональный индивидуализм, сформировавший новую основу для брака и изменивший взаимоотношения между женщиной и мужчиной. К концу XX столетия стало общепризнанным, что семья представляет собой (или должна представлять) закрытый для посторонних мир, в котором первостепенное значение имеет эмоциональная и сексуальная близость между мужем и женой6).
Изменения форм семьи во всемирном масштабе
Во всем мире сохраняется разнообразие форм семьи. В некоторых регионах, например, в отдаленных частях Азии, Африки и островах Тихого океана, почти неизменными сохранились традиционные семейные системы, кланы и полигамии. Однако в большинстве стран третьего мира сегодня происходят значительные изменения. Причины этого сложны и многообразны, но некоторые из них имеют особое значение. Кроме прочего, они включают, как, например, на Западе в более ранний период, влияние на семью современной индустрии и городского образа жизни. В целом подобные перемены ведут к повсеместному сдвигу к нуклеарной семье, разрушая расширенную семью и другие типы родственных связей. Впервые это зафиксировал Уильям Дж. Гуд в книге “Всемирная революция в формах семьи”7). Возможно, что-то Гуд представил в упрощенном виде, но его утверждения о том, что идет сдвиг в сторону повсеместного распространения нуклеарной семьи, нашли подтверждение в последующих исследованиях.
Направление изменений
Наиболее важные и всеобщие изменения форм семьи обобщены ниже.
1. Влияние кланов и других корпоративных родственных групп падает. Примером может служить история послевоенного Китая. В 1949 году с приходом коммунистического правительства к власти была предпринята попытка устранить влияние Сы на семейную жизнь и экономические отношения. Наделы Сы были раздроблены и распределены среди крестьян. Традиционные Сы были заменены коммунами. Дальнейшие изменения экономической и социальной жизни еще более ослабили их влияние.
2. Отмечается общая тенденция свободного выбора супруга. И хотя прямой корреляции здесь не отмечено, расширенные семьи ранее были связаны, как правило, организованными браками. При установлении брачных связей первостепенное значение имели обязательства перед семейным кланом. Под влиянием западных идей, превозносящих индивидуализм и романтическую любовь, а также других факторов, ослабляющих сложные семейные системы, брак по предварительному соглашению переживает кризис. Представители молодого поколения — особенно те, которые живут и работают в городах — настаивают на своем праве самостоятельно выбирать партнера по браку.
3. За женщинами признается право выбора партнера и принятия решений во внутрисемейных делах. Возможность занятия женщинами более высоких должностных постов вкупе с либерализацией разводов тесно связаны с этими изменениями. В некоторых обществах мужья традиционно имели почти полную свободу действий в отношении разводов. Им было достаточно только сказать жене в присутствии свидетелей, что она более не нужна. Сегодня женские организации осуществляют широкомасштабную борьбу за равные права в бракоразводном процессе, хотя до сих пор во многих обществах в этом плане достигнут лишь незначительный прогресс.
4. В традиционных культурах большинство браков были “родственными”. Ожидалось, или предписывалось, что человек сочетается браком с партнером из 370 специфического круга, определенного установившимися родственными отношениями. Например, там, где существовали сильные клановые группы, индивиду не позволялось вступать в брак с человеком из того же клана, сколь бы отдаленной ни была родственная связь. Такая практика называетсяэкзогамией. Эндогамияпротивоположна ей — индивиды обязаны избирать супругов внутри родственной группы. В обоих случаях принадлежность к определенному роду является определяющим фактором формирования брачных отношений. Подобная практика становится все менее распространенной.
5. В некогда “строгих” обществах ныне достигнут высокий уровень сексуальной свободы. Иногда этот процесс не заходит далеко, и начинаются противоположные изменения, как это произошло после Исламской революции в Иране в конце 70-х годов. Иранские власти стремились возродить законы и обычаи, ограничивающие сексуальную свободу. Однако эти примеры — скорее исключения. Фактически многие традиционные общества были намного либеральнее в сексуальном плане, чем это когда-либо было на Западе вплоть до сегодняшнего дня.
6. Существует общая тенденция расширения прав детей. Во многих странах дети остаются в исключительно бесправном положении, являются жертвами сексуальных злоупотреблений и извращений. Большинство государств определило законы, защищающие права детей, хотя до того, как они станут общей нормой, еще далеко.
Было бы неверно придавать чрезвычайно большое значение этим тенденциям, либо предполагать, что нуклеарная семья повсеместно становится доминирующей формой. В большинстве обществ современного мира расширенная семья по-прежнему остается нормой, и сохраняется традиционная практика семейных отношений. Более того, типы семейных систем разнообразны, и изменения в этих системах происходят в различных направлениях. Наблюдаются отличия в скорости происходящих перемен, имеется множество встречных тенденций. В исследовании, проводившемся на Филиппинах, в городских районах обнаружилось гораздо больше сложных семей, чем в сельских. Возможно, это не продолжение традиционного уклада расширенной семьи, а нечто совершенно новое. Покидая сельские районы и попадая в города, кузены, племянники и племянницы селились со своими родственниками, чтобы воспользоваться преимуществами, которые им при этом предоставлялись. Аналогичные примеры отмечены во всех странах третьего мира. Похожие процессы наблюдались и в некоторых индустриальных странах. В определенных районах Польши было зафиксировано возрождение расширенной семьи. В Польше многие рабочие промышленных предприятий имеют фермы, где они проводят часть своего времени. Старики следуют за своими детьми, помогают вести домашнее хозяйство и воспитывать внуков, тогда как молодое поколение занято на работе вне дома8).
·
6) Cancian F. Love in America: gender and self-development. New York, 1987.
7) Goode W. World revolution in family patterns. New York, 1963.