Понятие культуры. Компоненты культуры: ценности, нормы, язык.
Понятие культуры. Компоненты культуры: ценности, нормы, язык.
Многозначность понятия «культура». Культура духовная и материальная. Функции культуры в жизни общества. Понятие о ценностях и нормах как компонентах культуры, их роль в жизни общества и взаимосвязь. Язык как символическая система. Функции языка.
Многозначность понятия «культура».
В этой главе мы рассмотрим единство и многообразие человеческой жизни и культуры. Понятие культуры, как и понятие общества, — категории, наиболее широко используемые в социологии. Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определенной группы, нормы, которым они следуют, И материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы — это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют “можно” и “нельзя” социальной жизни. Так, моногамия — верность одному брачному партнеру — является общепринятой ценностью в большинстве западных обществ. Во многих другие культурах человеку разрешается иметь несколько жен или несколько мужей одновременно. Нормы поведения в браке включают супружеские отношения и взаимоотношения с родственниками со стороны мужа и жены. В некоторых обществах супругам предписывается устанавливать тесные отношения с родителями обеих сторон, в других предполагается полное разделение семей детей и родителей.
Используя термин “культура” в повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь “высокие создания ума” — искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает в себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В нее входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги, фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища.
Понятие “культура” можно отделить от понятия “общество”, но между этими концепциями существует чрезвычайно тесная связь. “Культура” имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. “Общество” подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы “людьми” в том " полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена — как будет показано в этой главе и в следующей (см. главу 3, “Социализация и жизненный цикл”).
Фактически основной темой этой и следующей глав является проблема противоположности биологического и культурного наследия человечества. Имеется в виду поиск ответа на следующие вопросы: Что отличает человека от животных? Откуда произошли наши специфические “человеческие” характеристики? Какова природа человека? Для социологии эти вопросы имеют принципиальное значение, потому что именно они образуют основание для целой области знания. Чтобы ответить на них, мы должны проанализировать то, что является общим для всех человеческих существ, а также различия в человеческих культурах.
Культурные различия связаны с различиями типов общества, и мы проведем сравнение основных форм обществ, которые можно выделить в прошлом и в настоящем. На протяжении всей главы наше внимание будет сосредоточено на том, как социальные изменения повлияли на культурное развитие человечества, в частности, с того момента, когда европейцы начали распространять свой образ жизни по всему миру.
Функции языка.
Язык — многофункциональное явление. Все функции языка проявляются в коммуникации. Выделяют следующие функции языка
· коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации;
· конструктивная (или мыслительная; мыслеформирующая) — формирование мышления индивида и общества;
· познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение;
· эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций;
· волюнтативная (или призывно-побудительная функция) — функция воздействия;
· метаязыковая (металингвистическая) — разъяснения средствами языка самого языка; По отношению ко всем знаковым системам язык является орудием объяснения и организации. Речь идет о том, что метаязык любого кода формируется в словах.
· фатическая (или контактноустанавливающая)- Использование языка для установления психологического контакта собеседников ;
· идеологическая функция — использование того или иного языка или типа письменности для выражения идеологических предпочтений. Например, ирландский языкиспользуется главным образом не для общения, а в качестве символа ирландской государственности. Использование традиционных систем письма часто воспринимается как культурная преемственность, а переход на латиницу — как модернизаторство.
· омадативная[источник не указан 1233 дня] (или формирующая реальности) — создание реальностей и их контроль;
· номинативная — (или назывная) язык называет различные объекты;
· денотативная, репрезентативная — передача информации, представление
· конативная — ориентация на адресата;
· эстетическая — сфера творчества;
· аксиологическая — оценочное суждение (хорошо/плохо).
· референтная (или отражательная) - функция языка, в которой язык является средством накопления человеческого опыта.
