Собрание «Пути самоутверждения подростка-десятиклассника»
КЛАСС
Собрание «Пути самоутверждения подростка-десятиклассника»
Способность постигать свое собственное «я» есть в высшей степени важный момент в духовном развитии ребенка; с этого момента он делается способным к рефлексии над самим собой и в самоутверждении себя. Г. Гегель
Задачи: обсудить с родителями проблемы развития индивидуальности подростков; способствовать взаимопониманию родителей и учащихся, умению преодолевать конфликтные ситуации в системе «учитель - ученик - родитель»; стимулировать потребность родителей в эмоциональном контакте с детьми.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения: изъяны воспитания ребенка в семье, влияющие на способность к самоутверждению; правила поведения, являющиеся причиной конфликта в группе; как может помочь семья в самоутверждении подростка.
Подготовительная работа: сочинение-размышление «Что я думаю о своем будущем, каким я его вижу»; классный час «Я живу среди людей»; диспут «Что значит быть «душой коллектива?»; анкетирование учащихся (см. приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Уважаемые папы и мамы!
Ваши дети - ученики 10 класса. Они находятся на финишной прямой, которая приведет их к окончанию школы и выходу в большую жизнь. Как сделать так, чтобы ребята, учась в 10-11 классах школы, смогли утвердиться в своих знаниях, будущем профессиональном выборе? Как сделать так, чтобы самоутверждение было максимально успешным, без драм и страданий для самого ученика и окружающих его людей? Об этом будет наш сегодняшний разговор.
II. Анализ сочинений учащихся
III. Анализ анкетирования учащихся и родителей
Классный руководитель проводит анализ анкет и сравнивает, насколько совпадают ответы на вопросы анкеты родителей и детей. Если есть совпадения, связанные с получением баллов 4—8 есть, то классному руководителю необходимо поговорить о том, насколько конфликтность или воспитание ребенка в атмосфере конфликта может отрицательно повлиять на самоутверждение подростка.
IV. Ознакомление родителей с возможностями получения дополнительного образования в школе (спецкурсы, кружки, факультативы)
V. Полезная информация. Изъяны воспитания ребенка в семье, влияющие на способность к самоутверждению.
Пока ребенок не достиг подросткового возраста, родители решают, что для него лучше, как он должен поступать в той или иной ситуации. Со вступлением в подростковый возраст у подростка возникают закономерные вопросы: «Почему я должен их слушать?», Почему они должны быть всегда правы?» Таким образом, родители должны понимать, что это не протест, это период поиска себя, лелей, привычек, мнений, убеждений.
Ребенка нельзя просто так заставить что-то делать, поэтому нужны разумные и убедительные аргументы. Если таких аргументов нет, растет непонимание между родителями и детьми и сопротив-1ение всем доводам родителей. Причиной этому может быть:
1. Отсутствие авторитета родителей в глазах ребенка.
2. изначальная избалованность детей. Ребенок сразу начинают выходить из повиновения, когда ему начинают предъявлять требования, о которых он не предполагал раньше.
3. Конфликты между родителями. Конфликтность в характере самих родителей, которая существенно может повлиять на становление характера ребенка и на его самоутверждение.
Для того чтобы ребенок мог самоутвердиться и достичь успехов во взрослой жизни, родители должны:
- трезво оценивать его успехи и достижения;
- поддерживать инициативу и желание ребенка в достижении цели;
- критиковать конструктивно, предлагая пути решения проблемы;
- видеть и положительно оценивать любые успехи ребенка на пути к цели;
- поддерживать его морально и материально (необходимые книги, спортивная форма, музыкальные инструменты, словари и т. д.);
- искренне радоваться победам и достижениям;
- не ругать, если что-то не получилось;
- верить в успех и вселять эту веру в ребенка.
VI. Подведение итогов.
Литература
Азаров Ю. П. Семейная педагогика. — М, 1986. Джеймс М. Брак и любовь. - М., 1985. Кон И. С. Психология юношеского возраста. — М., 1989. Чернявская Ю. В. Личность и культура. — Минск, 2003.
Собрание «Семья сегодня (в восприятии старшеклассников)»
Задачи: обсудить состояние семьи сегодня; проанализировать проблемы, с которыми семья не справляется; определить круг вопросов, над которыми надо работать.
Форма проведения: обсуждение проблемы с позиции подростков на основании материалов диспута.
