Социальные взаимодействия: понятие, типология

Социальные организации

Социальная организация (от франц. organisation, от позднелат. organizo- сообщаю стройный вид, устраиваю) - исторически сложившаяся упорядоченная система деятельности общества, людей; исторически сложившаяся упорядоченная система социальных отношений, например, экономическая организация общества, военная организация общества, политическая организация общества и т.д.

Основное отличие социальной организации от социального института заключается в том, что институциональная форма общественных отношений закреплена нормами права и морали, а организационная форма включает в себя помимо институциональных также и упорядоченные отношения, но которые еще не закреплены существующими нормами. Не все организованные формы отношений между людьми закрепляются в номах морали или права, например, организации сексуальных меньшинств, сектантские религиозные организации и т.п. так и не нашли общественного признания на основе закрепления в нормах права или морали.

Наиболее объемный пример социальной организации это гражданское общество, которое определяется понятием, характеризующим относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству. Гражданское общество включает в себя и так называемую уголовную, мафиозную, коррупционную и т.п. организации, вооруженные бандоформирования, сексуальные меньшинства и т.д. Например, военная организация общества это исторически сложившаяся система деятельности общества, людей по поводу воспроизводства вооруженных структур, например, вооружение населения (народа), вооруженные силы государства, казачество, бандитские формирования и т.п. А положительно оцениваемая с точки зрения морали и права военная организация рассматривается как организация социального воспроизводства вооруженной защиты государства и общества - деятельность людей, направленная на сохранение благ и ценностей своей социально-политической системы и на разрушение ценностей и благ чужой социально-политической системы, рассматриваемой как враждебной, с применением вооруженной силы и на основе службы в государственных структурах или ополчении (партизаны и т.п.). Но мы прекрасно знаем, что если наш, то разведчик, если чужой, то шпион; во время Великой Отечественной войны восставшее с оружием в руках население на оккупированных территориях организовывалось в партизанские отряды, которые немецко-фашистские захватчики называли бандитами. Таким образом, термин социальная организация это реально существующие системы упорядоченных общественных отношений, которые характеризуются наличием в них не закрепленных в нормах права и нравственности отношений.

Большинство из нас начинает свою жизнь в организации - в родильном доме. Там работают врачи, медицинские сестры, санитарки; они заботятся о нашем здоровье. Покинув родильный дом, мы попадаем в другие организации - ясли, детский сад, начальную и среднюю школу, - каждая из них имеет свою структуру. После окончания школы нам снова не миновать организаций. Став взрослыми, мы поступаем на работу в одну из них. Мы имеем дело и с такими организациями, как финансовое управление, армия, полиция, суды, банки, магазины и т.д. Даже когда человек умирает, организация не оставляет его. Им занимается похоронное бюро. Организации - это группы людей, составляющие часть общества, ориентированные на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко формализованной структуры.

Коммерческие фирмы, правительственные органы, профсоюзы и колледжи - организации, для них характерны строгое разделение обязанностей в соответствии с правилами и нормами, выражающимися в иерархии власти.

Обсуждая организации или административные структуры, Макс Вебер придавал особое значение стремлению к рационализации современного общества. Вебер изучал роль этого процесса в преобразовании разных сфер общества, включая искусство, религию, политику, экономику и систему уголовного права. При этом происходит отказ от стихийных, личностных, традиционных способов деятельности. Она становилась более систематизированной - организованной, согласно правилам, установленным на основе рациональною анализа.

Для понимания указанного различия сравним традиционные отношения между хозяином и слугой с отношениями между предпринимателем и человеком, работающим по найму на современном промышленном предприятии. Между хозяином и слугой складываются отношения, основанные на взаимном доверии; более того, хозяина и слугу соединяет целый ряд неписаных соглашений, передаваемых из поколения в поколение в течение веков. Отношения же между предпринимателем и сотрудником, работающим по найму, в современных условиях определяет обезличенный договор, часто при посредничестве нескольких начальников среднего уровня (например, мастера, инспектора и т.д.); при этом служебные обязанности четко регламентированы. Вебер считал формирование организаций (управленческого аппарата) главным аспектом процесса рационализации. Для описания характерных особенностей организаций он использовал ее идеальный тип или модель. Модель никогда точно не соответствует специфической ситуации реального мира. Однако, она может служить для обобщения социальных явлений.

