Методика оценки орг. культуры Хофштеда

Аспекты оценки организации:

1. Индивидуализм – коллективизм;

2. Дистанция власти

3. Стремление к избеганию неопределенности;

4. Мужественность – женственность;

5. Долгосрочность ориентации (этот компонент встречается не во всех организациях).

Таблица «Индивидуализм – Коллективизм»

Параметры организации Индивидуалистическая организация Коллективистская организация
Вмешательство Сотрудники не желают вмешательства в личную жизнь Сотрудники ожидают участия организации в решении
Влияние Слабое Сильное
Защита интересов Сотрудники считают, что должны надеяться только на себя, отстаивать свои интересы Сотрудники ожидают, что предприятие будет защищать их интересы
Функционирование Индивидуальная инициатива каждого члена организации Чувство долга и лояльность сотрудников
Продвижение по службе Внутри или вне организации на основе компетенции Исключительно внутри организации в соответствии со стажем
Мотивация Руководство использует новые идеи и методы, стимулирует активность индивидов Руководство использует традиционные формы
Социальные связи Большая дистанция Сплоченность

Таблица «Дистанция власти»

Параметры Культура с высоким уровнем дистанции власти Культура с низким уровнем дистанции власти
Частота выражения подчиненными своего несогласия Низкая Высокая
Предпочтение стиля управления Директивный Демократический
Восприятие неравенства Неравенство людей Неравенство ролей
Отношения к руководителям Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей, людей иного, чем они сами, типа Подчиненные рассматривают свое высшее руководство в качестве таких же, как они людей
Доступность руководства Высшее руководство недоступно Высшие руководители доступны
Отношение к своим правам Приказы не обсуждаются, сила предшествует праву В организации право первенствует по отношению к силе
Структура организации Многоуровневая тенденция к централизации Плоская тенденция к децентрализации
Размер управленческого аппарата Большое количество управляющих, контролирующих сотрудников Управляющий состав малочислен
Дифференциация з/п Большая Достаточно небольшая
Квалификация работников низшего уровня Низкая Высокая
Статус рабочих и служащих «белые воротнички», статус управленцев выше Равные статусы

Таблица «стремление к избеганию неопределенности»



Параметры С высокой степенью избегания неопределенности С низкой степенью избегания неопределенности
Следование традициям, правилам и инструкциям Абсолютное Отсутствие традиций
% «авралов» Нет Высокий %
Проработка деталей в управленческом решении Высокая Низкая

Таблица « Мужественность – женственность»

Параметры Мужественность Женственность
Напористость, стремление к материальным благам Высокая Низкая
Эмоциональность, забота о людях Низкая Высокая
Общественные мероприятия Низкая Высокая

Социальный опрос №1. Параметры:

1. Дистанция власти. Как часто Вы выражаете несогласие с мнением руководителя (часто или редко);

2. С какого типа руководителем Вы предпочитаете работать? (авторитарный или демократический).

ИДВ = 135-25а+в+с, где

ИДВ – индекс дистанции власти

а – среднее значение ответов на вопрос по частоте несогласия с руководителем (вопрос 1 – часто);

в – среднее значение ответов на вопрос кто в качестве реального руководителя авторитарный (вопрос 2 – авторитарный);

с – среднее значение ответов, кто в качестве руководителя выбрал демократический (вопрос 2).

Теоретически шкала разброса индекса находится от – 90 до 210,

где -90 означает:

- никто не опасается возражать руководителю;

- все хотят работать с руководителем демократического типа, нет руководителей авторитарного типа;

210 означает:

- все опасаются возражать руководителю;

- никто не хочет работать с руководителем консультативного типа;

Низкий индекс свидетельствует о том, что:

· В организации довольно четко обозначено неравенство ролей;

· Подчиненные рассматривают свое высшее руководства в качестве таких же, как они людей;

· Высшие руководители доступны;

· В организации право первенствует над силой;

· Все люди обладают равным правом;

· Лучший способ изменения существующей системы – перераспределение власти;

Высокий индекс свидетельствует о том, что:

· Неравенство нормально в этом мире, где каждый имеет право на место тех, кто вверху и те, кто внизу защищают этот порядок;

· Иерархическое устройство – это природное неравенство;

· Только некоторые люди совершенно свободны, большинство зависит от других людей;

· Подчиненные рассматривают своих руководителей как «других» людей;

· Высшее руководство недоступно;

· Приказ не обсуждаются. Сила предшествует праву.

Социальный опрос №2.

1. Согласны ли вы с мнением, что нормы и инструкции нельзя нарушать, даже в тех случаях, если работник считает что это в интересах организации? (да – нет);

2. Сколько еще вы хотите поработать на своем предприятии? (долго – недолго);

3. Как часто вы нервничаете на работе?

ИСИМ = 300 – 30а – в - 40с, где

а – среднее значение ответов на вопрос о возможности нарушения инструкции;

в – (ответ на вопрос 2 – долго)

с – (вопрос 3 – часто).

Теоритически этот индекс находится в интервале от -150 до 230. Реально работают интервалы от -8 до 112.

150 означает:

- все считают, что правила можно нарушать;

- никто не хочет оставаться на этом месте;

- никто не нервничает на работе.

230 означает:

- все считают, что правила нельзя нарушать;

- все хотят работать на данном месте долго;

- все нервничают на работе.