Подготовительная работа: подготовка и проведение диспута учащихся на тему «Семья сегодня. Мои требования к моей будущей семье»;
выборы ведущего (ученик, классный руководитель, психолог),
подготовка вопросов; видеосъёмка диспута,
подготовка высказываний о семье по материалам социологических исследований, психологов, социологов, СМИ;
подготовка итоговых материалов для передачи общественным институтам (в газету, попечительский совет, центр по опеке, отдел по образованию).
Ход собрания:
I. Вступительное слово.
По мнению социологов, современная семья как социальный институт переживает кризис. Всё больше в сознании молодых людей укореняется понятие одиночества, как необходимости; карьера прежде всего, а потом уже семья. Всё больше детей вырастает в отсутствии одного из родителей, что влияет на их мотивации, оценки в зрелом возрасте, когда приходится делать выбор между семьёй и карьерой и прочим.
На 2001 год на 1000 жителей есть 4 развода и всего 6 браков, в то время как в 1960 году на 1000 жителей приходилось 12 браков и лишь 1,5—2 развода. Молодые люди не имеют представления о взаимоотношениях в семье, в браке. Им проще быть одним, чем пройти через все перипетии семейной жизни. Как правильно построить взаимоотношения — один из главных, возникающих у молодых.
Функции семьи, по крайней мере, некоторые из них морально устаревают для всё большего количества граждан. Функция социального контроля также имеет всё меньше популярности потому, что в обществе позиционируется свобода во всех направлениях деятельности, свобода без ограничений. Сегодня никому не нужно, чтобы его контролировали ни семья, ни государство, ни закон, ни морально-этические взаимоотношения.
Рассматриваемая проблема важна и актуальна в равной степени как для современных семей, так и для будущих.
Вот почему вашим детям предложили обсудить эту проблему. В наших возможностях сосредоточить их внимание на этом, убедить в опасности этого и высказать претензии государству.
III. Подведение итогов
Литература
ТощенкоЖ.Т. Социология. - М., 2001.
Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. — М., 1990.
Антонов А.И., Медков В.Н. Социология семьи. — М., 1996.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Наше собрание мы посвящаем такому важному качеству характера человека, как уверенность в себе, своих силах.
Без уверенности в себе человеку трудно состояться в обществе. Можно иметь хорошее здоровье, блестящий ум, хорошее образование, но остаться не у дел только потому, что ты не веришь в себе, своим возможностям, своим умениям, все время находишься всомнениях. Наше собрание важно потому, что ваши дети — старшеклассники. Сегодня им нужно принимать массу собственных решений. Они связаны с выбором профессии, выбором моральных ценностей, которые лягут в основу их будущих достижений, выбором друзей, окружения, выбором человека, с которым ему захочется разделить свои сомнения и надежды на будущее.
Воспитывая у подростка чувство собственной ценности, мы с вами формируем у него чувство уважения к окружающим его людям, сознание ценности других людей.
Сегодня идет речь о том, что мы не ставим целью воспитать самоуверенного человека, готового пройти по другим людям для достижения своих целей. Мы ведем разговор о разумной уверенности человека в своих силах.
Давайте обратимся к мнению самих учащихся по данному вопросу.
VII. Подведение итогов
Литература
Асмолов А. Г. Психология личности. — МГУ, 1990.
Коломинский Я. Л. Человек: психология. — М., 1986.
Мудрик А. В. Социализация и воспитание. — М., 1997.
Психология развивающейся личности / А. В. Петровский. - М., 1987.
I. Вступительное слово
Вбыстром темпе современной жизни не находится времени, подчас, атмосферы и настроения, чтобы поговорить по душам, без формальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие ценности. Давайте попробуем это сделать на бумаге. Важно, насколько вы знаете своего ребёнка, что, на ваш взгляд, необходимо ему для успешной реализации себя как личности. Что вы посоветуете ему, и как он воспринимает и воспримет ваши советы. В любом случае, эта «контрольная» будет полезна и вам, и вашему ребенку. Только стиль должен быть доверительным, а мысли искренними. Желаю успехов!
I. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы!
Узнав о теме нашего родительского собрания, возможно, кто-то из вас подумал: «Зачем мне это, с моим ребенком ничего подобного произойти не может!»
Надеюсь, что это будет так, а наш разговор сегодня останется только разговором.
III. Родительский практикум
На доске написаны ситуации и формы поведения, которые нужно разделить на категории: Сопряжено с риском. Безопасно.
