Теория и методика возрастной тяжелой атлетики
Леонид Самойлович Дворкин «Юный тяжелоатлет» М.:Физкультура и спорт, 1982.-162с.
Введение . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Теория и методика возрастной тяжелой атлетики . . . . . . 4
1.1. О некоторых особенностях формирования теории спорта . . . . . . 4
1.2. Этапы снижения возрастных границ занятий тяжелой атлетикой . . . . . 7
1.3. Вопросы оптимизации тренировочной нагрузки . . . . . . . 9
1.4. Развитие физических качеств. . . . . . . . . . . 15
1.4.2. Особенности скоростно-силовой подготовки тяжелоатлетов . . . . . . 18
Резюме
Глава 2. Возрастные особенности развития организма детей и подростков. . . 21
2.1. Развитие организма детей и подростков . . . . . . . . 21
Глава 3. Влияние занятий с тяжестями на физическое состояние детей и подростков. . 33
3.1. Физическое развитие школьников в условиях базовой тяжелоатлетической подготовки
3.2. Динамика физического развития школьников . . . . . . . 35
3.3. Влияние занятий тяжелой атлетикой на физическое развитие юных спортсменов-разрядников. 40
3.4. Особенности тренировки спортсменов с различным типом телосложения. . . . 51
Глава 4. Влияние занятий спортом на функциональные возможности юных тяжелоатлетов . . 53
4.1. Влияние занятий с тяжестями на функциональное состояние нервно-мышечной системы юных тяжелоатлетов
4.2. Влияние занятий с тяжестями на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем юных тяжелоатлетов. . . . . . . . . . . 55
4.3. Исследования в тренировочных условиях. . . . . . . . . 60
4.4. Характеристика состояния здоровья юных штангистов в процессе многолетней подготовки. . 68
Глава 5. Спортивно-педагогические аспекты подготовки юных тяжелоатлетов . . . 71
5.1. Спортивная тренировка и ее особенности
5.2. Проблемы многолетней подготовки юных тяжелоатлетов
5.3. Критические замечания по вопросу возрастной периодизации в процессе многолетней подготовки юных тяжелоатлетов
5.4. Нормативная часть учебной программы по тяжелой атлетике для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР[4]
5.5. Современная система многолетней подготовки тяжелоатлетов
5.6. Нормативные основы тяжелоатлетической подготовки молодых спортсменов
Резюме
Глава 6. Воспитательная работа и психологическая подготовка юных тяжелоатлетов . . 86
6.1. Воспитательная работа . . . . . . . . . . . 86
6.2. Психологическая подготовка . . . . . . . . . . 90
6.3. Физическое и нравственное воспитание личности юных тяжелоатлетов . . . . 94
6.4. Психорегулирующая тренировка и личностные аспекты воспитания юных тяжелоатлетов . 97
6.5. Методология формирования ценностных ориентации юных тяжелоатлетов на физическое и нравственное воспитание . . . . . . . . . . . 100
6.6. Предупреждение конфликтов . . . . . . . . . . 101
Глава 7. Биомеханические основы техники выполнения тяжелоатлетических упражнений . 103
7.1. Актуальные задачи технической подготовки юных тяжелоатлетов
7.2. Техника выполнения рывка и толчка . . . . . . . . . 104
7.3. Оценка технической подготовленности . . . . . . . . 106
7.4. Основные рекомендации по технике подъема штанги в некоторых специально-подготовительных тяжелоатлетических упражнениях . . . . . . . . . . 108
Глава 8. Базовая силовая подготовка юных тяжелоатлетов . . . . . 110
8.1. Организация тренировочного эксперимента
8.2. Состояние физической подготовленности . . . . . . . . 111
8.3. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 12 лет . . . . . . . . . . . 113
8.4. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 13 лет . . . . . . . . . . . 114
8.5. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность тяжелоатлетов 14 лет . . . . . . . . . . . 115
8.6. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 12 лет . . . . . . . . . . . . 116
8.7. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 13 лет . . . . . . . . . . . . 117