Вебер выделил семь основных, характерных черт идеального типа организации:

Разделение труда, обусловленное определенными правилами или законами. Так, например, в современной коммерческой фирме есть описание обязанностей директора, управляющего делами, продавцов и т.д.;

Порядок подчиненности представляет собой иерархию выше- и нижестоящих должностных лиц, которые, в свою очередь, являются начальниками других сотрудников. В современных коммерческих фирмах существует система вертикальной зависимости ("сверху вниз"); совет директоров, руководители предприятий, руководители среднего уровня и нижестоящие начальники, осуществляющие контроль за деятельностью рядовых служащих;

Офис (канцелярия или бюро) - основа организации, где находятся документы и журналы, где регистрируются и сохраняются сведения о деятельиости учреждения;

Официальная процедура подготовки должностных лиц в организации. Требования к рядовому делопроизводителю сравнительно просты, но некоторые программы подготовки руководящих работников достаточно сложны;

Штатные сотрудники, отдающие свою энергию деятельности организации, для них это главное занятие;

Правила, достаточно общие, более или менее устойчивые, регулирующие режим работы. Их нетрудно усвоить и выполнять. Зачастую они весьма подробны; например, на некоторых предприятиях время и продолжительность перерывов, когда работники могут выпить кофе, строго регламентированы;

Лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам.Это необязательно означает преданность только руководителю организации или любому другому ее сотруднику.

Все это делает поведение сотрудников организации предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. В свою очередь, предсказуемость и координация - основные факторы, способствующие повышению эффективности и производительности труда. С их помощью можно понять, когда работники намерены создавать лишь видимость работы или хотят прекратить ее, какие механизмы они собираются при этом использовать и т.д., хотя сочетание перечисленных выше элементов придает довольно обезличенный характер конечным результатам деятельности, для организаций это в большинстве случаев предпочтительнее, чем дезорганизация, неповиновение, неэффективность. Таким образом, для социальных организаций характерно строгое разделение обязанностей на основе формирования правил социальных взаимодействий направленных на их закрепление в нормах права и морали, формирование “аппарата” управления.

Социальные взаимодействия: понятие, типология - student2.ru

Рис. 17. Основные социальные организации

К основным социальным организациям можно отнести(рис 17):

Гражданское обществокак относительную самостоятельность и целостность общественной жизни по отношению к политическим структурам, прежде всего к государству;

Объединения людей на основе наличной культуры, церковь, религиозные объединения, искусство, литературу, науку, фольклор и т.п. как организации отбора, хранения и передачи ценностей и образцов существования и развития общества и личности;

Общественное разделение труда, производство, рынок, распределение, обмен и т.д. как экономические организации общества;

Обучение, воспитание, родильный дом, детский сад, школа и т.д. как организации социального воспроизводства;

Партийная система, выборы, власть, оппозиция, политическая партия, государственная администрация, силовые структуры и т.д. как социально - политические организации, участвующие в регулировании общественных отношений, то есть в воспроизводстве системы управления.

Рассмотрим на примере типов политической власти различные примеры социальной организации на основе государственных устройств.

Тоталитарные государства. Руководители тоталитарного государства стремятся держать страну под своим контролем. Тоталитарные режимы бывают разные. Но все они имеют общие черты.

1. Широко используя идеологию тоталитарного общества, они стремятся объяснить каждый аспект жизни. Общественные цели, одобряемые образцы поведения, даже враги характеризуются в упрощенной, иногда искаженной форме. Идеология должна приспосабливаться к социальным переменам, но государства с тоталитарным режимом стремятся сохранить господство одной идеологии.

