Развитие современного общества, характеризуется рядом особенностей.
1. Усиление неравномерности социально-экономического развития.И в самом деле, если одни общества (особенно некоторые африканские страны) ещё не преодолели даже «индустриальный барьер», то другие (скажем, американское, германское, французское) видимо, уже вступили в постиндустриальную стадию. Неравномерность по разным причинам может проявляться и в территориальном плане внутри одного и того же общества. К примеру, итальянский юг традиционно менее развит, чем север: восток сегодняшней ФРГ, в силу своего сорокалетнего «увлечения» социализмом, тоже пока заметно отстает от запада этой страны.
2. Социальная открытость и экспансия контактов вовне.Общество стало терять свои национальные и государственные очертания и превращаться в глобальную цивилизацию. Этот процесс называетсяглобализацией.
3. С другой стороны, возрождаются и усиливают свое влияние архаичные структуры: этнос, семья, товарищество. Усиливается кризис идентификации, т.е. социального причисления(например, смена пола).
Угрозы и риски развитию современного общества:
1. возникает угроза утраты человеком своей индивидуальности;
2. возможность аномии, т.е. отсутствие разделяемых всеми членами данного сообщества ценностей и норм и, как следствие, возникновение социального хаоса;
3. манипуляция массовым сознанием;
4. разделение мира на основной и периферийный с уготованной многочисленному населению периферии бедностью (теория «золотого миллиарда»). В результате наиболее состоятельная 1/5 часть человечества присваивает в 61 раз больше богатств, нежели низшая 1/5. В 1960 г. этот показатель составлял только в 30 раз. При этом развитый мир, как и его высший класс, становится все более замкнутым.
5. тенденция «онаучивания» техники и экономики быстро приобретет обратную сторону – экономизация и коммерциализация науки, изменение ее традиционного образа. Произойдет углубление социокультурной изоляции между интеллектуальной элитой (носителями знаний –knowledge-class) и работниками, занятыми в сфере производства потребительских благ (consumptionworkers). Усилится материальная дифференциация между ними: уже с 70-х годов реальная з.п. рабочих средней квалификации фактически не увеличивается, тогда как доходы элиты постоянно растут;
6. серьезная критика относится к интерпретации положения человека в ПО:1) социальная реальность насквозь искусственна – обмен между людьми окончательно утрачивает непосредственный характер и сводится к обмену товарами и сообщениями. 2) в деятельности все больше символических посредников: поскольку вещи все более приобретают знаковую форму (в рекламе жвачка – символ красивой улыбки и здоровья), постольку реальную ценность теряют человеческие состояния: смерть, рождение, болезнь, старость (реклама – царство вечной молодости). 3) ключевой формой человеческой деятельности становится потребление товаров, услуг, информации. Потребление становится важнейшим средством социального контроля. 4) поскольку это общество потребления, не возникает качественного изменения в системе ценностей. Прежние либеральные ценности (свобода, предпринимательство, ответственность и др.) уже не интегрируют общество. Они уступают место «социальной работе», пропаганде, социальной реформе, работе с человеческими отношениями (по примеру работы с коллективами в крупнейших корпорациях;
13.Социальные взаимодействия. Виды взаимодействий
Социальное взаимодействие — процесс обмена социальными действиями между двумя акторами и более.
Социальное действие — любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей.
Распространено утверждение, что любое социальное действие неизбежно порождает социальное взаимодействие. Однако некоторые ученые считают, что социальное действие, как правило, предполагает социальное взаимодействие, но оно может остаться без ответного действия, т.е. в каких-то случаях социальное действие не порождает социального взаимодействия.
Любое социальное взаимодействие обладает четырьмя признаками:
оно предметно, т. е. всегда имеет цель или причину, которые являются внешними по отношению к взаимодействующим группам или людям;
• оно внешне выражено, а потому доступно для наблюдения; этот признак обусловлен тем, что взаимодействие всегда предполагает обмен символами, знаками, которые расшифровываются противоположной стороной;
• оно ситуативно, т. е. обычно привязано к какой-то конкретной ситуации, к условиям протекания (например, встреча друзей или сдача экзамена);
• оно выражает субъективные намерения участников.
