Исторический контекст формирования постмодернистской социологии.
Модерн (модернити) – эпоха перехода от традиционного к модерному обществу. Конец – примерно конец 60-х – начало 70-х гг.
Исчерпанность модерна:
· Конец индустриализма
· Кризис технократизма и сциентизма (возвращается интерес к коэволюции, ноосфере)
· Конец наивной веры в прогресс
· Кризис социальных институтов, структуры и социальных отношений модерного общества, кризис прежней модерной культуры
· Считается!!!!, что необходим радикальный разрыв с модерном и происходит формирование нового социокультурного типа общества
· Все характеристики нового общества определяются через префикс пост: постсовременное, постиндустриальное, посткапиталистическое, постклассовое, посттрудовое и .д.
· Концептуализируются новые объективные тенденции общественного развития, в современной социологии эти тенденции нивелируются, трансформируются и переинтерпретируются, но они продолжают существовать. Во всех социальных науках формируется новый постмодерный дискурс. В этом дискурсе чётко выделяются 2 направления:
1. полный радикальный разрыв с модерном. Новое общество!
2. характеристика этого общества – новая стадия развития модерного общества; даже если и признаётся, что это модерн, то это другой модерн – поздний, рефлексивный
Постмодернизм – самое радикальное направление, которое пытается показать, что постмодерное общество – это принципиально новый этап развития общества. Постмодерн – более широкое понятие, его нельзя отождествлять с постмодернизмом.
Этапы постмодернизма:
1. Постмодернизм возник в 50-е гг. как художественное явление культуры, в музыке, живописи, архитектуре.
2. 2 этап – обобщение новых художественных форм и формирование общей теории современного искусства.
3. Следующий этап – воспринимается как особая ментальность, наиболее соответствующая духу современности.
4. Широкое идейное течение и проникновение постмодернизма во все формы социального знания.
5. Формируется как новая альтернативная методология, новый стиль.
В социологии появляется в конце 70-начале 80-х гг.
В 90-х гг. (зрелый период) сложился:
· особый постмодернистский дискурс
· особое проблемное поле
· набор особых понятий
· особое постмодернистское мировоззрение, мироощущение.
Предпосылки, на которых сформировался постмодернизм:
· Лингвистический поворот, произошедший в философии 20-30-х гг. Лингвистическая философия + постпозитивизм. «Границы моего языка означают границы моего мира». ©Людвиг Витгенштейн. Человек имеет дело только с языком. Язык - единственная доступная нам реальность. Мы имеем доступ только к языку, но не имеем доступа к объекту.
· Концепция произвольности знака Фердинанда де Соссюра (1857-1913). Семиотика – наука, изучающая знаки. В эпоху просвещения язык рассматривался как средство описания объективного мира. «Язык репрезентирует реальность», «язык является референциальным (соотносится с реальными объектами)». Концепция де Соссюра совершенно по-другому оценивает язык: прозрачность языка – это миф, на самом деле язык – самостоятельная, замкнутая система, самореферентная (соотносится сама с собой). Это система со своими внутренними законами и правилами. Связь с миром обозначаемого носит конвенциональный (договорный) характер. Почему корову называем коровой? Потому что так договорились, это слово значимо как элемент структуры языка. Если конечная структура – язык, если язык – это единственная доступная нам реальность, то возникает исходная принципиальная позиция: структурная предопределённость восприятия реальности; раз мы видим мир только через язык, то мы воспринимаем мир через призму языка. Представление о мире детерминируется свойствами языка и его внутренними правилами, а не свойствами и закономерностями внешних субъектов. Происходит переворот: наш мир устроен по законам языка. И поэтому, изучая грамматику языка, мы изучаем устройство мира, законы бытия совпадают с законами грамматики.
Вопрос 17
Основные понятия и установки постмодернизма. Критика.
Структурализм – всё рассматривается как структуры.
Постструктурализм – критика структуры, попытка посмотреть на мир без структуры.
Постмодернизм (сер.70-х – начало 80-х гг. - ???)
Из лингвистического поворота вытекают 2 важнейших слогана:
1)«Мир как текст, ничто не существует вне текста» ©Деррида.
2)«Смерть субъекта»: человек умирает, остаются структуры. Происходит поглощение субъекта текстом, через субъекта говорит язык
«Мир как текст. Ничто не существует вне текста»
Тексуальность –важнейшая особенность восприятия мира. Мир воспринимается как текст, как система знаков. Текст становится заместителем бытия. Онтологизация текста. Наше представление о мире – языковое и всё! Наш мир – это мир знаков, это текст. Это поверхностное, одномерное, феноменологическое представление о мире и социальной реальности. У постмодернистов мир – это мир, о котором нет знания, это мир, в котором существует означающее без обозначаемого. Этот мир означающего самодостаточен. Постмодернистское видение мира – кризисное сознание, представление о мире, о котором нет знания.
· Нарратив – социально принятый тип «повествования» = способ бытия текста.
