Модернизация становится нормативной, и она превращается в идеологическую и теоретическую основу политики модернизации, проводимой государством.
1) Универсализм
2) Линейность
3) Прогрессизм
4) Демократизм
5) Гуманизм
I. Главный субъект модернизации – государство. Национальная элита – основная сила.
II. В рамках какого политического режима возможна модернизация?
Идеально - демократия, но чаще в авторитарных.
III. Копирование какого опыта и как его копировать? По пути Америки или Японии?
Авторы теории догоняющей модернизации:
М.Леви, Э.Хаген, д.Лернер, Д.Аптер, Т.Парсонс, Н.Смелзер
Вопрос 24 Социальное содержание модернизационного процесса. Проблема общего и особенного в модернизационном процессе.
Модернизационные процессы повлекли за собой две волны социальных изменений проявившихся на протяжении последних 50 лет прошлого столетия. Первая волна (1960-е - 1970-е годы) связана с рефлексивной модернизацией или социальным либерализмом, вторая, которая началась в 1980-е годы, связана с резким смещением в сторону дерегулирования экономки, включая рынок труда.
Рефлексивная модернизация – это переоценка отдельными группами лиц пригодности существующих общественных институтов, норм и традиций для современной жизни. Социальная рефлексия модернизационных процессов в первую очередь проявилась в том, что люди стали осознавать значимость качественных характеристик человеческого капитала для достижения благосостояния и личной свободы, сместивших с пьедестала традиционные ценности.Рассмотрение населением инвестирования в свой человеческий капитал (образование, квалификация, опыт) как стратегии успешного экономического и социального поведения, повлекло за собой откладывание таких событий, как создание семьи и рождение детей. Стремление к свободе, независимости, материальной стабильности вошли в противоречие с намерениями иметь детей и выполнением функций по заботе о пожилых.
Другим важным социальным результатом модернизации стало изменение семьи и семейных отношений, обусловленное процессами урбанизации и особенностями городского стиля и способа жизни, усиливающего индивидуальную свободу и ответственность.
Основной экономический эффект рефлексивной модернизации связан с выходом женщин на рынок труда, который поставил вопрос о перераспределении функций между семьями, рынками и государством в части заботы и воспитания детей, ухода за пожилыми. Стало очевидно, что экономическая активность женщин может эффективно сочетаться с семейными обязанностями только при развитии рынка социальных услуг и наличии государственных институтов поддержки для семей, которые не в состоянии самостоятельно обеспечить детям и пожилым минимально приемлемый уровень и качество жизни.
Таким образом, экономическая свобода женщин, с одной стороны, вынесла на повестку дня социальных и экономических преобразований вопросы, связанные с развитием рынков и институтов социальных услуг, с другой стороны, актуализировала значимость социальных функций государства. Другими словами, модернизация, решая проблемы экономического развития, сформировала ряд социальных проблем, решение которых возлагается на основных акторов.
Вторая волна социальных изменений, приходящаяся на три последних десятилетия прошлого века, связана с неолиберализмом в экономике и постиндустриальным развитием, которое стимулировало рост сектора услуг. Это проявилось в ослаблении роли крупных профсоюзов, изменении структуры спроса на рабочую силу со смещением приоритетов в сторону более высокого уровня образования и квалификации, повышении вертикальной и горизонтальной трудовой мобильности. Эпоха, когда работа на одном и том же рабочем месте рассматривалась как успешная трудовая карьера, закончилась. Именно рост мобильности рабочей силы, гибкость трудоустройства, назначения на более высокие должностные позиции и увольнения стали отличительными чертами второй волны социальных изменений. Тот, кто обладает большими знаниями и обременен меньшими социальными обязательствами, имеет больше шансов на победу в конкурентной борьбе. В целом эти изменения способствовали, с одной стороны, росту средних характеристик уровня жизни, но с другой – возрастанию неравенства в благосостоянии.
В совокупности эти две волны составляют социальный каркас эволюционной модернизации и привели к росту экономической активности населения, производительности труда и доходов, повышению продолжительности жизни и ужесточению требований к профессионально-квалификационному уровню работников, но одновременно и к росту неравенства конкурирующих субъектов.
Традиционные классовые границы исчезают, но им на смену приходят другие неравенства: в наукоемких экономиках жизненные шансы человека в еще большей степени будут зависеть от его образовательной истории, а также от способности к обучению, умению общаться и воспринимать большие объемы информации.
Движущей силой такой эволюционной модернизации стал средний класс.