2. Однопартийные системы. Тоталитарные государства представляют собой однопартийные системы, возглавляемые диктатором или несколькими руководителями. Правящая партия считается единственной законной партией в стране, монополизирующей власть. Она проникает во все сферы жизни и полностью управляет обществом, от нее исходят власть, престиж, деньги.

3. Террор. Применяется для поддержания государственной власти. Пытки и допросы могут использоваться против внутренних и внешних врагов режима.

4. Контроль средств массовой информации. Тоталитарные государства осуществляют контроль над средствами массовой информации, поэтому оппозиционеры вынуждены уйти в подполье. Народным массам предлагается лишь официальная точка зрения на определенные события и поощряется поведение, угодное режиму.

5. Контроль над запасами оружия. Тоталитарные государства монополизируют изготовление, распространение и применение оружия.

б. Контроль над экономикой. Под контролем находятся все отрасли экономики. Это может означать наличие государственных экономических планов, дающих задания каждому промышленному и сельскохозяйственному предприятию.

Таким образом, тоталитарные системы стирают грань между сферами общественного и личного и подрывают личную инициативу. Кроме того, государство стремится полностью подчинить себе граждан и добиться их преданности, подавляя и контролируя все другие общественные институты. Опираясь на партию и средства массовой информации, режим оказывает влияние на семейную жизнь, жизнь молодежи, образование, трудовую деятельность и общественную жизнь. В тоталитарном обществе почти отсутствуют свобода, не всегда соблюдаются права человека или возможность выражать свое мнение.

Авторитарные государства. В авторитарных государствах власть переходит в руки монарха или диктатора, которые правят, используя силу. Диктаторские режимы в Латинской Америке, режим Франко в Испании - пример авторитаризма ХХ в. Лидеры стремятся добиться преданности своих подданных, подразумевается верность конкретному человеку, а не определенным целям и даже государству.

При авторитарных режимах политические партии и идеология играют определенную роль, но они осуществляют контроль в меньшей мере, чем в обществах с тоталитарным режимом. Для подавления диссидентов или для критики средства массовой информации могут подвергаться цензуре, наряду с применением вооруженных сил может использоваться террор. Однако эти режимы значительно слабее, чем тоталитарные. Они в большей мере применяют традиционные способы управления. Стараясь силой сохранить свою политическую власть, они вряд ли способны осуществить значительные социальные перемены. Кроме того, здесь меньше пытаются вторгаться в личную жизнь своих подданных, поэтому при авторитарных формах правления четче очерчена граница между общественной и личной жизнью, чем в тоталитарных государствах.

Демократические государства. Буквально демократия - "власть народа", но в крупных и сложно организованных обществах правление всего народа невозможно. А точнее, лица, обладающие всеми гражданскими правами, имели место в древних и средневековых демократиях, где важнейшие решения принимались народным собранием, в котором имели право участвовать все граждане. Например, афинская демократия, новгородское вече, запорожская сечь. Во всех этих обществах, как численность населения, так и территории, были очень невелики, и возможно было собрать всех граждан, где они совместно обсуждали все вопросы и принимали решение. Причем решение принимались не только путем подсчета голосов, но иногда и по силе крика, как, например, на новгородском вече. Однако в больших обществах проведение такого голосования по всем политическим вопросам технически невозможно, хотя в наиболее важных случаях оно иногда все-таки проводится посредством референдума. Поэтому современная демократия стала ассоциироваться, главным образом, с представительной демократией, когда народ на определенный срок передает власть своим представителям, которые подлежат переизбранию. Представительная демократия существует в таких странах, как Индия, Франция, США, Канада и др. Этим демократическим государствам присущи следующие черты.

1. Индивидуализм. Вера в значимость личности - основной принцип демократического сознания. Он стал основой законодательных систем, утверждая равенство всех людей перед законами общества.

2. Конституционная форма правления. Что касается прав человека или Конституции, то демократические формы правления основаны на совокупности законов и законодательных традиций, которым подчиняется человек, правительство и общество. На основе конституции формируется основное законодательство страны, определяются главные принципы распределения и ограничения политической власти. Конституция устанавливает полномочия правительства. Кроме того, они определяют методы управления общественной жизнью. Далее конституция обычно устанавливает принципы разделения полномочий между различными ветвями власти, членами правительства таким образам, чтобы обязанности власти были ограничены и четко установлены.