Традиционная культура
Ктрадиционным культурам относят культуру первобытного общества, тех архаических народов, которые и сегодня остаются на невысоком уровне развития, а также все культуры древности и Средневековья. Такие культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, что изначально исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация социокультурных и экономических структур и отношений в обществе, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. В результате возникает такая характерная черта традиционных культур, какэгалитаризм - представление о том, что каждый член сообщества должен получить необходимую для жизни часть средств существования независимо отличного трудового вклада. Поэтому господствующие классы вынуждены ограничивать свои запросы, отдавать часть принадлежащей им продукции в пользу низших классов и неимущих слоев общества. В результате в традиционных культурах отсутствует мотивация для увеличения производства, так как все излишки все равно будут розданы в виде милостыни либо просто уничтожены в войнах и набегах.
Для традиционных культур характерны замкнутость и изоляция от других культур, которые в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные, а отношения между людьми внутри традиционной культуры строятся на основе принципов солидаризма — благородства, местности, справедливости, уважения к членам своей общины. Это особенно заметно у народов, находящихся на невысокой ступени развития. Очень часто их этноним (самоназвание) означает «настоящие люди». К чужим, «ненастоящим» людям — представителям других этнических групп и общностей — принципы солидаризма не применяются, превращаясь во взаимное недоверие, ненависть, вероломство. Так, многие австралийские или африканские племена, безукоризненно честные в отношениях друг с другом, не считают зазорным обмануть представителей других племен или белого человека или что-то у них украсть при случае.
В традиционных культурах интересы индивида подчиняются интересам общества, что порождает высокий уровень коллективизма и низкую степень развития личностного начала. Поэтому важнейшим моральным регулятором поведения представителей традиционных культур является чувство стыда, а не вины. Труд ради накопления и сбережения осуждается традиционным сознанием. Все излишние накопления должны быть прямо или косвенно перераспределены между всеми членами коллектива — пиры, подарки, помощь в экстремальных случаях, религиозные пожертвования и т.д. Поэтому праздники, ритуалы, совместное обсуждение дел, служащие для поддержания нормальных межличностных отношений, «съедают» значительную часть накапливаемого богатства. Отсюда немотивированные с нашей точки зрения поступки, когда небогатая семья влезает в большие долги, которые ей придется выплачивать десятки лет, для того чтобы сыграть свадьбу своего сына или дочери.
Важнейшей характеристикой и единицей ценности человека в традиционной культуре выступают ранговые, кастовые, сословные разделения, иерархия которых четко фиксируется в сознании каждого представителя данной культуры. Такие взаимоотношения порождают повиновение, преклонение, раболепие по отношению к вышестоящим и грубость и презрение к нижестоящим. Трудолюбие и богатство человека мало определяют его положение в обществе. Кастовая, религиозная принадлежность, размеры семьи, определяющие место человека, — это такие факторы, над которыми человек не властен. Результатом является фатализм традиционных культур.
Индустриальная культура
Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление модернизированной (индустриальной) культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., являясь характеристикой современного состояния европейской культуры и фундаментом мировой цивилизации.
Индустриальное общество создаст массовое производство, в котором машинное производство заменяет ручной труд. Вещи перестают быть уникальным изделием мастера, а производятся сериями и должны отвечать определенным стандартам. Машинное производство требует использования новых источников энергии, заменяющих употребляющуюся в традиционных обществах мускульную энергию человека и животных, а также энергию ветра и воды. Начинается использование парового двигателя, ставшего гигантским скачком в энергетике и проложившего дорогу появившимся позднее двигателям внутреннего сгорания, электроэнергии и далее — вплоть до энергии атома, которая используется с середины XX в.
Принципиально меняется человеческое мышление: уменьшается роль антропоморфных образов, человек перестает считать себя частью природы, начиная противопоставлять себя окружающему миру. Как мышление, так и язык приобретают все более абстрактный характер, усложняя мир сознания человека, тем самым отодвигая от него реальный мир. Этому способствует развивающаяся наука, рассматривающая природу, общество и человека как объекты для своего изучения. Не случайно в мировоззрении Нового времени господствовала картина мира-механизма, законы которого можно изучать и использовать на благо человека и общества. В индустриальном обществе и культуре широко распространена вера в прогресс, особенно научный.