8.8. Влияние различных вариантов тренировочных нагрузок на базовую силовую подготовленность легкоатлетов 14 лет . . . . . . . . . . . . 118
8.9. Сравнительные показатели базовой силовой подготовки юных атлетов различной спортивной специализации . . . . . . . . . . . . 119
РЕЗЮМЕ . . . . . . . . . . . . . 122
Глава 9. Планирование тренировочной нагрузки . . . . . . . 123
9.1. Физическая работоспособность и тренировочная нагрузка
9.2. Методика определения тренировочной нагрузки . . . . . . . 127
9.3. Планирование тренировочной нагрузки по специальной и общей физической подготовке . 129
9.4. Содержание тренировочных уроков в период начальной подготовки юных тяжелоатлетов
Глава 10. Совершенствование физических качеств . . . . . . . 136
10.1. Развитие быстроты . . . . . . . . . . . 136
10.2. Развитие скоростно-силовых качеств . . . . . . . . 137
10.3. Развитие мышечной силы . . . . . . . . . . 138
10.4. Развитие гибкости . . . . . . . . . . . 142
10.5. Развитие ловкости . . . . . . . . . . . 144
10.6. Примерный недельный план тренировки для начинающих атлетов
10.7. Примерный недельный план тренировок для атлетов после 6-12 месяцев начальной подготовки147
Глава 11. Врачебно-педагогический контроль, самоконтроль и гигиена . . . . 149
11.1. Задачи врачебно-педагогического контроля
11.2. Контроль за функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы с помощью функциональной пробы со статическими напряжениями . . . . . . 150
11.3. Самоконтроль . . . . . . . . . . . . 151
11.4. Утренняя гигиеническая гимнастика . . . . . . . . 156
11.5. Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности юных тяжелоатлетов 158
11.6. Личная гигиена . . . . . . . . . . . 168
11.7. Гигиена спортивного помещения . . . . . . . . . 170
11.8. Как правильно пользоваться русской баней . . . . . . . 171
Литература . . . . . . . . . . . . . 174
Леонид Самойлович Дворкин Подготовка юного тяжелоатлета Учебное пособие
Введение
Автор этой книги пришел в секцию тяжелой атлетики в 17 лет. Это было в далеком 1959 году. Тогда даже данный возраст считался очень молодым для занятий тяжелой атлетикой. И тем не менее поднятием тяжестей в те годы увлекалось большое количество людей не только зрелого, но и лиц молодого и даже пожилого возраста. Соревнования по тяжелой атлетике любого ранга – от первенства завода до городских и, тем более, областных соревнований – проходили при большом стечении публики. На первенстве города Екатеринбурга (бывший Свердловск, откуда автор родом), например, участникам соревнований было трудно пройти к помосту из-за большого количества болельщиков. В то время в нашей стране тяжелая атлетика была поистине народным видом спорта, ведь для занятий годилось все: гири, штанги, любые тяжести, которые подворачивались под руку желающим посоревноваться в силе.
Конец XIX и начало XX века для нашей страны были поистине «тяжелоатлетическими». Русские атлеты, объединенные в различные кружки любителей атлетики, добивались выдающихся результатов и уже в то время становились чемпионами и рекордсменами мира. Но особенно бурно этот вид спорта стал развиваться после окончания Великой Отечественной войны, когда в 1946 году наша страна вступила в Международную федерацию тяжелой атлетики как полноправный ее член. Такие тяжелоатлеты, как Григорий Новак – первый советский чемпион мира (1946 год) и чемпион Европы (1947 год), Иван Удодов – первый советский тяжелоатлет – чемпион Олимпийских игр (XV Олимпиада), Юрий Власов – первый советский тяжеловес – чемпион Олимпийских игр (XVII Олимпиада), Аркадий Воробьев, Леонид Жаботинский, Василий Алексеев – по два раза становившиеся чемпионами Олимпийских игр, и многие другие внесли огромный вклад в становление нашей страны как великой спортивной державы. Вплоть до распада Советского Союза отечественные тяжелоатлеты не уступали никому на любых международных соревнованиях, завоевав сотни золотых медалей на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.