3. Общее согласие тех, кто управляет. Главная черта демократических обществ состоит в том, что взрослое население само выбирает своих правителей и представителей на периодически проводимых выборах. Эти выборы способствуют подотчетности тех, кто стоит у власти и ограничивают срок их полномочий.

4. Лояльная оппозиция. Подразумевается, что политический механизм включает двухпартийную или многопартийную системы. В соответствии с демократическими ценностями оппозиция не означает нелояльность, граждане должны иметь право высказывать свое мнение. Поэтому демократические правительства не контролируют средства массовой информации и редко прибегают к вооруженной силе для подавления политической оппозиции.

Демократические общества формируются на различной экономической основе. Их правительства выполняют множество ролей - от управления государством "всеобщего благополучия" (например, в США) до реализации социалистической программы (например, в Швеции). Демократические институты существуют не только в процветающих странах, например, они существуют и в Индии. Но процветание и развитие промышленности благоприятствует созданию демократического правительства.

Применительно к обществу и его социальным организациям также необходимо отметить такое немаловажное понятие как социальное время. Социальное время - это время, "привязываемое" к значимым событиям в жизни общества (до революции, до перестройки). Оно в меньшей степени зависит от продолжительности периода, но в большем зависит от его социально значимых событий. Пример: "Когда я был студентом. Когда ты искал работу. Это было в годы ее первого замужества". Особенность социального времени состоит в том, что человек очень хорошо помнит важные события своей жизни: женитьбу, развод, службу в армии, учебу в институте, поступление на работу и т.д., он их помнит лучше, чем даты этих событий: "Когда ты получила квартиру? Незадолго до замужества". Социальное для общества в целом связывается, например, со способом производства материальных благ - рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое; с прогрессивными преобразованиями в основных сферах общественной жизни - индустриальное, информационное и т.д. Социальные институты и организации существуют в конкретно - историческом социальном времени.

8.1. Культура как социальное явление

Когда в повседневном разговоре заходит речь о культуре, ее роли в нашей жизни, чаще всего вспоминают классическую художественную литературу, театр, изобразительное искусство, музыку, то есть часто культуру в обыденном сознании отождествляют с образованностью и особым, “культурным” поведением.

Несомненно, всё названное есть важная, но очень большая часть того, что представляет собой многогранное и сложное явление, называемое культурой. Понятие культуры является фундаментальным для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого.

Человек может нормально жить только в окружении себе подобных при соблюдении правил, выработанных в течение многих тысяч лет. Человек выделился из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать – культуру. Иногда говорят, что в виде культуры человек создал “вторую природу”. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение длительного времени. Можно сказать, что первобытное стадо превратилось в человеческое общество тогда, когда оно создало культуру, и сегодня нет общества, группы или отдельного человека, не имеющих культуры, и неважно, племя это амазонских индейцев, затерявшееся в тропическом лесу или жители европейской страны, внесшей, по нашим понятиям, огромный вклад в культуру. С точки зрения социологии, культуры обоих этих народов одинаково ценны.

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура определяется социологией как система коллективно поддерживаемых ценностей, убеждений, норм и образцов поведения, присущих определенной группе людей.

Термин “культура” произошёл от латинского “culture” – “возделывать, облагораживать”. Когда мы говорим о культуре, мы имеем в виду те явления, которые качественно отличают человека от природы. В круг этих явлении входят феномены, возникающие в обществе и не встречающиеся в природе – изготовление орудий труда, религия, одежда, украшение, шутка и т.д. Круг таких явлений очень широк, он включает в себя и сложные феномены, и простые, но крайне необходимые для человека.

Существует ряд основных признаков культуры.

