Понятие о личности. Социальные качества и характеристики личности. Концепции личности в социальных науках.
Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Социальные качества и характеристики личности: самосознание, самооценка, активность, интересы, направленность, убеждения, установки, ценностные ориентации, идентичность. Компоненты структуры личности (психики) в теории З.Фрейда. Проблема личности в теориях символического интеракционизма (Дж.Г.Мид, Э.Гоффман)
1) Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».
Человек - родовое понятие, охватывающие всех людей как представителей специфи-ческого вида «homosapiens», воплощающего высшую ступень раз-вития жизни на Земле и являющегося субъектом общественно-исторической деятельности и культуры.
Индивид - обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологическими особенностями - определенным темпераментом, характером, спецификой способностей, памяти, чувств и т.п.
Индивидуальность — совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
Личность — это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.
2) Социальные качества и характеристики личности: самосознание, самооценка, активность, интересы, направленность, убеждения, установки, ценностные ориентации, идентичность.
Самосознание — это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
Активность личности — особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией(усиление) своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств какинициативность и ситуативность.
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности.
Направленность личности — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).
Убеждения — это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Установка — это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность.
Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.
3) Компоненты структуры личности (психики) в теории З.Фрейда.
Поскольку личность выступает в своей жизнедеятельности как сложно организованная система, она обладает вполне определенной социалыю-психочогической структурой В широко распространенной и влиятельной психоаналитической концепции, беру-щей начало в трудах выдающегося психолога Зигмунда Фрейда, выделяются три структурных компонента личности:
а)В основании всей психоэнергетики и духовной структуры личности находится Ид(Опо) - наиболее примитивная, бессозна-тельная инстанция, в которой сосредоточены все прирожденные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, связан -ные с инстинктами (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности) и стимулируемые сфемлением к удовольствию: «Мы приближаемся к (пониманию) Оно, - пишет 3 Фрейд, - при помощи сравнения, называя его хаосом, котлом, полным бурлящих возбуждений Мы представляем себе, что у своего предела Оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение Благодаря влечениям, Оно наполняется энергией, но не имеет организации, не обнаруживает общей воли, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия Для процессов в Оно не существует логических законов мышления .
б)Более высоко организованной структурой, надстраивающей-ся над бессознательным «Оно», является Эго(Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с требованиями рациональности(разумности) и реальности и тем самым помогает индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. « Это «Я», -подчеркивает 3. Фрейд, - связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению... Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы... Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные по-буждения подлежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий»
в)Однако высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер - Эго (Сверх - Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.
Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами морали, права, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе.
4) Проблема личности в теориях символического интеракционизма (Дж.Г.Мид, Э.Гоффман).
символического интеракционизма - теоретико-методолог. направление преимущественно в амер. социологии, социальной психологии и культурологии, сформировавшееся в Чикаго в 20-30-х гг.. С.и. сосредоточивается на анализе символич. аспектов социальных взаимодействий.
Подлинный основоположник теор. концепции С.и. — философ, социолог, социальный психолог Дж.Г.Мид. С позиций философии прагматизма Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект. Об-во и социальный индивид конституируются в совокупности процессов межиндивидуальных взаимодействий
Социализация личности.
Понятие о социализации. Направленная и ненаправленная социализация. Первичная и вторичная социализация. Факторы и агенты социализации. Десоциализация и ресоциализация.
Социальные аспекты этапов жизненного пути (детство, юность, зрелость, старость).
1)Многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта общественных отношений и деятельности, называется социализацией.
2)Ненаправленнаяформа социализации - это как бы стихийное «автоматическое» формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении — в кругу семьи, сверстников, сослуживцев и т.п.
Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе (или общности) ценностями, идеалами, интересами и целями.
3)Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности.
Вторичная социализация - процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии.
4)Вкачестве важнейших факторов социализации выделяются: 1) биологические (в частности, биологическая наследственность индивида); 2) психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей формирующейся личности и т.п.); 3) социальные (экономические, политические, в частности, государственное устройство, культурные).
Отдельные личности группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации. Агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие:семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.
5)Десоциализация есть утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей, привычного образа жизни.
Ресоциализация,т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.
6)Детство
Детство расположено между младенчеством и началом юности. В традиционных обществах молодые люди от продолжительного младенчества сразу переходили к своим рабочим ролям в обществе. Необходимо отметить, что в силу наиболее интенсивного биологического и социального развития именно период дошкольного детства насыщен многочисленными кризисами. Однако процессы воспитания и обучения в этом возрасте происходят преимущественно в рамках семейной микросреды. В то же время, роль общественных институтов социализации возрастает с наступлением школьного возраста.Возможно, в результате изменений, происходящих в современных обществах, “детство” как особый статус вновь начинает разрушаться. Исследователи указывают, что дети “вырастают так быстро”, что специфический характер детства начинает исчезать.
Юность
Биологические изменения, связанные с половой зрелостью универсальны. Юношеству в традиционных культурах приходилось “отучиваться” меньше, чем их сверстникам в современных культурах, поскольку изменения происходили медленнее. Наступает момент, когда перед детьми встает необходимость перестать быть детьми, убрать игрушки и порвать с детскими привычками. В традиционных культурах в связи с тем, что дети работают наравне со взрослыми, процесс “отвыкания” от детства обычно менее суров.
Зрелость
Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Но даже если принимать её по минимуму, продолжительность зрелости составляет более четверти века. Верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может отодвигаться в сторону ещё большего возраста. Зрелый человек стремится занимать ключевое место в обществе. В середине жизненного пути человек проходит сложный, переломный этап, в течение которого ему предстоит серьезная внутренняя работа, переосмысление жизненных позиций, коррекция сложившегося отношения к миру и самому себе. Некоторые люди нуждаются в помощи для преодоления критической ситуации. Но, практически всем необходимы знания об этом возрасте и сопутствующем ему кризисе. Очень важно, чтобы человек понимал, что с ним происходит и какие ему предоставлены возможности для дальнейшего развития.
Старость
В традиционных обществах старым людям, как правило, оказывалось большое уважение. В культурах с возрастной градацией “старейшины” обычно имели главное, часто решающее, слово в делах, касающихся всей общины. Авторитет мужчин и женщин в семьях обычно увеличивался с возрастом. В индустриальных обществах, наоборот, старикам обычно недостает авторитета как в семье, так и в более широком социальном контексте. В традиционных культурах достижение старости знаменовало вершину положения, которого индивид — по крайней мере, мужчина - мог достичь. В индустриальных обществах уход на покой приводит к прямо противоположным последствиям. Старым людям, живущим отдельно от детей и вытесненным с экономической арены, нелегко оплачивать последний этап своей жизни. Принято думать, что успешно переживают старость те, кто обращается к своим собственным ресурсам и оказывается менее заинтересованным во внешних денежных поступлениях, которые может предложить общество.