Низкие значения индекса предполагают, что:

· Для персонала характерна большая готовность жить настоящим днем;

· Работники предпочитают небольшие организации;

· Малый и средний возраст для работников среднего уровня;

· Различия в критериях для подбора руководителей и рядовых сотрудников;

· Устойчивая мотивация на достижение целей;

· Надежда на успех;

· Большая готовность к риску;

· Предпочтение управленческой карьеры перед карьеры специалиста;

· Руководитель не является специалистом в сфере управления;

· При достижении прагматических целей возможно пренебрежение к иерархической структуре организации;

· Конфликт в организации рассматривается как естественное состояние;

· Соперничество и конкуренция между работниками это нормальное продуктивное явление;

· Большая нетерпимость к окружающим;

· Большая готовность к достижению компромисса с оппонентами;

· Большая терпимость по отношению к неопределенности в своей работе;

Высокое значение индекса сопрягается со следующими чертами:

· У работников большая тревога за будущее;

· Большая сопротивляемость изменениям;

· Стремление как можно дольше оставаться на одном рабочем месте;

· Работники отдают предпочтение крупным организациям;

· Средний возраст руководителей высокого ранга вырос;

· Низкая мотивация на достижение целей;

· Боязнь неуспеха;

· Слабая готовность к риску;

· Предпочтение карьеры специалиста перед карьерой управленца;

· Руководитель должен быть экспертом в сфере управления;

· Правила иерархических структур должны быть неизменными и неукоснительно соблюдаться;

· Конфликты в организации нежелательны;

· Соревнование и конкуренция между сотрудниками не приветствуется;

· Меньшая готовность к достижению компромисса с окружающими;

· Неготовность к определенной работе;

«Индивидуализм – Коллективизм» оценивает степень интеграции индивида в группе:

Вопросы:

- на сколько важно иметь достаточное время для личной и семейной жизни? (очень важно или не очень важно);

- какое значение вы придаете приемлемым условиям труда? (большое, небольшое);

- насколько для вас важно работать с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг с другом? (очень важно, не очень важно);

- насколько вам важно жить в районе приемлемом для вас лично и вашей семьи? (очень важно, не очень важно).

Здесь можно ограничиться % соотношением ответов.

Вопрос 1: преобладают варианты – «очень важно» – индивидуалистский тип культуры и наоборот.

Вопрос 2: преобладание «большое» - коллективистский тип культуры и наоборот.

Вопрос 3: преобладание «очень важно» - коллективистский тип культуры и наоборот.

Вопрос 4: преобладает « очень важно» - индивидуалистский тип культуры и наоборот.

Черты индивидуалисткой культуры организации:

· Сотрудники не желают вмешательства организации в их личную жизнь;

· Предприятие слабо влияет на самочувствие своих служащих;

· Сотрудники считают, что могут надеяться только на себя;

· Функционирование организации осуществляется с расчетом на индивидуальную инициативу каждого;

· Продвижение осуществляется внутри организации или во внешних формах;

· Продвижение осуществляется на основе компетенции и рыночной «стоимости» индивида;

· Руководство находится в курсе последних идей и методов, пытается их воплотить на практике, оно стимулирует активность подчиненных сотрудников и групп;

· Социальные связи внутри организации характеризуются принятыми отношениями и в достаточной степени дистанционно.

Черты коллективисткой культуры организации:

· Служащие ожидают, что фирма будет заниматься их личными делами;

· Организация в большей степени способна влиять на самочувствие сотрудников;

· Служащие ожидают, что предприятие будет защищать их интересы;

· Взаимодействие на предприятие основывается на чувстве долга;

· Продвижение осуществляется исключительно внутри организации;

· Продвижение осуществляется в соответствии со стажем работы;

· Руководители придерживаются традиционных взглядов на формы поддркржания активности подчиненных сотрудников или групп;

· Социальные связи внутри организации характеризуются сплоченностью тесными групповыми контактами.

«Мужественность- Женственность» отражает направленность персонала на достижение целей и выполнение заданий.

Вопросы:

- насколько для вас значима работа с людьми, которые хорошо взаимодействуют друг другом, (очень, не очень);

- насколько важно для вас иметь хорошие возможности для продвижения по службе? (очень, не очень);

- насколько для вас важно быть в курсе достижений научно-технического прогресса? (очень, не очень).

Здесь можно ограничиться % соотношением ответов.

Вопрос 1: «очень» - женский тип и наоборот;

Вопрос 2: «очень» - мужской тип и наоборот;

Вопрос 3: «очень» - женский тип и наоборот.

Мужская культура характеризуется:

· Успех – единственное, что значимо в жизни;

· Надо стремиться всегда быть лучшим;

· Независимость;

· Максимально реализовывать свои претензии;

· Решения принимаются на основе рационального размышления;

· Мужчина должен доминировать в любой ситуации;

· Жить ради работы;

· Уважать тех, кто добился успеха;

· Важным являются деньги и хорошие материальные условия.

Женская культура характеризуется:

· Качество жизни является важным компонентом;

· Приветствие солидарности;

· Нацелена на оказание услуги;

· Решение принимается с опорой на интуицию;

· Ориентация на равенство;

· Различие между полами не влияет на занятие властных позиций;

· Работать, чтобы жить;

· Важным являются мужчины и окружение;

· Надо сочувствовать неудачникам.

Вывод: все 4 параметра орг. культуры предприятия находятся в тесном взаимодействии и на основе их сочетания можно установить такие важные характеристики, как:

- стиль управления;

- возможности возникновения конфликтов, их протекание и способы разрешения.

Наши рекомендации