· Дискурс – текст вместе с традицией обсуждения некоторой темы. Языковая практика, это не предметная деятельность; это способы рассуждения, не имеющие под собой никакой реальности, кроме текста. Дискурсы – это способы конструирования наших рассуждений, наших проблем, с которыми мы сталкиваемся. Дискурсы сексуальности, безумия, наказания и т.д. Задачей является археология знания, откуда взялись те смыслы, которыми мы наделяем существующие явления. Для чего существует дискурс? Это ограничение ссылок, ограничиваем соотнесение текста с другими текстами. НЕ АНАЛИЗИРУЕТСЯ СВЯЗЬ С ОБЪЕКТОМ, ТОЛЬКО СООТНЕСЕНИЕ С ДРУГИМИ ТЕКСТАМИ.
· Эпистема – пространство знания, специфическая для конкретной эпохи сеть отношений между «словами» и «вещами». Фуко: «Каждая историческая эпоха вырабатывает свою систему культурного знания, и прежде всего, языковой код». Эта система организует все проявления жизни людей. Фуко выделял следующие эпистемы: античная, средневековая, возрожденческая, просветительская, современная. Для современной эпохи характерна особая связь «слова» и «вещи». Эта особость заключается в нарастающем разрыве между словом и вещью. Эта эпистема скрыта от человека, не познаваема современником. «Человек умирает, остаются структуры». Постмодернизм, как критическое направление, ставит своей задачей освобождение языковых структур.
· Деконструкция – метод анализа текста в связи с другими текстами. Раз мы воспринимаем как текст вне связи с реальностью, значит, понимание любого текста возможно не с его соотнесением с реальностью, а с его соотнесением с другими текстами. Эта деконструкция – по сути, заменитель термина «познание».Для того, чтобы понять текст, познать этот фрагмент реальности, нужно соотнести с ближайшими текстами (интертекст) и определить его место в широком смысле (гипертекст). Процесс деконструкции может быть бесконечен.
Дискурс и власть. Всякий дискурс заключает в себе насилие, поскольку он подгоняет наше восприятие под некую силу. Фуко: «Где насилие там и власть». Самая главная задача власти – это определение дискурсов. Дискурс всегда устанавливается в ходе борьбы с другими дискурсами. Фуко: «Другая власть – другое знание (другое представление о реальности)».
Концепция гиперреальности Бодрийяра. «Мы живём в мире гиперреальности, которая над, сверху. Она возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с реальностью, и гиперреальность – это мир самоотносимых, самореферентных символов и знаков.
Гиперреальность состоит из симулякров. Симулякр – псевдовещь. Платон называл симулякр «копией копий». Бодрийяр: «точная копия оригинала, которого никогда не существовала», «псевдовещь, заменяющая организирующую реальность». Пример симулякра: бренд. Семиотизация – основа представления о гиперреальности. Наш мир всё более и более становится для нас доступным через систему знаков, а не непосредственно. Концепция гиперреальности полагает, что между миром знаков и объективной реальностью не существует никакой связи. Симуляция – видимость, притворство. Все знаки обмениваются друг на друга, но не обмениваются ни на что реальное, т.е. обмен – симуляция. «Эра симуляции, - пишет Бодрийяр, - наступила сейчас. В эту эпоху возникает возможность взаимной подстановки элементов, которые раньше были противоположны». Пример: правда и ложь в СМИ практически неразличимы и т.д. Бодрийяр пишет: «У нас теперь царство свободы, у нас царство «никчемунепривязанности».
Плавающее состояние всех знаков, нет референтности. Пример: современный валютный курс.
Поэтому чтобы стать предметом потребления, предмет должен изначально стать знаком, т.е. пройти процедуру символического кодирования.
Выводы: фиктивный характер языкового знания. Из той концепции языка вытекает ненадёжность языка, условность знака и, как вывод, ИСТИНА НЕ ДОСТИЖИМА! Отсюда, НЕНАДЁЖНОСТЬ ЗНАНИЯ!!!!!!!!!!! Отсюда проблематичность…, критика всей предыдущей культуры модерна как ложной. Претензии модерна на объективность, истинность, универсальность, рационализм = логоцентризм не имеют под собой никаких оснований и должны быть разрушены. Отсюда постмодернизм осуществляет переоценку или переинтерпретацию модерна, который теперь воспринимается как прогрессирующая рациональность, а как до предела мифологизированная эпоха. Значит, концепция модерна – это миф, и главный миф – ядро концепции модерна – концепция рационализации. Чем обеспечиваются объективизм, универсалим и т.л.: Они обеспечивались метанарративами. Метанарративы – это объяснительные системы, как идея прогресса, идея эмансипации личности, представление, идущее от эпохи просвещения, сциентизма.
Функции метанарративов: они определяют и тотализируют реальность, тем самым они легитимируют и стабилизируют общественный порядок. Единство знания базировалось на метанарративов. Постмодернизм – это распад единства. Формула: радикальный плюрализм и эголитаризм. Консенсус рассматривается как очень сомнительная ценность. Отказ происходит от главного рационального научного метанарратива!!!!!!!!