Типология культур М.К. Петрова
Типология культур М.К. Петрова основывается на способах передачи знаний от поколения к поколению и в определенном смысле примыкает к типологии Мак-Люэна. Петров выделяет три способа трансляции знаний и соответствующие им типы культуры:
1. лично-именной тип передачи знаний, связанный с ранними периодами человеческой истории, когда необходимые для жизни сведения передаются каждому человеку через обряды инициации и мифы как описания деяний предков. Так человек получает знания-персоналии, являющиеся индивидуальными умениями. Вопрос об их истинности даже не встает, ссылка на закон предков — главный аргумент в их пользу;
2. профессионально-именной способ трансляции знаний, возникающий с появлением первых цивилизаций и характеризующийся передачей знаний членами одной социальной группы, где на место индивида заступает коллективный хранитель, накопитель и транслятор групповою знания. Как правило, такой группой являются жрецы. Так передаются знания-проблемы, жестко привязанные к конкретным познавательным задачам и функционирующие как наборы готовых рецептов. Процесс обучения сводился к пассивному усвоению этих рецептов и правил, причем не возникал вопрос, как были получены эти рецепты и можно ли заменить их более совершенными. Считалось, что знание пришло от бога, вручившего их жрецам, поэтому не было никаких сомнений или мыслей о возможности другого знания. Отсюда — стихийность этого знания, отсутствие критической позиции по отношению к нему;
3. универсально-понятийный тип трансляции знаний, возникший в античности вместе с появлением науки как самостоятельной сферы культуры и функционирующий в европейской цивилизации. Он не регламентирует субъекта познания родовыми, профессиональными и иными рамками, знание становится доступным любому человеку. Этому типу трансляции соответствуют знания-предметы, являющиеся продуктом познавательного освоения субъектом определенного фрагмента реальности.
Современные типологии культур
Традиционные, индустриальные и постиндустриальные культуры — одна из широко распространенных современных типологий культуры.
Традиционная культура
Ктрадиционным культурам относят культуру первобытного общества, тех архаических народов, которые и сегодня остаются на невысоком уровне развития, а также все культуры древности и Средневековья. Такие культуры ориентированы на сохранение традиций как основных регуляторов общественной жизни, что изначально исключает любые нововведения. По этой причине происходит консервация социокультурных и экономических структур и отношений в обществе, что порождает представление об ограниченности доступных жизненных благ. В результате возникает такая характерная черта традиционных культур, какэгалитаризм - представление о том, что каждый член сообщества должен получить необходимую для жизни часть средств существования независимо отличного трудового вклада. Поэтому господствующие классы вынуждены ограничивать свои запросы, отдавать часть принадлежащей им продукции в пользу низших классов и неимущих слоев общества. В результате в традиционных культурах отсутствует мотивация для увеличения производства, так как все излишки все равно будут розданы в виде милостыни либо просто уничтожены в войнах и набегах.
Для традиционных культур характерны замкнутость и изоляция от других культур, которые в силу своей чуждости воспринимаются как враждебные, а отношения между людьми внутри традиционной культуры строятся на основе принципов солидаризма — благородства, местности, справедливости, уважения к членам своей общины. Это особенно заметно у народов, находящихся на невысокой ступени развития. Очень часто их этноним (самоназвание) означает «настоящие люди». К чужим, «ненастоящим» людям — представителям других этнических групп и общностей — принципы солидаризма не применяются, превращаясь во взаимное недоверие, ненависть, вероломство. Так, многие австралийские или африканские племена, безукоризненно честные в отношениях друг с другом, не считают зазорным обмануть представителей других племен или белого человека или что-то у них украсть при случае.
В традиционных культурах интересы индивида подчиняются интересам общества, что порождает высокий уровень коллективизма и низкую степень развития личностного начала. Поэтому важнейшим моральным регулятором поведения представителей традиционных культур является чувство стыда, а не вины. Труд ради накопления и сбережения осуждается традиционным сознанием. Все излишние накопления должны быть прямо или косвенно перераспределены между всеми членами коллектива — пиры, подарки, помощь в экстремальных случаях, религиозные пожертвования и т.д. Поэтому праздники, ритуалы, совместное обсуждение дел, служащие для поддержания нормальных межличностных отношений, «съедают» значительную часть накапливаемого богатства. Отсюда немотивированные с нашей точки зрения поступки, когда небогатая семья влезает в большие долги, которые ей придется выплачивать десятки лет, для того чтобы сыграть свадьбу своего сына или дочери.
Важнейшей характеристикой и единицей ценности человека в традиционной культуре выступают ранговые, кастовые, сословные разделения, иерархия которых четко фиксируется в сознании каждого представителя данной культуры. Такие взаимоотношения порождают повиновение, преклонение, раболепие по отношению к вышестоящим и грубость и презрение к нижестоящим. Трудолюбие и богатство человека мало определяют его положение в обществе. Кастовая, религиозная принадлежность, размеры семьи, определяющие место человека, — это такие факторы, над которыми человек не властен. Результатом является фатализм традиционных культур.
Индустриальная культура
Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление модернизированной (индустриальной) культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., являясь характеристикой современного состояния европейской культуры и фундаментом мировой цивилизации.
