Личность как социальное существо. Социальные качества личности.
Первыми проблему взаимоотношений человека и общества поставили этнологи. Рут Бенедикт, рассматривая некоторые племена Северной Америки и Океании, на примере народов зуни и квакиутл развивает гипотезу о том, что определенный тип культуры соответствует определенному складу личности.
Зуни — это тихие люди, которые считают, что активность, борьба и соревнование достойны презрения. Больше всего они ценят согласие между людьми и между человеком и природой. Квакиутл, напротив, убеждены, что человек, достойный этого имени, утверждается, унижая других и властвуя над миром.
Особенности индивида, в какой-то степени, — результат культуры социальных институтов; индивид развивается согласно определенной модели, зафиксированной обществом. Забегая вперед, можно сказать, что не бывает общества без образующих его индивидов, оно существует, выживает и сохраняет свою культуру только благодаря входящим в него индивидам. Если завтра все квакиутлрешат стать послушными, как зуни, общество квакиутлперестанет существовать. Это может показаться очевидным, но фиксация очевидных фактов — одна из задач социологии, порождающая множество важных следствий. Культура не существует вне воплощающих ее индивидов, так же как индивиды не могут существовать вне культуры, в которой они живут и которую они создают.
Между структурой индивида и структурой общества имеются определенные связи, необходимые для нормально «функционирующих» в своем обществе индивидов: представитель племени зуни не смог бы вписаться в общество народа квакиутл — его считали бы выродком, патологическим типом, даже если среди зуни он выделялся своей агрессивностью. Аналогично даже не слишком агрессивный представитель народа квакиутл в племени зуни будет принят за сумасшедшего. Иными словами, то, что в обществе зуни — патология, может быть нормой для общества квакиутл, и наоборот. Норма и патология .определяются обществом и меняются от общества к обществу, поэтому для социологии не существует патологии inabstracto1.
Для социологии наибольший интерес представляет глубинная сущность индивида — то, что было внушено ему в самые юные годы: главные пос гулки, позиции, которые определяют личность и по отношению к которым строятся суперструктуры. Связи между моделями и методами воспитания и образования, начиная с раннего детства н кончая юношеством, очевидно, важны для формирования личности. Существует противоречие между ситуацией, в которой находится маленький ребенок, и социальным кругом, в который этот ребенок попадет в 10 или 12 лет; способ, выбранный им для разрешения противоречия, будет определяющим для его личности.
Социология исходит из предположения, что в нормальной ситуации нормальный человек реагирует так, как он привык нормально реагировать. Вот почему социология интересуется прежде всего этим социальным аспектом. Что является общим у всех членов общества и что объясняет нормальное функционирование общества? В периоды острого кризиса человек может реагировать под действием глубинных побуждений, импульсов почти звериных и биологических. Однако социология интересуется нормальным
функционированием общества и пытается выяснить, что в индивиде есть социального, иными словами, приобретенного, а не врожденного, если пользоваться классической терминологией.
Более того: все, что является биологическим, специфически трактуется обществом. Можно привести множество примеров. Жесты, манера держаться, двигаться отличаются в разных обществах. Этнологи пришли к выводу, что разные народы производят биологичные акты самыми различными способами. Половой акт, болезнь, половая зрелость, смерть и т. п. в каждом обществе имеют свои особенности.
Например, есть ли что-нибудь более биологическое, чем проявления половой зрелости? В нашем обществе считается абсолютно нормальным, что, достигнув половой зрелости, юноша восстает против авторитетов: обычно в таких случаях говорят, что в нем «бушует энергия». Однако есть общества, где половая зрелость, напротив, сопровождается повышенным конформизмом. У индейцев шей-еннов детям с самых ранних лет внушают, что главное — как можно больше походить на отца. Ребенку дают маленький лук и предлагают убить животное, за которым легко охотиться, а когда у него это получается, его публично восхваляют. Весь процесс воспитания направлен на развитие у детей конформизма, и они никогда не восстают против своих родителей. Половая зрелость для шейен-нов — это конформизм к социальным условиям.
В результате наблюдений и размышлений становится ясно, что, хорошо изучив механизмы развития общества, можно предсказать некоторые особенности биологического и социального поведения индивида.