Американский социолог русского происхождения П. Сорокин выделил два обязательных условия социального взаимодействия:
• участники взаимодействия должны обладать психикой и органами чувств, т. е. средствами, позволяющими узнать, что чувствует другой человек, через его действия, мимику, жесты, интонации голоса и т. д.;
• участники взаимодействия должны одинаковым образом выражать свои чувства и мысли, т. е. использовать одни и те же символы самовыражения.
В зависимости от того, каким образом осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами, выделяют четыре основных вида социального взаимодействия:
• физическое;
• вербальное, или словесное;
• невербальное (мимика, жесты);
• мысленное, которое выражается только во внутренней речи.
14.Понятие «социальный институт». Роль институтов в жизни общества.
Социальные институты (от лат. Institutum – установление, учреждение) – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это – государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия, образование и др. Их возникновение обусловлено объективной потребностью общества в специальном регулировании в сферах социальных отношений и социальной деятельности.
Каждый более или менее оформленный институт имеет свою цель, т.е. круг групповых или общественных потребностей, на которые направлена деятельность института.
Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, идеологическую, культурную и др. Отсюда в зависимости от их социально-функциональной роли социальные институты разделяют на типы:
• регулирующие репродуктивное поведение (семья, семейно-родственные связи и др.);
• воспитания, образования, обучения, производства;
• обеспечивающие сохранение организации общества (власть, политика);
• регулирующие деятельность в сфере культуры.
По характеру организации различают формальные и неформальные институты.
Деятельность формальных институтов основана на строго установленных предписаниях (право, устав, должностные инструкции). Формальные институты играют огромную и возрастающую роль в современном обществе.
Не менее важную роль, особенно в сфере межличностного общения в малых группах, играют неформальные институты (дворовая компания, компания друзей). Однако цели, методы, средства решения задач в такой группе строго не установлены и не зафиксированы в виде устава.
Из каких элементов состоит социальный институт?
Каждый институт включает в себя:
- определённую сферу деятельности;
- группу лиц, уполномоченных для выполнения тех или иных общественных, организационных или управленческих функций на основе установленных прав и обязанностей;
- организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (руководитель–подчинённый, преподаватель–студент);
15.Типология социальных институтов.
Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.
16. Семья как социальный институт.
Семьейназывается основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак– это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников.
Семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл, или жизненный цикл семьи.Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1) образование семьи– вступление в первый брак;
2) начало деторождения– рождение первого ребенка;
3) окончание деторождения– рождение последнего ребенка:
4) «пустое гнездо»– вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;
5) прекращение существования семьи –смерть одного из супругов.
17.Структура и типы семьи.
1. Структурный состав:
полная семья (есть мать и отец);
неполная семья (есть только мать или отец);
искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2. Функциональные особенности:
гармоничная семья;
дисгармоничная семья.
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует 6 типов распределения семейных ролей:
централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена,
которому принадлежит верховная власть в решении основных
вопросов семейной жизни;
автономный -муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
демократический - управление семьей лежит на плечах обоих
супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на:
партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец
матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием
пользуется мать, и
эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных
глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью
18. Социальные проблемы современной семьи и семейной политики
Современная семья переживает сложный этап эволюции, снижается ее социальный статус. Ежегодно сокращается воспроизводство семьи на 15–20%. Стабильно возрастает число разводов. Продолжительность семейной жизни сокращается: каждый третий брак распадается, не продлившись и пяти лет.
