Практическое занятие № 4. Функциональные стили литературного языка

Функциональные стили литературного языка

Вопросы для подготовки

1. Понятие о функциональном стиле языка.

2. Характеристика основных функциональных стилей:

1) Язык художественной литературы (художественный стиль):

а) проблема самостоятельности художественного стиля в ряду других функциональных стилей языка;

б) соотношение понятий: «литературный язык» и «язык художественной литературы»;

в) характерные языковые средства.

2) Публицистический стиль.

3) Разговорно-бытовой стиль.

3. Понятие о стилистической норме языка.

Задания

1. Определите, в каких функциональных стилях литературного языка употребляется каждый из членов приведенных синонимических рядов. Найдите в каждом ряду стилистически нейтральное слово:

1) вспылить - вскипеть – вспыхнуть – взорваться;

2) вниз – книзу – долу;

3) весенний – вешний;

4) героизм – геройство – доблесть;

5) руководитель – гегемон – глава;

6) несравнимый – несравненный – бесподобный.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов, - Ростов н/Д: Феникс, 2001., Гл. 4.

2. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 1998. С. 7 – 80.

3. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н.Ширяева, - М.: НОРМА-ИНФРА-М., 1998. §6-9

4. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. Гл. 6 – 15, 19.

5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. – М.: Академия, 2002. § 40 – 45.

6. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 1999.

Практическое занятие № 5

Научный стиль и его разновидности

А. Теоретическая часть

1. Языковые особенности научного стиля. Термин. Терминология и номенклатура.

2. Естественнонаучный, научно-технический и научно-гуманитарный подстили.

3. Коммуникативно-стилевые типы научного текста: академический, научно-информационный, учебный и научно-публицистический

4. Жанры научной литературы.

5. Устная научная речь.

Б. Практическая часть

Задание 1. Сопоставьте отрывки из научных и художественных текстов. Определите черты содержательного и языкового своеобразия научных текстов (на фоне художественных). К каким частям речи относятся термины? Какие значения в научных текстах выражают глаголы?

1.

Результаты экспериментальных исследований показывают, что наиболее удовлетворительное совпадение для широкого диапазона размеров капель дает аппроксимация спектра их размеров с помощью гамма-распределения. Поскольку основной вклад в радиолокационную отражаемость и в интенсивность осадков дает крупнокапельная часть спектра размеров капель, можно учитывать только ниспадающую часть спектра, аппроксимируя ее экспонентой, являющейся частным случаем гамма-распределения. (С.В. Матвеенко, А.Г. Алейников, Н.Н. Бадулин «Оценка точности измерения интенсивности дождя радиолокационным способом»)

Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шага, чтобы до дождя поспеть домой. Передовые ее, низкие и черные, как дым с копотью, облака с необыкновенной быстротой бежали по небу. До дома еще было шагов двести, а уже поднялся ветер, и всякую секунду можно было ждать ливня.

Дети с испуганным и радостным визгом бежали впереди. Дарья Александровна, с трудом борясь с своими облепившими ее ноги юбками, уже не шла, а бежала, не спуская с глаз детей. Мужчины, придерживая шляпы, шли большими шагами. Они были уже у самого крыльца, как большая капля ударилась и разбилась о край железного желоба. Дети и за ними большие с веселым говором вбежали под защиту крыши. (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»)

2.

На основании многолетних наблюдений за бурным ветром на метеостанциях проведено схематическое районирование территории Кыргызстана по буречасам, т.е. суммарной годовой продолжительности сильных ветров как интегрального показателя интенсивности буревой деятельности на его территории. Для повышения глубины анализа и достоверности получаемых результатов разработана специальная климатическая типизация территории,включающая 12 типов, различающихся местоположением, рельефными условиями и орографической защищенностью. (А.О. Подрезов «Районирование территории Кыргызстана по годовой длительности бурь»)

Грозы не страшны, а только благотворны там: бывают постоянно в одно и то же установленное время, не забывая почти никогда ильина дня, как будто для того, чтоб поддержать известное предание в народе. И число, и сила ударов, кажется, всякий год одни и те же, точно как будто из казны отпускалась на год на весь край известная мера электричества.

Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю. (И.А. Гончаров «Обломов»)

Задание 2. Сопоставьте определения, которые даются в учебнике «Развитие речи. 5 класс» (под ред. Т.А. Ладыженской) и в книге Д.Н. Александрова «Риторика». Определите различия в изложении материала. Чем они объясняются?

1. Этот учебник познакомит тебя с интереснейшей, древнейшей и, тем не менее, очень современной наукой - РИТОРИКОЙ.

Почему интереснейшей наукой? Потому что в ней говорится о том, как мы общаемся. А что может быть интереснее человека, который говорит, слушает, читает, пишет? Как это происходит? Когда у нас это хорошо получается, а когда нет?

Почему древнейшей наукой? Потому что риторика насчитывает более двух с половиной тысяч лет. И уже древние греки успешно ею занимались в V—IVвеках до н.э.

Почему современной? Потому что в сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия...

Об этом и многом другом поведет с тобой разговор на страницах учебника наш герой – мальчик Риторик, вместе с которым ты будешь разбираться в том, что такое речевое общение, когда оно бывает удачным, успешным, а когда нет. Ты научишься оценивать чужую и свою речь, станешь внимательнее к ситуации, к тому с кем и для чего ты говоришь и пишешь. Ты научишься вежливо просить и вежливо отказывать в просьбе, говорить лестные (но не льстивые слова), спорить, но не ссориться.

2. Что такое риторика? Энциклопедии и словари отвечают на этот вопрос примерно так: риторика — теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить «красно», хорошо, так, как нужно в данном случае, поскольку риторика — одна из древнейших наук в истории человечества, она имеет свое название не только на греческом, но и на латинском языке: «риторика» - по-гречески, «элоквенция» - по-латыни. Когда-то оба эти названия были идентичны, и их знали все гимназисты.

... Риторика объединяет в себе признаки науки, поскольку в ней есть точно выписанные правила, который должен соблюдать всякий, кто хотел бы освоить ее азы. Но в риторике сосредоточены начала подлинного искусства, потому что никакие правила не могут гарантировать успешный результат для каждого вновь начинающего оратора. Учитывая эти обстоятельства, учителя риторики в Древнем мире обучали своих учеников во время бесед, прогулок, в ходе которых начинающие перенимали у старших все те знания, умения и навыки, которые были созданы до них, и которыми уже овладели старшие поколения.

В. Литература

1. Культура русской речи / Под ред. Граудиной Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 1998. – С. 169 – 213.

2. Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 280 – 289.

3. Основы научной речи / Под ред. Химика В.В., Волковой Л.Б. – СПб., 2003.

4. Русский язык и культура речи / Под ред. О.Я. Гойхмана. – М., 2008. – С. 28 – 37.

5. Русский язык и культура речи / Под ред. Максимова В.И., Голубевой А.В. – М., 2008. – С. 234 – 248; 302 – 323.

6. Сидорова М.Ю., Савельев В.С. Русский язык и культура речи. – М., 2008. – С. 292 – 345.

Наши рекомендации