Выдающиеся достижения отечественных тяжелоатлетов, особенно в прошлом столетии, не могли произойти спонтанно, без огромной творческой и исследовательской работы сотен специалистов-тренеров и ученых на больших просторах нашей страны. Первые глубоко аргументированные и методически хорошо обоснованные труды по тяжелой атлетике появились в конце XIX века. Так, в 1897 году родоначальником отечественной тяжелой атлетики, доктором Владиславом Францевичем Краевским была опубликована в Петербурге статья «О влиянии тяжестей на человеческий организм», в которой была раскрыта методика развития силы, разработанная им для своих учеников, и которая не устарела по сей день. Владислав Францевич был первым человеком, который назвал поднимание тяжестей «тяжелой атлетикой». Вот как он это аргументировал в своей статье: «Физические упражнения с тяжестями составляют одну из самых трудных и важных отраслей спорта, так как они больше остальных развивают мышцы всего тела. Это объясняется степенью большого мышечного напряжения, всегда пропорционального весу тяжести, с которой упражняемся. Вес тяжести подчас бывает очень значителен. По этим двум причинам поднимание тяжестей – в буквальном и в переносном смысле слова – составляет «тяжелую атлетику».
В 1911 году Георг Гаккеншмидт[1], выдающийся профессиональный тяжелоатлет и борец, опубликовал книгу «Путь к силе и здоровью». Авторами учебных пособий по гиревому спорту и тяжелой атлетике были в первой половине XX века такие выдающиеся специалисты, как Иван Лебедев – автор первого русского учебника «Тяжелая атлетика» (1916), Александр Божко – автор целого ряда методических пособий и др. В послевоенные годы большой вклад в развитие теории и методики тяжелоатлетического спорта внесли такие выдающиеся специалисты, как Николай Лучкин – автор первого в СССР учебника «Тяжелая атлетика» (1947), Роман Мороз – автор целого ряда учебных пособий по тяжелой атлетике (1956,1957 годы), Алексей Фаламеев и Михаил Лукьянов – авторы первого учебного пособия по тяжелой атлетике для юношей (1959), Аркадий Воробьев – автор учебника «Тяжелая атлетика» для институтов физической культуры и многих монографий, Алексей Медведев – автор ряда книг, учебных пособий и монографий, Леонид Соколов – автор первых научных трудов по технике классических упражнений (1960) и др.
В тяжелоатлетическом спорте, как и в любом виде спорта, для достижения результатов мирового класса требуется многолетняя, в высшей степени целенаправленная, с максимальной отдачей сил подготовка, начиная с детского возраста. Исследования, проведенные советскими и зарубежными учеными за последние 30—40 лет, говорят о том, что тренировка с дозированными отягощениями в детском и подростковом возрасте не приводит к ухудшению здоровья и задержке роста, а благоприятно влияет на всестороннее физическое развитие (А.И. Кураченков, СП. Летунов, Р.Е. Мотылянская, Л.И. Стогова, Ф.А. Иорданская, А.Н. Воробьев, Б.Е. Подскоцкий, М.Т. Лукьянов, А.И. Фаламеев, А.С. Медведев, Л.С. Дворкин и др.).
Как отмечают многие исследователи, значительных успехов в спорте добиваются лишь те атлеты, которые сочетают в себе высокие физические, функциональные и морально-волевые качества и в процессе многолетней тренировки в совершенстве овладеют техникой выполнения соревновательных упражнений. Основы этих качеств должны закладываться в детском и подростковом возрасте. Если подростка, указывал профессор B.C. Фарфель, научить правильно в техническом отношении выполнять упражнение, то в старшем возрасте, когда будут развиты необходимые выносливость и сила, он сможет достичь высокого спортивного мастерства при выполнении разнообразных движений. Выступления современных юных тяжелоатлетов в полной мере подтверждают это положение. Например, сочинец Владислав Луканин[2] начал заниматься тяжелой атлетикой в 7 лет под руководством своего папы Валерия Дмитриевича – опытного тренера, мастера спорта. В 12 лет Владислав при собственном весе 44,5 кг вырвал 77,5 кг, толкнул 95 кг и в сумме двоеборья, набрав 172,5 кг, на 15 кг превысил норматив мастера спорта России. В 15 лет, перейдя в новую для себя весовую категорию до 56 кг, он поднял в рывке 117,5 кг, в толчке 150 кг и в сумме двоеборья 267,5 кг, что на 12,5 кг превышает норматив мастера спорта международного класса. Через три года Владислав Луканин перешел в весовую категорию до 69 кг и при собственном весе 66,75 кг поднял в рывке 150 кг, толчке 192,5 кг и в сумме двоеборья 342,5 кг, что на 22,5 кг выше норматива мастера спорта международного класса.
