За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

1.За то, чтобы перестать быть ребенком.

2.За прекращение посягательств на его физическое начало, непри­косновенность.

3.За утверждение среди сверстников.

4. Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

1. Помочь подростку найти гармонию души и тела.

2. Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не использовать ярлыков.

3. Подробно ознакомить подростка с устройством и функционирова­нием организма.

4. Подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

5. Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Неразрешенные конфликтные ситуации могут вызвать:

—проблемы физического плана, связанные со здоровьем;

—проблемы психологического плана (уход в себя, в свою ду­шевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

—проблемы социального плана (потеря семьи, развод, поте­ря работы, потеря себя).

В любых конфликтах ситуациях необходимо:

—отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

—стремиться оценивать саму конфликтную ситуацию, ее со­держание, а не человеческие качества своего партнера;

- стремиться к сохранению личностных отношений всех уча­стников конфликта.

Причины конфликтов родителей с подростками:

1.Кризис переходного возраста.

2.Стремление к самостоятельности и самоопределению.

3.Требование большей автономии во всем — от одежды до помеще­ния.

4.Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье.

5.Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

6.Нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым.

7.Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы.

8.Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте.

9.Борьба за собственную власть и авторитетность.

10.Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка.

11.Не подтверждение родительских ожиданий.

Методы выхода из конфликта:

1.Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других.

2.Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте.

3.Поставить себя на место другого человека.

4. Осознать право на существование иной точки зрения.

III.Анализ анкетирования учащихся и родителей

IV.Анализ и решение конфликтных ситуаций

Классный руководитель предлагает родителям информацию о прими­тивных реакциях людей во взаимодействии.

Информация предлагается на листке, родители читают и моде­лируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух.

Реакция амбиции. Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, ста­раясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других лю­дей.

Реакция самодовольства. Желание похвастаться своими возмож­ностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.

Реакция зависти. Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.

Реакция злорадства. Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.

Реакция захвата. Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.

Реакция агрессии. Человек использует угрозы и грубость в дос­тижении цели.

Это характерно для людей амбициозных и равнодушных к стра­даниям других.

Реакция присвоения. Гиперопека, «прилипание» к человеку для реализации своих целей.

Реакция безразличия. Небрежное отношение к физическому и ду­шевному страданию другого человека.

V. Подведение итогов

Литература

Григорьева Т.Г., Усолъцева Т.П. Основы конструктивного общения.

Новосибирск, 1999.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.

Сонин В.А. Психологический практикум. — М., 1998.

Фадеева Е.И. Тайны имиджа. - М., 2002.

Собрание «Тренинг бесконфликтного поведения учащихся и родителей»

Цель тренинга: помощь родителям в осознании конфликтности собственного поведения; расширение возможных путей выхода из конфликтных ситуаций; формирование уважительного мнения об участниках взаимодействия.

Ход собрания

I. Проведение занятий.

Занятие I.

Упражнение 1. Самопредставление. Участники группы усажива­ются в круг и представляются по следующей схеме:

—имя;

—увлечения и интересы;

—ожидания от участия в группе.

Упражнение 2. Цена участия. Участники (по кругу) проговари­вают следующий вопрос: «Какую цену ты заплатил за участие в тренинге?» (Цена может быть эмоциональная, бытовая, семейная, лично­стная и т. д.)

Упражнение 3. Пианино. Ладони кладутся на колени участникам группы справа и слева. Потом под музыку отбивается ритм по чу­жим коленям. Затем участники обмениваются мнением о том, как они переживали присутствие чужих рук у себя на коленях.

Упражнение 4. Ласка. Участники разбиваются на пары. Они дол­жны стать друг напротив друга и ватным тампоном по очереди поглаживать лицо друг друга. Глаза при этом закрыты. Затем уча­стники делятся впечатлением от упражнения.

Упражнение 5. Рассказ о себе. Втечение 5—7 минут рассказать о себе, начиная с детства. Во время каждого рассказа все осталь­ные участники должны написать на листочке несколько слов, которые передадут их впечатление о рассказчике. В конце каждый участник получает листочки с мнением о его рассказе.

Упражнение 6. Пантомима. Каждый участник готовит пантомиму и с ее помощью передает свои чувства, которые он испытывает ко всем участ­никам после прочтения их записок. Участники должны догадаться, о ка­ком чувстве идет речь.

Упражнение 7. Мои чувства. Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия и в его конце. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т. д.

Занятие II.

Упражнение 1. Встреча. Участники группы садятся в круг и де­лятся впечатлением о первом занятии. Они рассказывают о соб­ственных переживаниях и мнении об их участии в тренинге окру­жающих близких им людей.

Упражнение 2. Зеркало. Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и расска­зывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.

Упражнение 3. К солнцу.Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.

Упражнение 4. Горе. Один из участников садится в круг. Он изоб­ражает горе. Каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искре­нен и убедителен в утешении.

Упражнение 5. Магазин.По кругу участники выполняют упраж­нение. Они должны повернуться лицом к соседу справа и «про­дать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить какое-то другое качество, объяснив, зачем оно ему нужно.

Упражнение 6. День рождения.Каждый участник говорит о сво­ем будущем дне рождения и называет желаемый подарок.

Упражнение 7. Передача чувств на расстоянии, участники долж­ны повернуться к соседу справа, положить свои руки на его ладо­ни и пожелать мысленно что-то. Следующий участник должен по­пытаться догадаться, что ему пожелали, и сказать следующему: «Мне пожелали... Я желаю тебе того же и...»

Занятие III.

Упражнение 1. Ритм. Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.

Упражнение 2. Впечатление. Все участники по очереди садятся на стул посреди комнаты и рассказывают о впечатлениях прошлого занятия. Ве­дущий может прервать рассказ на полуслове и пригласить другого участ­ника.

Упражнение 3. Телефон. Участники по очереди выходят за дверь и пе­редают друг другу услышанную информацию. Затем они обсуждают, в каком виде дошла информация до последнего участника, и делятся пере­житыми впечатлениями.

Упражнение 4. Экзамен. Участники должны последовательно назвать:

—три лучшие черты своего характера;

—три слабые черты своего характера;

—желаемые черты характера.

Упражнение 5. Деликатность. Участники должны обратиться по кругу друг к другу со следующей фразой: «Ты можешь мне по­мочь...» Следующий участник продолжает просьбу соседа и задает вопрос дальше.

Упражнение 6. Противоречие. Участники работают в парах. Они предъявляют друг другу какое-нибудь парадоксальное требование. Нужно доказать несостоятельность этого требования, при этом разговаривать только спокойным и доброжелательным тоном.

Упражнение 7. Доказательство. Участники обсуждают в кругу свою доказательность в предыдущем упражнении.

Упражнение 8. Летающая тарелка. Участники группы образуют два круга: внутренний и внешний. Во внутреннем кругу передает­ся друг другу тарелка с водой. Группа выполняет задание в пол­ной тишине. Тарелка передается сначала в одну, затем в другую сторону. Внешний круг наблюдает. Затем идет обмен мнением. Какие чувства испытывали участники, кто кому помогал мыслен­но, кто это чувствовал во внутреннем кругу?

Наши рекомендации