Представьте, что рядом с вами, с вашей семьей появился человек, зараженный СПИДом. Какие ситуации, приведенные на доске или формы поведения, могут привести к заражению вашего ребенка и вас болезнью — чумой XXI в.?
1.Дружески целоваться.
2.Иметь половые сношения.
3.Принимать пищу за одним столом.
4.Спать в одной комнате.
5.Обмениваться рукопожатиями.
6.Помогать при промывании ран.
7.Сидеть за одним столом или партой.
8.Дать другому человеку на время карандаш или ручку.
9.Использовать чужую зубную щетку.
10.Утолять жажду из общего питьевого фонтанчика.
11.Пользоваться туалетом после другого человека.
12.Целоваться в губы.
13.Кашлять и чихать в одной комнате.
14.Совместно посещать бассейн.
15.Ехать в одном автобусе.
16.Купаться в одной реке.
17. Быть укушенным ВИЧ- инфицированным.
18.Пользоваться чужой бритвой.
19.Играть в одной команде по футболу.
20.Читать одну и ту же газету.
V. Беседа с родителями
1.Встречали ли вы на своем жизненном пути человека, больного СПИДом?
2.Как выглядит такой человек?
3.Чем он отличается от нас с вами?
Стадии ВИЧ-инфекции
Американский институт исследований вируса СПИДа выделяет 6 стадий.
1.проникновение вируса в организм, люди еще не чувствуют, что они больны. Организм выделяет достаточное количество антител для борьбы с болезнью, но при половом контакте больные уже заражают других людей.
2.Ночная потливость, опухание желез. Через 2—3 недели у большинства инфицированных эти симптомы исчезают, и человек еще не знает, что он - носитель вируса.
3.Поражение иммунной системы. У взрослых этот период может длиться 10 лет. Люди не чувствуют себя больными.
4.Повреждение иммунной системы и ослабление сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Если человек подвергается любому вирусному заболеванию, ему излечиться гораздо труднее, чем до заражения СПИДом.
5.У больного наблюдаются следующие симптомы:
—хроническая усталость;
—жар, озноб, обильная ночная потливость;
—потеря веса (более 5 кг);
—опухание желез (сохраняется более 2 месяцев);
—пятна, сыпь, фурункулы различных оттенков (от розового до лилового) на коже и под кожей;
—неисчезающие белые пятна в ротовой полости;
—хронический понос;
—хронический сухой кашель с одышкой.
6. Последняя стадия ВИЧ-инфекции. Больной имеет шанс прожить лишь 18 месяцев.
Пути распространения СПИДа
—Интимная половая близость (половое сношение).
—Внутривенное введение лекарственных препаратов или наркотиков.
—Переливание крови.
—Нанесение татуировок или проведение ритуалов, связанных с использованием человеческой крови.
—Трансплантация органов.
IV. Подведение итогов
Взавершении нашего собрания послушайте поучительную историю легендарного греческого баснописца Эзопа, мораль которой вы должны определить сами.
«В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец.
Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!»
Нo другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»
Литература
Как вырастить здорового ребенка. — М., 1991. Гаррисон М. Любовь, секс, СПИД. - М., 1996. СПИД, его последствия и предупреждение. — Калуга, 1992.
Собрание «Об этом с тревогой говорят родители...
I. Вступительное слово
Сегодня нам предстоит разговор об одной из самых актуальных проблем современной молодежи — наркомании. Что нужно знать об этом? Как уберечь своего ребенка от этой трагедии? На эти и многие другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего собрания.
VI. Анализ сочинений.
VII. Подведение итогов.
Литература
Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. — Ярославль, 2003.
Соловое А.В. Наркомания: причины, виды, последствия, профилактика. — Казань, 1999.
I. Вступительное слово
Уважаемые родители!
Пройдет совсем немного времени, и ваши дети покинут стены школы, которая с каждым годом становится им все более тесной.
Они пойдут учиться, работать, строить свою жизнь и судьбу. Как сложится их жизнь, будет ли она счастливой и интересной, зависит от многих факторов.
Однако одним из главных факторов является характер человека. Добрый он или злой, капризный или неприхотливый, безжалостный или душевный — покажет время. От качеств характера, присущих человеку, зависит его жизнь.
Сегодня мы поговорим о характере. Однако наш разговор будет несколько необычен. Мы сами определим основные характеристики человеческого характера, обсудим это в группах, а затем родители и дети приведут свои доводы по каждому пункту тех заданий, которые лежат перед вами.