Во-первых, источником культуры является сознание. Все, что связано с “возделанным” в человеческой жизни, так или иначе связано с сознанием, идёт ли речь о технологиях, политике, нравственных исканиях людей или восприятии художественных ценностей. Следует также иметь в виду, что культура – это своеобразный процесс, деятельность, в основе которой - взаимодействие, взаимопереход и сопряжённость знаний, навыков и убеждений, информационного, чувственного и волевого компонентов. Поэтому культуру часто выделяют в отдельную сферу деятельности, которой занимаются специально подготовленные люди.

Во-вторых, культура представляет собой метод, способ ценностного освоения действительности. В поисках путей и вариантов удовлетворения своих потребностей человек неизбежно становится перед необходимостью оценки явлений, средств их достижения, допустимости или запретности для него действовать теми способами, которые могут способствовать достижению целей. Без этого нет мотива деятельности, осознания социального действия. Культура - это определенный взгляд на мир сквозь призму принятых в этом обществе понятий о том, что есть добро и зло, полезное и вредное, прекрасное и безобразное.

В-третьих, культура становится организующим элементом, определяющим содержание, направленность, технологию практической деятельности людей. То есть сигналы, идущие от внешнего мира, проходят “фильтр” культуры, расшифровываются ею и получают оценку. Отсюда - разные оценки одних и тех же явлений у людей разных культур, разное реагирование на них.

В-четвертых, культура воплощается в устойчивых, повторяющихся образцах деятельности, которые являются следствием существования устойчивых мотивов, предпочтений, навыков и умений. Случайное, более не повторяющееся, к культуре относить не следует. Если из случайного, нерегулярного то или иное явление превращается в устойчивое, повторяющееся, то можно говорить об определённых изменениях в культуре отдельного человека, группы или общества в целом.

В-пятых, культура объективируется, воплощается в различных продуктах деятельности - вещественно-предметных (все предметы, созданные и используемые человеком) и символически-знаковых (к ним относятся продукты культуры, передающие информацию через слово, символы, знаки, изображения). Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности и вышеназванных формах, происходит фиксация исторического опыта народа, общности, и этот опыт может быть передан другому человеку или поколению. Когда мы называем человека малокультурным, то подчёркиваем недостаточную степень восприятия им культуры, накопленной предыдущими поколениями.

Таким образом, культура формируется как механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в той среде, в которую они попали, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами, выделять своё “Мы” среди прочих

Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные.

Материальная культура представляет собой совокупность созданных искусственно материальных объектов: строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

Формы и виды культуры

Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. Конечно, “культуры вообще”, как и “общества вообще” в действительности не бывает – общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является её носителем, различают три формы культуры: элитарную, народную и массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная или “высокая” культура, например, живопись или музыка, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека, а круг её потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется, в этом состоит высокая роль элитарной культуры – поднимать общий уровень культуры членов общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (по происхождению, так как по уровню исполнительского мастерства она может быть очень высокой) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор. Фольклор локализован, т.е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Время ее появления - середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, разные виды аудиозаписи, видеозапись) сделали доступными массовые образцы культуры для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные “сенсации” и т.д. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная, произведения её живут меньше и быстро забываются. Но массовая культура имеет авторский характер и у нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие, именно поэтому образцы массовой культуры, так называемые шлягеры, быстро, теряют актуальность, устаревают, выходят из моды, вытесняются новыми. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – массовая культурная продукция, рассчитанная на внешний эффект – её разновидность.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи употребляют понятия “доминирующая культура” и “субкультура”.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество социальных групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры получили название субкультур.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре: при всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир: обеспеченные люди или представители среднего класса отличаются поведением от людей из низших классов, они имеют разные культурные запросы, по-разному проводят свободное время, по-разному реагируют на события общественной жизни, но в целом наиболее общие, базисные ценности остаются одинаковыми для всех субкультур данного общества.

Рассмотрим более подробно молодежную субкультуру. Молодежная субкультура является одной из важнейших характеристик жизни молодежи. Определенные черты молодежной субкультуры носят временной характер, связаны с возрастными особенностями, другие же отражают специфику того или иного поколения.

