В каком причастии пишется Н?
А) реше…ый;
Б) жже…ый;
В) свяще…ый;
Г) изране…ый.
13.Правильным является словосочетание:
А) обеим подругам;
Б) обоих чашек;
В) обеих братьев
Г) трое студенток.
14.К языковым нормам относится:
А) логичность речи;
Б) точность речи;
В) орфоэпическая норма;
Г) выразительность речи.
15.К нарушению лексической нормы относится:
А) плеоназм;
Б) инверсия;
В) парцелляция;
Г) градация.
16.Склоняются и имя и фамилия:
А) Эльдар Рязанов;
Б) Эдит Пиаф;
В) Мартирос Тэтчер;
Г) Наталия Ткаченко.
17.Буквосочетание ЧН произносится как [шн]:
А) ночной;
Б) скучно;
В) справочник;
Г) гречневый.
Может употребляться и в единственном и во множественном числе слово
А) санки;
Б) переговоры;
В) коляски;
Г) хлопья.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает
А) лексику русского языка;
Б) правила и нормы произношения;
В) правила ударения;
Г) правила орфографии.
Архаизмы – это слова, которые
А) впервые возникли в языке и речи;
Б) имеют конкретного автора в языке и речи;
В) уходят из активного употребления в языке и речи;
Г) употребляются носителями диалектов.
Укажите ошибку в управлении.
А) плата за телефон;
Б) вопреки распоряжения;
В) описывает встречу;
Г) сойти с поезда.
Укажи ошибку в управлении.
А) преимущество перед ними;
Б) согласно договору;
В) свойственный для них;
Г) благодаря военным действиям.
23.Семантика – это…
А) наука о значении устаревших слов;
Б) словарный запас конкретного человека;
В) наука о значении слов;
Г) коннотация.
24.Фразеологическими единицами не являются:
А) фразеологические сращения;
Б) фразеологические сочетания;
В) фразеологические единства;
Г) фразеологические согласования.
Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций
Порядок начисления баллов студентам очной формы обучения
Таблица 22
1 семестр | зачет | итог | ||
Посещаемость | НИРС | Рубежные аттестации | ||
Итого: 40 баллов; 21 балл – допуск к зачету. |
Посещаемость
Учитываем посещение занятий в процентах:
100-90 %= 14 б.; 89 -75 % = 10 б.; 74-50%= 4 б.; 29% и менее = 0б.
НИРС (научно-исследовательская работа студентов)
Учитывается работа на семинарах, подготовка домашних заданий, выполнение текущих контрольных работ и тестов, выполнение творческих заданий, подготовка докладов, сообщений, выступление с использованием презентаций; участие в конкурсах, проводимых кафедрой русского языка и культуры речи.
Максимальное количество баллов – 16
Рубежные аттестации
1 рубежная аттестация- развернутые ответы на 5 вопросов по изученным темам. Каждый вопрос оценивается по критериям: правильно и полно- 1 балл; правильно, но неполно- 0,5 балла, неправильно- 0 баллов.
2 рубежная аттестация – тестирование (компьютерное или нет). 25 вопросов по 0,2 балла.
Максимальное количество баллов – 10.
Зачет
Критерии оценивания письменной зачетной работы
Письменная контрольная работа по дисциплине «Русский язык и культура речи» имеет своей целью проверить сформированность у студентов заложенных в программе обучения компетенций.
Часть 1
Задание 1(максимально – 4 балла)
Оценивается правильность и точность сформулированных студентами определений базовых понятий дисциплины «Русский язык и культура речи».
Терминологическая правильность- 1балл.
Лексическая точность определения – 1 балл
Задание 2(максимально – 4 балла)
Оценивается знание основных аспектов культуры речи (нормативного, коммуникативного и этического).
Понятийная точность – 2 балла.
Логичность, лексическая точность, правильность – 2 балла
Задание 3(максимально – 3 балла)
Оценивается знание основных типов ошибок, связанных с нарушением лексической нормы.
Правильно названо 8-10 ошибок – 3 балла.
Правильно названо 5-7 ошибок – 2 балла.
Правильно названо 2-4 ошибки – 1 балл.
Задание 4(максимально – 2 балла)
Оценивается умение понимать иностранную лексику.
Правильно подобранный синоним к слову – 0,25 балла.
Задание 5(максимально – 3 балла)
Оценивается знание орфоэпических норм.
Правильно поставленное ударение в слове – 0,25 балла.
Задание 6(максимально – 2 балла)
Оценивается знание морфологических норм.
Правильно образованная форма слова – 0,25 балла.
Задание 7(максимально – 2 балла)
Оценивается знание морфологических норм.
Правильно образованная форма слова – 0,25 балла.
Задание 8(максимально – 2 балла)
Оценивается знание морфологических норм.
Правильно образованная форма слова – 0,25 балла.
Задание 9(максимально – 2 балла)
Оценивается знание морфологических норм.
Правильный ответ – 2 балла.
Задание 10(максимально – 10 баллов)
Проверяется умение редактировать текст в различными типами нарушений языковых норм.
Правильно отредактированное предложение – 1 балл.
Правильное указание, какая именно языковая норма нарушена,- 1 балл.
Часть 2.(максимально – 20 баллов)
В тесте - 20 вопросов, имеющие 1 правильный ответ.
Результаты письменной зачетной контрольной работы:
до 16 – неудовлетворительно - незачет
17-40 – удовлетворительно - зачет
40-52 – хорошо - зачет
52-60 – отлично – зачет
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список рекомендуемой литературы
Основная
1. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов. М.:Норма: НИЦ ИНФРА, 2015.-254 с.
Дополнительная
2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 448 с.
3. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. – СПб., 2007. – 1536 с.
4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык.Культура речи. Деловое общение:учебник:рек.Рос.гос.педагаг ун-том им.А.И. Герцена. М.:Кнорус, 2016.-424 с.
5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2011;
6. Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. Все трудности произношения и ударения: ок. 12 000 заголовочных. – М.: АСТ, 2010. – 476 с.
7. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Словарь грамматических вариантов русского языка. – 3-е изд., стереотип. – М., 2008.
8. Ипполитова Н.А, Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Курс лекций.М.: Проспект, 2014.-344 с.
9. Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
10. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Слитно, раздельно или через дефис. Орфографический словарь. – М.: Эксмо, 2011. – 480 с.
11. Новикова Л.И. Правильность русской речи: Справочник по культуре речи (Часть I).-М.:РГУП, 2016.-216 с.
12. Новикова Л.И. Правильность русской речи: Справочник по культуре речи (Часть II).-М.:РГУП, 2016.-216 с.
13. Михайлова О.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. – Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2011; Электронно-библиотечная система IPRbooks, 2012. – 99 с.
14. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2009.
15. Окунцова Е.А. Ударение. Диктору, лектору, оратору, учителю, школьнику: словарь-справочник. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – 120 с.
16. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 832 с.
17. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование. – М. Айрис-пресс, 2010. – 496 с.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для обеспечения преподавания дисциплины используются:
- при проведении лекций: комплект электронных презентаций, аудитории, оснащенные презентационной техникой (проектор, экран, компьютер или ноутбук;
- при проведении семинаров: компьютерный класс для проведения тестов, презентационная техника (проектор, экран, компьютер или
ноутбук).