Новые общественные условия определяют формирование специфических культурных ценностей. Это ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д., что в итоге порождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства.
Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование демократического общества, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека, что закреплено в соответствующих политических и юридических документах.
Индустриальному обществу присущи и глубокие противоречия. Серьезнейшей проблемой становится отчуждение человека от средств и продуктов производства, что лишает труд былой привлекательности. Своего апогея этот процесс достигает в конвейерном производстве, где рабочий вынужден выполнять одну и туже операцию весь рабочий день. Из сферы производства отношения отчуждения распространяются на социальные нормы и межличностные отношения, ярко выражаются в господстве бюрократического государственного аппарата над гражданами. Чувство беспомощности и зависимости, возникающее при этом у человека, становится причиной аномии и отклоняющегося поведения. Эти и многие другие проблемы индустриального общества и культуры стали предметом анализа и критики философов и культурологов.
Постиндустриальная культура
Постиндустриальная культура — итог дальнейшей эволюции индустриального общества. В ряде наиболее развитых стран этот переход начался в последней трети XX в., поэтому отдельные черты нового типа культуры уже существуют.
Понятие о постиндустриальном обществе стало распространяться в США в конце 1950-х гг. в связи с появившимися новыми тенденциями. Сначала новый тип культуры рассматривали как следующий шаг в развитии капитализма, связанный с научно-технической революцией, благодаря которой растет производительность труда, сокращается рабочее время, становится выше благосостояние человека. Но в конце 1960-х-начале 1970-х гг. крупнейшие западные мыслители Д. Белл, Р. Арон, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер стали рассматривать постиндустриальное общество как качественно новую ступень в развитии человечества, отмеченную преобразованиями не только в технической сфере, но и во всех остальных сферах культуры. При этом наряду с улучшением жизни человека появляются глобальные проблемы, решить которые невозможно без изменения норм морали и базовых ценностей мировой цивилизации.
Во второй половине XX в. эти изменения произошли, что позволяет выделить основные черты постиндустриальной культуры. Во-первых, происходит смена приоритетов, потребности материального производства начинают уходить, освобождая место человеку и его потребностям. Во-вторых, появляется новый вид собственности — интеллектуальная, расходы перераспределяются в пользу науки, образования, социального обеспечения и здравоохранения. В-третьих, увеличивается средний класс, доля которого в развитых странах превышает 50 % населении; в связи с этим размываются прежние классовые структуры, а более значимыми становятся образовательные, профессиональные, этнические, конфессиональные и иные идентичности. В-четвертых, новая культура основывается на принципах плюрализма, который проявляется во всех сферах — политике, религиозной жизни, искусстве, моде. В связи с этим уходит в прошлое крупное серийное производство, вместо него распространяется производство мелкими сериями, причем количество продукции становится не так важно, как ее качество. Плюрализм также проявляется в падении роли прежних культурных столиц и центров и возрастании роли провинции.
Постиндустриальное общество является «экранным» обществом.основывается на новейших компьютерных технологиях, средствах массовой информации и коммуникации. Благодаря этому становится доступным огромный объем информации, активно формируется мировая культура, развиваются процессы глобализации. Но в то же время возрастает возможность манипуляции общественным сознанием государственными бюрократическими структурами, а также организациями и людьми, обладающими доступом к информационным потокам. Кроме того, «экран» все больше заменяет книгу, формируя новый тип человека.
Постиндустриальная культура продолжает динамично изменяться, но этот тип культуры охватывает лишь несколько развитых стран, а остальные страны остаются за бортом этих изменений.
2)Различия в культуре традиционного и современного обществ.
Понятие культуры. Компоненты культуры: ценности, нормы, язык.
Многозначность понятия «культура». Культура духовная и материальная. Функции культуры в жизни общества. Понятие о ценностях и нормах как компонентах культуры, их роль в жизни общества и взаимосвязь. Язык как символическая система. Функции языка.