III. Анализ сочинений учащихся по теме собрания
Учащиеся заранее пишут сочинения по предложенной классным руководителем теме. Классный руководитель предлагает учащимся эпиграф сочинения и поясняет задачу написания сочинения-размышления.
Со мною что-то происходит,
Ко мне мой старый друг не ходит.
Приходят в праздной суете
Разнообразные не те...
Иногда с людьми происходят странные вещи. То, что очень нравилось, перестает нравиться, с кем дружил, стем рассорился, кого очень любишь — обидел. Люди задают себе вопрос: «Почему я совершаю такие поступки и кто виноват в том, что я их совершаю?» Попробуем ответить себе, написав небольшое сочинение-размышление на заданную тему.
Диагностика детской агрессивности.Используя различные диагностические методики, психологическая служба изучает причины детской агрессии. В ее задачу входит выявление скрытой и открытой агрессии среди учащихся и подготовка нужной информации для родителей.
IV. Памятки для родителей(см. приложение)
V. Подведение итогов
Родители обмениваются мнениями об услышанном в ходе собрания.
Поощрение и наказание детей в семье
Наказание — это причинение вреда причиняющему вред. Похвала — педагогический домкрат.
В. Г. Кротов
Задачи: обсудить с родителями проблему поощрения и наказания ребенка в семье; формировать у родителей культуру поощрения и наказания ребенка в семье.
Форма проведения: обмен мнениями.
Вопросы для обсуждения: виды наказаний и поощрений в семейном воспитании; значение наказания и поощрения детей в семье.
Подготовительная работа: подготовка анкет для родителей и учащихся (см. приложение); подготовка педагогических ситуаций по проблеме собрания (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Тема нашего сегодняшнего родительского собрания логически продолжает, тему предыдущего. Очень часто ребенок становится нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.
Прежде чем мы перейдем к анализу данной проблемы, давайте обратимся к высказываниям, которые стали сегодняшним эпиграфом нашего собрания. (Родители делятся мнениями по высказываниям, написанным на доске.)
Давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме, на что они обращают внимание, что их беспокоит.
Но сначала мне как классному руководителю хочется отметить, что в тех семьях, где родители неумело пользуются наказанием и поощрением, уровень тревожности ребенка гораздо выше, а результаты учебной деятельности гораздо ниже. Значит, принуждение как метод воспитания не всегда играет свою положительную роль в формировании личности ребенка, хотя родители им охотно пользуются.
Вот об этом и о многом другом наш сегодняшний разговор.
А пока говорят дети...
II. Обсуждение сочинений детей
Ребята должны были написать заранее сочинения о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важный показатель этих сочинений — что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.
Например:
«Если бы я был волшебником, я бы запретил выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко».
«Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь я — волшебник».
«Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают».
«Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы дал детям возможность менять родителей». Плакат с мнениями учащихся класса о поощрениях:
Меня хвалят, если...
Мне дарят подарки, если...
Мне дарят деньги, если...
Мне разрешают..., если....
Статистика собрания
Классный руководитель оформляет плакат в виде статистики мнений учащихся о тех поощрениях, которые они получают от родителей.
III. Ознакомление родителей со статистикой мнений учащихся по
проблеме родительского собрания.
IV. В родительский дневник(см. приложение)
V. Памятка «Как поощрять ребенка в семье»(см. приложение)
VI. Подведение итогов
Индивидуальное собеседование с отдельными родителями по их запросам и по рекомендации психологической службы школы.
Нравственность как основа успешности образовательного процесса
Суть культуры «в общественной ценности человека».
Э. Кант
Задачи: убедить родителей, что нравственность — это залог успешного существования человека в обществе, ученика в образовательном процессе; ориентировать родителей на постоянное совершенствование культуры общения в семье с учётом возраста ребёнка, на реальную оценку поведения детей и поиск путей его коррекции.
Форма проведения: родительский всеобуч.