Современный тяжелоатлетический спорт развивается весьма динамично. Особенно значительный импульс в развитии этого вида спорта был дан в 1984 году, когда Международная федерация тяжелой атлетики (ИВФ) разрешила женщинам участвовать в официальных соревнованиях по тяжелой атлетике. В настоящее время мировые и европейские соревнования проводятся для тяжелоатлетов (юношей, юниоров, молодежи, взрослых и ветеранов) различного возраста и пола, это позволяет многим спортсменам сохранять долголетие в этом виде спорта, полнее реализовывать свои возможности. Имеются факты, когда чемпионами мира, Европы и даже Олимпийских игр стали тяжелоатлеты и тяжелоатлетки не старше 20 лет. Так, на XXVIII Олимпийских играх в Афинах (2004 год) у женщин в весовой категории до 69 кг выдающихся результатов добилась юная китаянка Лю. При собственном весе чуть больше 68 кг она в свои 19 лет не только сумела очень уверенно опередить в сумме двоеборья на 12,5 кг свою ближайшую преследовательницу – 24-летнюю венгерку Крутцлер, но и стать олимпийской чемпионкой, установив при этом мировые рекорды в рывке – 122,5 кг, толчке – 153 кг и в сумме двоеборья – 275 кг. Не менее успешно выступил среди мужчин и 19-летний тяжелоатлет из Турции Шагир. В весовой категории до 77 кг он выиграл олимпийское золото, подняв в рывке 172,5 кг, толчке – 202,5 кг и в сумме – 375 кг.
Наша страна богата одаренными тяжелоатлетами, которые готовы вернуть былую славу отечественному спорту, но этому подчас препятствует отсутствие глубоко продуманной теоретической базы, в частности, некоторые вопросы спортивной подготовки, особенно в детском возрасте, освещены крайне недостаточно. Автором этой книги совместно с физиологами и врачами проведена большая исследовательская работа по выработке методики подготовки юных тяжелоатлетов детского и подросткового возраста. Все методические разработки многократно апробировались в практической работе, что помогало найти оптимальные варианты. Предложенная вниманию читателя методика подготовки юных штангистов строится с учетом возрастных особенностей организма, физических и функциональных возможностей. Специальные анатомо-физиологические и педагогические знания, изложенные в учебном пособии, помогут тренерам объективно оценить методические рекомендации автора и успешно строить тренировочный процесс.
Глава 1
Теория и методика возрастной тяжелой атлетики
Освещение наиболее принципиальных вопросов многолетней подготовки юных тяжелоатлетов направлено на расширение познаний в области теории и методики тяжелоатлетического спорта в неразрывном единстве с известными положениями и закономерностями теории спорта. Данная работа, разумеется, не претендует на охват всех вопросов теории тяжелоатлетического спорта – такая задача под силу лишь большому коллективу ученых, к тому же целый ряд проблем рассмотрен в отечественной литературе. Автор также не претендует на исчерпывающие ответы на те вопросы, которые поставлены в данной работе, так как для решения многих из них делаются лишь первые шаги, он видит свою главную задачу в раскрытии принципиальных положений системы многолетней подготовки молодых тяжелоатлетов в наименее изученном возрастном периоде (в детском, подростковом и юношеском возрасте), построенной на методологической позиции неразрывного единства педагогических и социально-биологических аспектов тренировки.