II. Работа в группах «Отцы и дети»
Учащиеся и родители делятся на группы «Отцов и детей». Каждая группа получает одинаковое задание. В ходе собрания группы «Отцов и детей» должны привести свое толкование тех постулатов, которые им предлагаются. Они могут вступать в полемику, опровергать доводы друг друга или соглашаться. На выступление каждой группы отводится 3-4 минуты. Затем эксперты-педагоги, присутствующих на собрании, выносит свой вердикт и отдает предпочтение какой-либо одной группе, которая была более убедительна.
Группа «Отцы и дети» (1)
Задание 1. Дайте толкование понятию «характер». Что он «характеризует» в человеке?
Задание 2. Проиллюстрируйте примерами пословицу: «Посеешь привычку — пожнешь характер». Докажите, что это так, или опровергните эту точку зрения.
Задание 3. Есть черты характера, которые определяют способность человека к выбору цели. Назовите их и проиллюстрируйте примерами.
(К сведению классного руководителя: целеустремленность, прагматизм, рациональность, расчетливость.)
Группа «Отцы и дети» (2)
Задание 1. Объясните непосвященным, как формируется характер человека? Приведите примеры.
Задание 2. Оноре де Бальзак говорил: «Серьезность — основа характера». Так ли это?
Задание 3.Есть черты характера, которые демонстрируют отношение человека к делу, к труду. Назовите их и проиллюстрируйте примерами.
(К сведению классного руководителя — трудолюбие, добросовестность, инициативность, безответственность и т. д.)
Группа «Отцы и дети» (3)
Задание 1. Часто можно слышать: «У него золотой характер» или «Как можно жить с таким несносным характером?»
Как можно интерпретировать эти высказывания. С чем связано наличие у человека золотого или несносного характера?
Задание 2. Опровергните или подтвердите мысль Виктора Гюго, вынесенную в эпиграф.
Задание 3. Есть черты характера, которые демонстрируют отношение человека к людям. Назовите эти черты характера и проиллюстрируйте их своими примерами.
(К сведению классного руководителя: общительность — замкнутость, искренность — лицемерие и другие.)
Группа «Отцы и дети» (4)
Задание 1. Что вы можете сказать по данному утверждению: «Плохой характер можно изменить».
Задание 2. Подтвердите или опровергните эту мысль: «Характер - это умение быть собой». Трудно ли человеку быть всегда самим собой?
Задание 3.Есть группа качеств, которые характеризуют отношение человека к самому себе. Назовите эту группу качеств. Какими качествами этой группы обладают люди, близкие вашему окружению. Какие качества этой группы могут помешать человеку «нормально жить»?
(К сведению классного руководителя: самокритичность, требовательность, гордость.)
Группа «Отцы и дети» (5)
Задание 1. Объясните фразу: «Темперамент — климат характера».
Задание 2.Какие черты характера демонстрируют отношение человека к материальным ценностям? Так ли это важно в реальной жизни?
Проиллюстрируйте это положение своими примерами.
Задание 3. Можно ли иметь хороший характер и быть бездуховным человеком? Какие черты характера кроются за бездуховностью? Приведите примеры и доказательства.
VI. Подведение итогов
Литература
Василевич Л. И. Дневник самопознания. Мозырь, 2002. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Новосибирск, 1999. Сонин В.А. Психологический практикум. Задачи, этюды, решения. М, 1998.
Вариант собрания «Таланты и поклонники»
Задачи: укрепление духовной связи родителей с учащимися; поддержка творческих успехов учащихся; формирование потребности к творчеству у родителей и подростков.
Форма проведения: вечер в кругу друзей.
Подготовительная работа: подведение итогов олимпиад, творческих конкурсов, предметных декад; оформление зала; подготовка альманаха «Творчество»; выявление интересов, увлечений родителей; подготовка концерта по заявкам родителей; подготовка устного журнала «Что мы натворили!».
Комментарии для учителя. Успешность проведения вечера зависит от атмосферы сотрудничества, традиций класса, накопленного творческого материала. Всё это продукт совместного творчества.
Ход собрания
VI. Слово родителям
VII. Подведение итогов
Собрание «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и обязанности подростка»
С того, что человек делает не то, что он дол
жен делать, а то, что ему хочется, начинается
нравственное опустошение, развращение и па
дение. В. А. Сухомлинский
И так как едва ли удастся каким-либо обра
зом быть настолько зорким, чтобы к детям не
могло проникнуть какое-либо зло, то для про
тиводействия дурным нравам совершенно необ
ходима дисциплина. Я. А. Коменский
Конфликт - это опасение хотя бы одной сто
роны, что ее интересы нарушает, ущемляет, иг
норирует другая сторона. Уильям Линкольн
Задачи: разъяснить родителям причины совершения дурных поступков детьми и значение дисциплины в воспитании; формировать культуру прав и обязанностей взрослых и детей в семье.