Ключевая причина обнищания российских семей видится в социальных последствиях экономических .реформ. Происходящие в экономике изменения привели к социально-демографическим последствиям, которые, по мнению Н.М. Римашевской (120), обусловлены следующими факторами:
– эффект депопуляции, выразившийся в естественной убыли населения; высокие темпы роста смертности, «сверхсмертность» мужчин, особенно от неестественных причин, имеющих непосредственно социальный характер (алкогольные отравления, суицид, убийство);
–снижение ожидаемой продолжительности предстоящей жизни населения до уровня, имевшего место в первой половине 60-х годов: 66 лет для населения в среднем и 59 лет для мужчин;
– наличие около 3 млн беженцев и вынужденных переселенцев, находящихся в России на легальной и нелегальной основе;
– рост безработицы: наличие 1,5 млн зарегистрированных безработных и 5–7 млн оказавшихся на положении скрытых безработных;
– двукратное падение реальной заработной платы, реальных доходов и социальных выплат в результате инфляции;
– экспроприация имевшихся у населения денежных сбережений, предназначенных для удовлетворения неотложных нужд;
– снижение общего стандарта текущего потребления до уровня начала 70-х годов, т. е. возврат на 20 лет назад;
– чудовищное социально-экономическое расслоение общества, когда на одном полюсе находятся 35% бедняков, в том числе 10% нищих, а на другом – 10% выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой в 3–5% очень богатых людей; размывание основы среднего класса;
– безысходность решения жилищной проблемы для одной пятой части населения в условиях роста имущественного (в том числе жилищного) неравенства и вздувания цен на рынке жилья;
– резкое снижение физического и психического здоровья населения, особенно детей, интенсивный рост инфекционных заболеваний и инвалидизации общества; развал системы здравоохранения;
– падение качества трудового потенциала, его деквалификация и депрофессионализация при снижении потенциала образовательной системы;
– криминализация и люмпенизация значительной части общества, особенно молодежи;
– постоянный дефицит государственного бюджета и невозможность социальной защиты семей, находящихся в экстремальном положении.
Именно на семье прежде всего отражаются инфляция, сокращение темпов производства, рост неплатежей, невыплата заработной платы, женская безработица. Семья стала социальной жертвой экономических реформ. Политическая нестабильность также ограничивает функции семьи как социального института
19. Государство как социальный институт.
Государство− главный политический социальный институт, и политическая социология изучает все, что касается властных отношений в государстве и между государствами. Государство может рассматривать как часть общества, которая обладая властью силой и авторитетом, распределяет ресурсы для поддержания функционирования общества.
Государство как социальный институт выполняет следующие функции:
· защитная; · интеграционная; · экономическая; · социального контроля и другие.
Государство обеспечивает стабильность в обществе, препятствует девиации, осуществляет управление обществом. Разные государства имеют различные формы правления:
· монархия; · республика: парламентская, президентская.
Разные формы государственного устройства: · федеративное; · унитарное; · конфедеративное.
Существует два типа политической власти, два типа политических режимов:
1.демократические (парламентские);
2.недемократические (авторитаризм, тоталитаризм).
В гражданском обществе взаимодействия между гражданами, а так же граждан с государством регулируются и обеспечиваются нормами права.
Существует взаимная ответственность между государством и гражданами. Очевидно, что такое регулирование отношений на основе законов может обеспечить только правовое государство. Право выступает как мера свободы граждан, оно служит интересам личности и государства.
Экономической основой правового государства являются многоукладные производственные отношения и разные формы собственности.
Социальная основа − саморегулирующееся гражданское общество и социальное государство.
Нравственная основа − общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, свободы и равенства.
В правовом государстве государственная власть существует на основе разделения ее на три независимые ветви − законодательную, исполнительную, судебную. В правовом государстве нет всевластия чиновников, а личность раскрывается полностью во всех своих аспектах.
20.Образование как социальный институт
Функции образования:
1. Социально-экономическая.Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации
2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.
3. Социализирующая. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества.
4. Интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.
5. Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. – 53%.
6. Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.
7. Гуманистическая. Всесторонне развитие личности учащегося.
Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».
Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.
Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.
Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.
Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.
На рубеже XX века четко обозначились основные тенденции обновления образования:
- демократизация всей системы обучения и воспитания;
- повышение значимости фундаментальной компоненты образования;
- гуманизация и гуманитаризация образования, использование новейших технологий обучения;
- интеграция разных форм и систем образования, как на национальном, так и на мировом уровнях.
Основная идея реформирования – развитие образования на основе принципа беспрерывности, который предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное совершенствование в течение всей жизни.
21. Гендерная социология.
Гендерная социология является отраслью социологии, частной социологической теорией, изучающей закономерности развития и социального взаимодействия гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их социальных статусов, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культурных традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола. Таким образом, можно отметить, что
Предмет гендерной социологии – социальный статус мужчин и женщин, как гендерных общностей, и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий (исторических, политических, экономических, духовных).
Объект гендерной социологии – мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания.
22.Социальные общности, виды общностей
В основе типологии социальных общностей лежат различные критерии:
1.По качественно-количественному составу:
I. Массовые. Массовая общность –это тип социальной общности, включающей множество индивидов. МО характеризуются следующими признаками:
1) ситуативный способ существования, поскольку общность является неустойчивой вследствие случайного возникновения (пример: толпа на митинге);
2) Гетерогенный (разнородный) состав МО, т.е. в нее входят люди, относящиеся к разным социальным, этническим, демографическим, профессиональным группам;
3) МО имеет размытые (открытые) границы, она не замкнута, к ней может подключиться любой желающий;
4) МО характеризуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований.
Образцами массовых общностей являются широкие социальные, политические, культурные движения – «зеленые», женские, против угрозы ядерной войны и т.д.; ассоциации и объединения по культурным, спортивным и другим интересам – клубы болельщиков спортивных команд. Также к массовым общностям следует отнести квазигруппы,отличительными чертами которых являются:
1) спонтанность образования;
2) неустойчивость взаимосвязей;
3) отсутствие разнообразия во взаимодействиях (это либо прием или передача информации, либо только выражение протеста или восторга и т.д.);
4) кратковременность совместных действий. Чаще всего квазигруппы существуют непродолжительное время, после чего либо окончательно распадаются, либо под воздействием ситуации превращаются в устойчивые социальные группы.
К квазигруппамотносятся следующие социальные общности:
· аудитория;
· толпа;
· социальные круги
23.Социальные группы и их классификация
Социальная группа - ϶ᴛᴏ совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Социальные группы характеризуются:
- устойчивым взаимодействием, способствующим прочности и стабильности их существования;
- относительно высокой степенью единства и сплоченности;
- четко выраженной однородностью состава, предполагающего наличие признаков, присущих всем членам группы;
- возможностью вхождения в более широкие социальные общности в качестве структурных единиц.
Поскольку каждый человек в процессе своей жизнедеятельности является членом самых разнообразных социальных групп, различающихся по размерам, характеру взаимодействия, степени организованности и многим другим признакам, то возникает крайне важно сть в их классификации по определенным критериям.
Выделяют следующие разновидности социальных групп:
1. Учитывая зависимость отхарактера взаимодействия — первичные и вторичные.
Первичной группой является группа, в которой взаимодействие между членами носит непосредственный, межличностный характер и отличается высоким уровнем эмоциональности (семья, школьный класс, группа сверстников и т.д.). Осуществляя социализацию индивида, первичная группа выступает как бы связующим звеном между личностью и обществом.
Вторичная группа - это более многочисленная группа, в который взаимодействие подчинено достижению определенной цели и носит формальный, безличный характер.
Размещено на реф.рф
В этих группах основное внимание уделяется не личностным, неповторимым качествам членов группы, а их умению выполнять определенные функции. Примерами таких групп могут служить организации (производственные, политические, религиозные и т.д.).
2. Учитывая зависимость отспособа организации и регулирования взаимодействия – формальные и неформальные.
