Исправьте речевые ошибки; отредактируйте предложения

A. Директор не стал придираться к мизерным мелочам и незначительным
погрешностям.

Б. В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения.

B. Многие работники состоят на профсоюзном учёте.
Г. Инженер Сидоров послан на завод директором.

Д. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле

нарушения дисциплины

Г. Работники отдела оказались глухие к критике.

Ж. Мать сдетьми уехали в деревню.

XXX вариант

1. Расставьте ударения в словах:

Лозунговый, ломота, ирис (сорт конфет), озлобленный, окислить, феномен, фетиш, ломоть, лубочный, временщик.

2. Образуйте форму (заполните таблицу):

Родительного падежа множественного числа существительных Вирши Харьковчане Плечи Древки  
Родительного, творительного, предложного падежей числительных Шестьсот сорок восемь артистов  
Родительного падежа существительных Грета Гарбо Владимир Иванович Даль  
Множественного числа именительного падежа существительных Том Повар  

Укажите разницу в лексическом значении слов

Усвоить - освоить, объёмный - объёмистый.

4. Исправьте речевые ошибки; отредактируйте предложения

A. На комбинате разработаны новые приборы и научные разработки в
области тонкой химической технологии.

Б. Павел стал участником Первой Конной армии.

B. Благодаря туману мы сбились с дороги.

Г. В университете Ломоносов борется против консерваторов за развитие

русских наук, которые ему всячески мешали.

Д. Этот человек был больной гриппом.

Е. Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой

талантливый актёр.

Ж. На пришкольном участке мы не только посадили цветы, но и ранние

овощи.

ЗАДАНИЕ 3. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

Основные требования к структуре и содержанию сочинения-рассуждения:

1. Сочинение должно быть самостоятельным творческим произведением, основанием которого является личная позиция автора по означенной теме.

2. При этом мнение автора необходимо сопоставить с данными, почерпнутыми из научной, учебной литературы, из культурных источников (словарей), научно-популярной литературы.

3. Автор должен всесторонне рассмотреть проблему, свою точку зрения - логично и последовательно аргументировать.

4. Текст сочинения-рассуждения должен быть убедительным, соответствовать требованиям правильности, точности, выразительности, богатства и чистоты речи, понимание сущности и основных средств которых необходимо продемонстрировать.

5. Объём сочинения определяется автором, однако лаконично выраженные осознанные мысли, несомненно, предпочтительнее пространного неубедительного многословия.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ-РАССУЖДЕНИЙ

1. Речь - образ души (Публий Сир).

2. Язык правды прост (Сеннека Луций Анней).

3. Чаще пользуйся ушами, чем языком (Сеннека Луций Анней).

4. Пустословие - то же безумие (Унсур аль-Маали Кей Канус).

5. Для человека мысль - венец всего живого (Энвери Али Аухадеддин).

6. Беседы, долго идущие, пожирают жизнь (Григорий Богослов).

7. Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи).

8. У кого мало содержания - те раздувают его словами (Мишель Монтень).

9. В молчании есть своё красноречие (Паскаль).

10. Истинное красноречие пренебрегает красноречием (Паскаль).

11. Красноречие - это живопись мысли (Паскаль)

12. Самое лучшее - прямо и просто сказанное слово (Вильям Шекспир).

13. Нужные слова в нужном месте - вот подлинное определение стиля (Свифт).

14. Болтливы те, кто не умеет думать (Шеридан).

15. Истинное остроумие всегда сродни добродушию (Шеридан).

16. Обращаться со словами нужно честно (Н.В. Гоголь).

17. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится (В.Г. Белинский).

18. Самая дурная привычка - называть вещи не настоящими их именами (В.Г. Белинский).

19. Слово отражает мысль: непонятна мысль - непонятно и слово (В.Г. Белинский).

20. Последний и высший дар богов человеку - чувство меры (И.С. Тургенев).

21. Сила не нуждается в ругательствах (Ф.М. Достоевский).

22. Настоящая мудрость немногословна (Л.Н. Толстой).

23. Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры (Л.Н. Толстой).

24. Молчание - прибежище простой души, испытавшей всю глубину человеческой скорби (В. Гюго).

25. Мысль - тоже действие; нет ничего плодотворнее её влияния на мир (Э.Золя).

26. Мы говорим мало - если не говорим о себе (У.Хэзлит).

27. Самое трудное в деле искусства слова - это сделаться судьёй самого себя (М. М. Пришвин).

28. Сердце, воображение и разум - вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой (К.Г. Паустовский).

29. Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать (А.Кристи).

30. В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии (А.Эйнштейн).

31. Слова имеют свою собственную душу (Б.Брехт).

32. Одряхлев, восклицательный знак становится вопросительным (Ст.Е. Леи).

33. Чувство юмора - это чувство соразмерности (Х.Дж. Джубран).

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
Введен не.............................................................................................................. 3

Задание I. Построение «Древа понятия»....................................................... 4

Задание 2. Освоение речевых норм................................................................ 5

Задание 3. Написание сочинения-рассуждения............................................ 30

Список рекомендуемой литературы................................................................ 32

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вазина К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека. - М.: Изд-во МГУП, 2002. - 145 с.

2. Введенская Л.А. Культура речи. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -448 с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Камаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2000. - 544 с.

4. Введенская Л.А., Пономарёва A.M. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебн. пособие для учащихся общеобразоват. школ, студентов и преподавателей колледжей и училищ. Изд-е 3-е. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 352 с.

5. Введенская Л.А., Червинский П.П. Теория и практика русской речи /Новые темы в программах для школы и вуза. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. - 480 с.

6. Велижанина А.О. Комплект методического обеспечения по предмету «Развитие речедеятельности». - Н.Новгород, 2003. - 42 с.

7. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2002. - 432 с.

8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. (любое издание).

9. Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. - 6-е изд. - М.: Рус. яз., 2000. - 846 с.

10. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. - М.: Отчий дом, 2001.- 1120 с.

11. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: ООО «Издательство ACT», Мн.: Харвест, 2002. - 976 с.

12. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.

13. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Рольф, 1996.-208 с.

14. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.

15. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 256 с.

16. Фразеологический словарь русского языка/ Под ред. А.И. Молоткова. - Изд. 5-е, стереотипное. - СПб.: Вариант, 1994. - 544 с.

Наши рекомендации