Общественное мнение как соц.институт

Общест.мнение – соц.институт, сост-е массового сознания, заключающее в себе отношения (скрытое или явное) к событиям и фактам соц.действительности.

Формы выражения общ.мнения: СМИ, т\в, радио, журналы, митинги, демонстрации, конференции, лозунги, плакаты.

Стр-ра общ.мнения:

1) Рационал.компонент (знание, понимание действительности, инф-я о чем-либо)

2) Эмоционал.комп-т (эмоции, переживания, чувства)

3) Волевой (поведенческий) комп-т (действия, поведение)

4)

Функции общ.мнения, формы его выражения

Основными функциями общественного мнения являются функция социального контроля, экспрессивная, консультативная и директивная функции.

Как социальный контролер, общественное мнение способно следить, чутко реагировать на принятие и выполнение правительственных решений, способствуя или тормозя их реализацию.

Следующей важной функцией общественного мнения является экспрессивная функция — выражение определенной позиции общества по отношению к фактам и явлениям жизни общества.

В практике цивилизованных стран широко реализуется консультативная функция общественного мнения, когда результаты опросов населения используются для выбора одобряемых обществом способов разрешения тех или иных проблем.

Директивная функция — обязательность для претворения в жизнь результатов опроса. Реализация данной функции зависит от очень многих обстоятельств. Поэтому она далеко не однозначна.

Значение и роль общественного мнения особо возрастает в гражданском обществе, «старающемся» обходиться без государственных органов правосудия. Оно помогает вырабатывать суждения об общих делах: оценка каких-либо событий, норм поведения, определении практических путей решения проблем общественной жизни, становясь в гражданском обществе действенным социальным институтом.

Формы выражения общ.мнения: СМИ, т\в, радио, журналы, митинги, демонстрации, конференции, лозунги, плакаты.

Формирование, изучение и использование общ.мнения

Формирование общественного мнения осуществляется стихийно и сознательно. Эволюция и развитие общественного мнения начинается с установления семейного очага, образования клана и племени. К причинам или движущим силам общественного мнения следует отнести массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей. С процессом становления общественного мнения связаны экономические, духовные и социальные потребности. Помимо потребностей и интересов на содержание и направленность общественного мнения большое влияние оказывают ценностные ориентации. Ценностные ориентации представляют собой соединение рассудочного и чувственного отношения к предмету общественного мнения. Формирование общественного мнения идет на двух уровнях: эмоциональном и рациональном. Наиболее действенным и устойчивым является то мнение, которое захватывает как сферу чувств людей, так и сферу разума. В нем могут быть выражены не только ненависть или надежда, но и рационально обоснованная позиция его субъекта.

Поэтому ряд социологов проводят различия между социологическими исследованиями и опросами общественного мнения. Все чаще опросы общественного мнения называют поллингами, а специалистов, которые их осуществляют - поллстерами.

Образование как соц.институт

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

воспитание;социализация;подготовка,квалифицированных специалистов;

приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

37. Реформирование образования современной России

За основу реформирования была взята система ЕГЭ в школах, а в вузах внедряют Болонскую систему образования в соответствии с Болонским процессом, к которому присоединились многие страны Европы, в том числе и Россия. В свете реформирования системы образования правительство РФ планирует также к 2012 году сократить около 500 вузов и филиалов.

Современная реформа высшего образования закреплена в ФЗ "О высшем профессиональном и послевузовском образовании" и в соответствии с Болонским процессом, к которому Россия присоединилась в сентябре 2003 года, предполагает три ступени получения высшего профессионального образования:

Первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года.

Вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года, дающее фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации. Бакалавр вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования .

Третья ступень: "дипломированный специалист" со сроком подготовки 5 лет (ранее существовавшая модель) и "магистр" со сроком подготовки 6 лет (новая модель). Если Вы решили получить квалификацию "дипломированный специалист", то учиться надо еще 1 год, т.ч. подготовка к защите диплома в течение одного семестра. Магистратура требует обучения еще в течение двух лет и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и присвоением степени магистра.

Болонский процесс

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Решение Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года.

С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса.

Цели:

-построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

-формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности европейской высшей школы в мире;

-обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

-повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Религия как соц.институт

Согласно теории Маркса религия как социальный феномен представляет собой объективный фактор, внешним и принудительным образом воздействующий на людей подобно любому другому общественному институту. Маркс заложил, таким образом, основу функционального метода исследования религии. Религия, согласно Марксу, больше обусловливаемый общественными отношениями, нежели обусловливающий их фактор. Ее общественная функция заключается в интерпретации, а не продуцирования существующих отношений. Социальная функция религии - функция идеологическая: она или оправдывает и тем самым узаконивает существующие порядки, или осуждает их, отказывая им в праве на существование. Религия может выполнять функцию интеграции общества, но также может действовать и как дезинтегрирующий общество фактор, когда возникают конфликты на религиозной почве.

Во второй половине XIX века положение меняется. На первом плане в социологии религии - новое направление, интеграционное. Наиболее показательна в этом отношении концепция Э. Дюркгейма, которого по праву считают основоположником социологии религии как научной дисциплины. Религию он рассматривал как основу единства общества, как фактор социальной интеграции.

Наряду с Дюркгеймом, основоположником социологии считается немецкий ученый Макс Вебер. Он исследовал место и значение религии в изменяющемся обществе, влияние ее на развитие экономики, политики, семьи. Вебер отдавал предпочтение главным образом, мировым религиям и их влиянию на ход истории.

Религия - это своеобразное поведение (культ), мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное, не доступное понимаю человека.

Вера - это знание, которое основывается не на знаниях, не на эмпирических факторах.

Вера возникла 40 - 50 тысяч лет назад и прошла следующие этапы:

Первобытные религии.

Тотемизм - вера в родство с каким-либо животным и явлением.

Фетишизм - вера в чудотворный предмет, который обладает чудотворными свойствами.

Магия - это колдовство, вера в возможность влиять определенными действиями на сверхъестественное существо.

Анимизм - вера в души и духов.

Наши рекомендации