Формальная группа - ϶ᴛᴏ обладающая юридическим статусом группа, взаимодействие в которой регулируется системой формализованных норм, правил, законов. Эти группы имеют сознательно поставленную цель, нормативно закрепленную иерархическую структуру и действуют согласно административно установленному порядку (организации, предприятия и т.д.).
Неформальная группа возникает стихийно, на базе общих взглядов, интересов и межличностных взаимодействий. Она лишена официальной регламентации и юридического статуса. Во главе таких групп обычно стоят неформальные лидеры. Примерами могут служить дружеские компании, объединения неформалов среди молодежи, любители рок-музыки и т.д.
24.Социальные организации и движения
Под общественным объединением понимается совокупность равноправных граждан, добровольно объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации своих прав.
На современном этапе можно выделить две основные формы объединений:
- общественные организации,
- общественные движения.
Общественная организация является стабильным социальным образованием, имеющим устав, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса.
В отличие от нее общественное движение не представляет собой такой четко организованной структуры, имеет довольно пестрый состав участников с различными политическими взглядами, в нем отсутствует фиксированное членство и т. д. А в качестве основных отличий общественных движений от политических партий можно выделить отсутствие стремления к завоеванию политической власти и широкую социальную базу.
В становлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий:
- стадия создания предпосылок движения.
- стадия разработки и формулирования целей и задач.
- стадия агитации.
- стадия развернутой деятельности.
- стадия затухания движения.
Существуют и другие критерии типологизации:
- В зависимости от отношения к социальным изменениям: консервативные, реформаторские, движения протеста.
- По способам и методам действий: насильственные, ненасильственные.
- По демографическому признаку: женские, молодежные, детские, ветеранские организации и т. д.
- По социальной принадлежности: рабочие, крестьянские, дворянские движения и т. д.
- По профессиональному признаку: движения шахтеров, учителей и т. д.
- По целям и задачам: национальные, религиозные, культурные, спортивные и т. д.
25. Этнические общности.
Типы этнических общностей. В экономической, социальной, политической, духовной жизни любого общества важное место занимают этнические общности(этносы). Они могут быть представлены различными образованиями: род, племя, народности, нация. Этносоциология - дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии. Главная цель этой дисциплины - анализ этнического многообразия социальных процессов, обусловленности и разнообразия этнических систем и элементов быта, культуры и т.п. Этносоциология рассматривает основные виды социальной деятельности людей. Ее предметом выступают: социальная структура этнических обществ, социально значимые явления в их культуре, языке, этнические особенности соционормативной культуры, поведения людей, психики народов, национальное самосознание и национальные отношения.
Этническая общность - это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой: язык, особенности бытовой культуры, обычаи и традиции. Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором фиксируются его происхождение, унаследованные традиции, понимание им своего места среди других народов. Он осознает общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов.
К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой. У каждого племени формировалось свое этническое самосознание. Племена - это форма организации первобытнообщинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли.
С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности - народу. Все народы как этнические общности на стадии цивилизации всегда отличались своими особыми социально-этническими признаками, особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т.д. В отличие от племен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Именно в это время начали складываться национальные характеры многих народов, что нашло свое выражение в их национальном сознании и самосознании.Формирование наций завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все части той или иной страны в единый экономический организм.
26. Равенство и неравенство как социологическая проблема.
Социальные связи соединяют индивидов в определенные устойчивые объединения, группы, которые характеризуются разными признаками, дифференцируются по различным критериям. Это могут быть пол, возраст, профессия и т. д. При этом мы видим, что как отдельные люди, так и группы занимают в обществе неравное положение. Неравенство - характерная черта любого общества. Исследования антропологов говорят о том, что оно существовало уже в примитивных обществах и определялось силой, ловкостью, смелостью, религиозной осведомленностью и т. д. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее глубоко оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями, или ресурсами (финансовыми, властными и т. д.), чем другие. Справедливо ли это? И возможно ли общество, где отсутствует социальное неравенство? Не случайно существовали, да и продолжают жить и представления о минувшем "золотом веке", и мечты о будущем обществе полного социального равенства.
