Деятельность человека и ее виды.

Деятельность -это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование. Деятельность людей направляется познавательной потребностью, потребностью в общении, потребностью обеспечить выживание себе и себе подобным.

Структура деятельности:

Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – то, на что непосредственно деятельность направлена.

Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.

Средства достижения – приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.

Действия – составляющие компоненты (звенья) деятельности.

Результат – соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).

Виды деятельности:

Практическая деятельность - направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Материально-производственная деятельность (преобразование объектов природы); социально-преобразовательная деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана - с изменением сознания людей. Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной формах); ценностно-ориентировочную деятельность (определения отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения); прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

По творческой роли деятельности:

Репродуктивная деятельность - направленная на получение известного результата труда.

Продуктивная деятельность - производство новых идей, способов достижения цели.

По характеру человеческой активности:

Созидательная деятельность – производство орудий труда, духовных ценностей.

Разрушительная деятельность – негативное воздействие на природу и общество.

По способу формирования человека как личность:

Игра - вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек как субъект деятельности. В игровой ситуации имитируется действительность. Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.

Учение - процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности. Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.

Труд - деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. Характерно изготовление и многократное использование орудий труда; общественный характер, направленность на создание конкретного продукта, на преобразование внешнего мира.

Общение - специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании; взаимопонимании. Понятия общение и коммуникация не равны.

Виды общения в зависимости от контингента участников:

Межличностное общениеотличается от массового тем, что происходит между людьми непосредственно в парах или группах. При этом у партнеров по общению есть, обычно, общий опыт, понимание и т.п.

Личностно-групповое

Межгрупповое

В зависимости от наличия промежуточных звеньев:

Непосредственное общение происходит, прежде всего, при помощи органов речи и слуха без вспомогательных средств, какими являются телефон, письмо, компьютер и т.д. Если же дополнительные средства используются, общение становится опосредованным.

Виды общения в зависимости от продолжительности контакта:

Кратковременное

Длительное

В зависимости от законченности:

Законченное

Незаконченное (прерванное)

Общество как динамичная система.

Общество (в узком смысле) – исторический этап развития человечества; круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов; страна, государство; объединение людей с какой-либо целью.

Общество (в широком смысле) – все человечество в целом, в его историческом и перспективном развитии;

Все население Земли; совокупность всех народов; обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

Сферы общественной жизни:

Экономическая сфера – отношения, которые складываются при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.

Политическая сфера – отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями.

Социальная сфера – отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возвратными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий.

Духовная сфера– отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их распространения, сохранения и использования.

Социальные институты – важнейшие элементы общества, устойчивые совокупности людей, групп, учреждений, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строиться на основе определенных социальных норм, правил, стандартов поведения.

Общественные отношения – многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе экономической, социальной, политической и культурной жизни и деятельности жизни общества.

Наши рекомендации