Индустриальное общество создаст массовое производство, в котором машинное производство заменяет ручной труд. Вещи перестают быть уникальным изделием мастера, а производятся сериями и должны отвечать определенным стандартам. Машинное производство требует использования новых источников энергии, заменяющих употребляющуюся в традиционных обществах мускульную энергию человека и животных, а также энергию ветра и воды. Начинается использование парового двигателя, ставшего гигантским скачком в энергетике и проложившего дорогу появившимся позднее двигателям внутреннего сгорания, электроэнергии и далее — вплоть до энергии атома, которая используется с середины XX в.
Принципиально меняется человеческое мышление: уменьшается роль антропоморфных образов, человек перестает считать себя частью природы, начиная противопоставлять себя окружающему миру. Как мышление, так и язык приобретают все более абстрактный характер, усложняя мир сознания человека, тем самым отодвигая от него реальный мир. Этому способствует развивающаяся наука, рассматривающая природу, общество и человека как объекты для своего изучения. Не случайно в мировоззрении Нового времени господствовала картина мира-механизма, законы которого можно изучать и использовать на благо человека и общества. В индустриальном обществе и культуре широко распространена вера в прогресс, особенно научный.
Новые общественные условия определяют формирование специфических культурных ценностей. Это ориентация на достижение успеха, соперничество капиталов, статусов и т.д., что в итоге порождает еще одну характерную черту — ориентацию на индивидуализм, включающую признание прав личности, ее свободы и независимости от общества и государства.
Главным итогом развития модернизированной культуры становится формирование демократического общества, гарантирующего гражданские, политические и имущественные права человека, что закреплено в соответствующих политических и юридических документах.
Индустриальному обществу присущи и глубокие противоречия. Серьезнейшей проблемой становится отчуждение человека от средств и продуктов производства, что лишает труд былой привлекательности. Своего апогея этот процесс достигает в конвейерном производстве, где рабочий вынужден выполнять одну и туже операцию весь рабочий день. Из сферы производства отношения отчуждения распространяются на социальные нормы и межличностные отношения, ярко выражаются в господстве бюрократического государственного аппарата над гражданами. Чувство беспомощности и зависимости, возникающее при этом у человека, становится причиной аномии и отклоняющегося поведения. Эти и многие другие проблемы индустриального общества и культуры стали предметом анализа и критики философов и культурологов.
Постиндустриальная культура
Постиндустриальная культура — итог дальнейшей эволюции индустриального общества. В ряде наиболее развитых стран этот переход начался в последней трети XX в., поэтому отдельные черты нового типа культуры уже существуют.
Понятие о постиндустриальном обществе стало распространяться в США в конце 1950-х гг. в связи с появившимися новыми тенденциями. Сначала новый тип культуры рассматривали как следующий шаг в развитии капитализма, связанный с научно-технической революцией, благодаря которой растет производительность труда, сокращается рабочее время, становится выше благосостояние человека. Но в конце 1960-х-начале 1970-х гг. крупнейшие западные мыслители Д. Белл, Р. Арон, 3. Бжезинский, Э. Тоффлер стали рассматривать постиндустриальное общество как качественно новую ступень в развитии человечества, отмеченную преобразованиями не только в технической сфере, но и во всех остальных сферах культуры. При этом наряду с улучшением жизни человека появляются глобальные проблемы, решить которые невозможно без изменения норм морали и базовых ценностей мировой цивилизации.
Во второй половине XX в. эти изменения произошли, что позволяет выделить основные черты постиндустриальной культуры. Во-первых, происходит смена приоритетов, потребности материального производства начинают уходить, освобождая место человеку и его потребностям. Во-вторых, появляется новый вид собственности — интеллектуальная, расходы перераспределяются в пользу науки, образования, социального обеспечения и здравоохранения. В-третьих, увеличивается средний класс, доля которого в развитых странах превышает 50 % населении; в связи с этим размываются прежние классовые структуры, а более значимыми становятся образовательные, профессиональные, этнические, конфессиональные и иные идентичности. В-четвертых, новая культура основывается на принципах плюрализма, который проявляется во всех сферах — политике, религиозной жизни, искусстве, моде. В связи с этим уходит в прошлое крупное серийное производство, вместо него распространяется производство мелкими сериями, причем количество продукции становится не так важно, как ее качество. Плюрализм также проявляется в падении роли прежних культурных столиц и центров и возрастании роли провинции.
Постиндустриальное общество является «экранным» обществом. основывается на новейших компьютерных технологиях, средствах массовой информации и коммуникации. Благодаря этому становится доступным огромный объем информации, активно формируется мировая культура, развиваются процессы глобализации. Но в то же время возрастает возможность манипуляции общественным сознанием государственными бюрократическими структурами, а также организациями и людьми, обладающими доступом к информационным потокам. Кроме того, «экран» все больше заменяет книгу, формируя новый тип человека.
Постиндустриальная культура продолжает динамично изменяться, но этот тип культуры охватывает лишь несколько развитых стран, а остальные страны остаются за бортом этих изменений.
2)Различия в культуре традиционного и современного обществ.