Прежде всего, следует рассмотреть вопрос о причинах существования и устойчивого воспроизводства социального неравенства.
По этой проблеме существуют разные точки зрения. Марксизмнаходит объяснение прежде всего в неравном отношении к средствам производства, к собственности, что порождает и другие формы неравенства.
Функционализмдает трактовку на основе дифференциации функций, которые выполняют различные группы в обществе (вспомним "Государство" Платона, где в соответствии с тремя началами человеческой души - разумным, яростным и вожделеющим - в государстве существуют три сословия: правителей, воинов и производителей-ремесленников и земледельцев; и каждое должно заниматься своим делом). Значимостью функций определяются соответственно место и роль той или иной личности и группы, их положение в обществе.
В социологии одно из первых объяснений неравенства дано Э. Дюркгеймом в его работе "О разделении общественного труда". Вывод автора состоит в том, что различные виды деятельности по-разному оцениваются в обществе. Соответственно они образовывают определенную иерархию.
Кроме того, сами люди обладают разной мерой таланта, умения и т. д. Общество должно позаботиться о том, чтобы самые способные и компетентные выполняли наиболее важные функции; в свою очередь это определяет различные вознаграждения.
В рамках структурного функционализмаконцепцию стратификации развивали американские социологи К. Дэвис и У. Мур. Неравенство при этом выступает как естественный способ саморегуляции и выживания общества, его организации, как стимул к продвижению.
Таким образом, общество не просто дифференцировано, но иерархично структурировано, по принципу "выше" - "ниже".
27. Социально-классовая структура общества
Экономический строй общества определяет социально-экономические различия между людьми, социально-классовую структуру общества.
На своей наиболее ранней стадии развития – стадии первобытной общины – общество вначале было социально-однородным. Но затем, под воздействием развития отношений частной собственности, в нем стало происходить имущественное расслоение, сформировались классы, и вся последующая история стала историей развития классово-неоднородного общества.
Классы – это большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, способам получения и размерам доли общественного богатства, которой они располагают.
Кроме классов, социальная структура общества включает в себя промежуточные слои, которые в полной мере не относятся ни к одному из классов, социальные группы внутри классов и слоев общества; в нее могут входить и группы, объединяющие представителей разных классов и слоев, которые имеют общие черты в своем экономическом положении.
То, какие классы, социальные слои и группы имеют место в обществе, целиком определяется системой производственных отношений. С изменением последней меняется и социально-классовая структура общества.
В наше время в большинстве стран мира, как уже говорилось, преобладает капиталистический хозяйственный уклад.
Ему соответствуют два основных класса:
1) класс капиталистов, или буржуазия, – собственники средств производства, нанимающие работников для производства товаров;
2) класс наемных работников, не имеющих средств производства и потому вынужденных работать по найму.
Вместе с тем в современном обществе сохраняется и простое товарное производство – в качестве подчиненного хозяйственного уклада. Ему соответствует наличие еще двух классов:
3) мелких товаропроизводителей, или мелкой буржуазии (индивидуальное производство без использования наемного труда);
4) коллективных товаропроизводителей (работники коллективного товарного производства).
В ряде капиталистических стран, где сохранилось крупное частное землевладение, есть также класс земельных собственников, живущих доходами от сдачи земли в аренду. В нашей стране такой класс (класс помещиков) существовал до Октябрьской революции 1917 года, в ходе которой земля была передана в собственность всего народа, и этот класс прекратил свое существование. В настоящее время, по мере развития отношений частной собственности на землю, в России создаются предпосылки возрождения этого класса.
Наряду с классами, в структуре современного капиталистического общества имеются промежуточные слои.
К ним, например, относятся управляющие акционерных обществ. С одной стороны, владея крупным пакетом акций предприятия, управляющий