Молодежная субкультура – культура определенной возрастной популяции, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых стереотипов. Субкультура включает принятые в данном сообществе вкусы, суждения, знания, язык, манеру поведения.

Феномен молодежных субкультур связан с попытками разрешения молодежью коллективно переживаемых проблем, являющихся результатом противоречий, кризисов в обществе – такова одна из распространенных идей в западной науке о молодежи. Во многих работах фиксируются внешние условия кризисов: неполные семьи, безработица и т.д., однако, в данное время типология кризисов пока не построена.

Многие авторы делают вывод о том, что одной из важнейших характеристик молодежных субкультур является гедонизм – стремление к получению максимально сильных и приятных ощущений. Проявление гедонистических тенденций разнообразны – употребление наркотиков, особенности сексуального поведения, ведущая роль развлечений и т.д. Практически для всех молодежных объединений и у нас, и на Западе характерно неосознанное противопоставление рационалистическому познанию, восприятие мира посредством чувств.

Молодежную культуру отличает:

- то, что это, во-первых, скорее культура досуга, а не работы;

- во-вторых, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи или отдельных друзей, а вокруг равных групп;

- в-третьих, предметом особого внимания молодежных групп является стиль.

Молодежная культура может рассматриваться в качестве общего феномена. Вместе с тем, она состоит из очевидно отличающихся культур, дифференцированных в соответствии с полом, классом или этнической принадлежностью. Наиболее важной проблемой социологии молодежных культур является отношение между ними и родительской или господствующей культурой. Хотя для многих молодых людей характерен конформизм (принятие господствующих норм), некоторые молодежные культуры, например культуры бритоголовых или панков, отличаются нонконформизмом. Большая часть этих культур является культурами рабочего класса, часто предполагая определенную трансформацию элементов родительской или господствующей культуры в элементы культуры оппозиционной. Говоря о молодежной субкультуре в нашей стране, необходимо учитывать:

1) наличие существенных национальных и региональных различий, что затрудняет выявление общих закономерностей функционирования молодежной субкультуры;

2) специфику кризисного состояния общества, когда массовое сознание всех социальных групп отличается неустойчивостью, размытостью, нетерпимостью, сопряженной с социальной апатией. И в этом смысле молодежная субкультура есть зеркало “взрослого мира вещей и отношений”.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями. Например, субкультура преступного мира. Ей присущи все важнейшие признаки культуры: язык, ценности, и нормы, мало отличающиеся от общепринятых (но обязательные для исполнения только по отношению к “своим”, на посторонних они не распространяются), своя система рангов и статусов, свое искусство (“блатные” песни например).

Следует отметить, что культура выступает средством собирания, сохранения и передачи человеческого опыта. Это назначение культуры реализуется через ряд функций:

1. Человекотворческая, или гуманистическая функция культуры выражается в развитии потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

2. Гносеологическая (познавательная) функция выражается в том, что культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека.

3. Информационная, или функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен, поколений данного общества.

4. Коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания членов общества.

5. Ценностно-ориентационная функция культуры выражается в том, что культура задает определенную систему жизненных ценностей, единую для всех в данном обществе, в которой живет и на которые ориентируется человек.

6. Нормативно-регулирующая функция культуры проявляется в том, что она становится способом социального контроля: в процессе социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируя и регулируя ее поведение. Культура в целом определяет рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, в быту, на производстве, в общественных местах и т.д. потому, что она содержит систему предписаний и запретов.

Социология религии

С середины прошлого века в социологии и религиоведении складывается и затем получает большое развитие самостоятельное направление под названием “социология религии”. Исследованию религии как социального института посвятили свои работы Э. Дюркгейм, М. Вебер , К. Маркс.

Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту (функциональный подход). Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Направление интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. И еще одна важная часть веберовской социологии религии - изучение типов религиозных организаций.

Структура религии

В структурном плане религия представляет собой целостное единство:

религиозного сознания;

религиозной деятельности;

религиозных отношений;

Заключение

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научн

Наши рекомендации