Подготовительная'работа: подготовка этического словаря ученика самими учащимися; анкетирование учителей: этика и учебный процесс; выдержки из устава образовательного учреждения; сочинение-зарисовка «Я в мире людей» (Как бы я хотел, чтобы относились мне?); наблюдения психолога. Нравственные особенности данного возраста, особенности данного класса, атмосферы в нём; русская литература о нравственности; этика произрастает из семьи: анкетирование родителей (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово
ВРоссии Государственный образовательный стандарт в настоящее время выступает в качестве общего научно-методического начала образования, отражает «условия нового прочтения гарантии государства относительно образованности граждан, упорядочения ответственности центра, субъектов РФ, образовательного учреждения». Требования к культурному развитию учащихся, отмечается в стандарте, определяет и содержательный компонент (обязательный минимум содержания образования), и требования к уровню подготовки обучающихся на каждой ступени обучения.
Уже содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон личности:
—познавательной культуры,
—коммуникативной культуры,
—нравственной культуры,
—эстетической культуры,
—трудовой культуры,
—физической культуры.
В основной школе стандарт «Нравственность (мораль)» предусматривает:
—формирование культуры нравственного поведения школьников;
—выработку нравственных основ мировоззрения;
—усвоение нравственных норм, правил и требований, лежащих в
основе общения и деятельности людей;
—выработку основных понятий нравственного сознания школьников и др.
Задачи подготовки человека к жизни и деятельности в обществе, получению специальности, освоению профессиональной этики выдвигают требования к общей культуре личности.
Корни же нравственности зарождаются и произрастают из семьи. Семья обладает огромным диапазоном воспитательного воздействия. У истоков стоят родители. Если общую культуру человека определить как отношение человека (к Миру, себе, к другим, труду, природе), то в семье начинает формироваться культура поведения и культура общения. От того, как родители сами представляют это (собственный культурный уровень), какие ставят задачи, как отслеживают выполнение их, сознательно корректируя поведение детей, зависит успех нравственного становления ребёнка. Сначала понимание общего смысла и системы отношений лиц (семья, родственники, воспитатели, сверстники т.д.), затем знание и умение (нормы и правила бытового социального взаимодействия), а дальше творение, подражание позитивному поведению значимых взрослых. На базе, созданной родителями, в учебном заведении к формированию нравственности подключаются учителя-воспитатели. Успех этого непрерывного процесса определяется согласованным взаимодействием воспитания и обучения школы и семьи.
II. Выступление психолога
1. Психологические особенности данного возраста.
2. Психологические особенности состава класса. Распределение
ролей.
3. Атмосфера сосуществования и сотрудничества.
4. Проблемы, требующие коррекции.
5. Необходимые индивидуальные консультации для учащихся и
родителей.
III. Этика в словах (словарь поэтике)
Термины, на которые хотелось нужно обратить внимание учащихся: АКТИВНОСТЬ, БЛАГОДАРНОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, ВЕЖЛИВОСТЬ, ВЕЛИКОДУШИЕ ВЕРНОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, ВЫСОКОМЕРИЕ, ГЕРОИЗМ, ГРУБОСТЬ, ГУМАНИЗМ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ДОБРО, ДОЛГ, ДОСТОИНСТВО, ЗАВИСТЬ, ЗАЗНАЙСТВО, ИНДИВИДУАЛИЗМ, ИСКРЕННОСТЬ, КАРЬЕРИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ. ЛИЦЕМЕРИЕ, ЛЮБОВЬ, МАЛОДУШИЕ, МЕЩАНСТВО, МУЖЕСТВО, НЕНАВИСТЬ, ОБЯЗАННОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПАТРИОТИЗМ, ПОДВИЖНИЧЕСТВО, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ, САМОЛЮБИЕ, САМООБЛАДАНИЕ, СКРОМНОСТЬ, СМЕЛОСТЬ, СОВЕСТЬ, СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТЩЕСЛАВИЕ, ТРУСОСТЬ, УВАЖЕНИЕ, УБЕЖДЁННОСТЬ, ЦИНИЗМ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ЧЕСТОЛЮБИЕ, ЭТИКЕТ, ЭТИКА.
Учащимся предлагается выбрать по нескольку терминов и дать толкование их. Словарь распечатывается, оформляется, и может быть неоднократно использован для самоанализа учащимися, родителями иучителями.
IV.Выступления учителей-предметников
1. Роль предмета для формирования нравственной и познавательной культуры.
2. Особенности методики усвоения предмета.
3. Проблемы. *
V. Русская литература о нравственности
(Выступление словесника.)
VI. Анализ сочинений