Форма проведения: вечер вопросов и ответов.
Вопросы для обсуждения: анализ анкетирования и таблицы «Человеческие потребности, которые являются наиболее ценными»; опасности, грозящие подростку.
Подготовительная работа: анкетирование родителей и учащихся (см. приложение); подготовка вопросов для пресс-конференции; приглашение участников пресс-конференции.
Комментарии для учителя. Данное родительское собрание является очень важным в работе классного руководителя с родителями старшеклассников. В первую очередь это связано с тем, что многие старшеклассники, стоящие перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, именно в 10 классе более всего подвержены сомнениям и внутренним противоречиям. Родители, в свою очередь, часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтаниях и установках на собственного ребенка создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Но, столкнувшись в жизни с реальными возможностями ребенка, с его отношением к своему будущему, родительские радужные перспективы рушатся, и наступает «эра конфликтов». Родители и дети воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый по-своему прав. Именно на этот период времени попадает самое большое обращение родителей к учителям, психологам и другим людям за помощью в разрешении конфликтной ситуации. В связи с этим классный руководитель может подготовить и провести родительское собрание, а затем предложить родителям поучаствовать в тренинге эффективного взаимодействия, который проводят психологи или просто компетентные и подготовленные люди. Материал к выступлению классный руководитель готовит в виде тезисов, которые следует написать на доске в классе.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Классный руководитель объявляет тему собрания и представляет гостей конференции. Это могут быть юристы, социальные
педагоги, работники органов опеки и попечительства, работники детской комнаты милиции, представители адвокатуры и прокурорского надзора.
IV. Подведение итогов
Литература
Как защитить вашего ребенка? — М., Даниловский благовестник. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. - М., ВАКО, 2004. Селевко Г. К. Реализуй себя. — М., Народное образование, 2001.
Ход собрания
I. Вступительное слово.
Классный руководитель начинает собрание с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского «Записки из мертвого дома»:
«...Весь этот народ, — за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый и в высшей степени формалист. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей; те были просты и не кривлялись... Тщеславие, наружность были на первом плане. Большинство было развращено и страшно исподлилось.
Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей — а это утонченнее, ядовитее.
"Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!" — говорили они про себя сами; а потому сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, свара, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.
Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия».
Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы и будем сегодня говорить на нашем собрании.
II. Полезная информация
В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в тех семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где под-росток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.
V. Подведение итогов
Литература
Григорьева Т.Г., Усолъцева Т.П. Основы конструктивного общения.
Новосибирск, 1999.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. — М., 1999.
Сонин В.А. Психологический практикум. — М., 1998.
Фадеева Е.И. Тайны имиджа. - М., 2002.
Ход собрания
I. Проведение занятий.
Занятие I.
Упражнение 1. Самопредставление. Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме:
—имя;
—увлечения и интересы;
—ожидания от участия в группе.
Упражнение 2. Цена участия. Участники (по кругу) проговаривают следующий вопрос: «Какую цену ты заплатил за участие в тренинге?» (Цена может быть эмоциональная, бытовая, семейная, личностная и т. д.)
Упражнение 3. Пианино. Ладони кладутся на колени участникам группы справа и слева. Потом под музыку отбивается ритм по чужим коленям. Затем участники обмениваются мнением о том, как они переживали присутствие чужих рук у себя на коленях.
Упражнение 4. Ласка. Участники разбиваются на пары. Они должны стать друг напротив друга и ватным тампоном по очереди поглаживать лицо друг друга. Глаза при этом закрыты. Затем участники делятся впечатлением от упражнения.
Упражнение 5. Рассказ о себе. Втечение 5—7 минут рассказать о себе, начиная с детства. Во время каждого рассказа все остальные участники должны написать на листочке несколько слов, которые передадут их впечатление о рассказчике. В конце каждый участник получает листочки с мнением о его рассказе.
Упражнение 6. Пантомима. Каждый участник готовит пантомиму и с ее помощью передает свои чувства, которые он испытывает ко всем участникам после прочтения их записок. Участники должны догадаться, о каком чувстве идет речь.
Упражнение 7. Мои чувства. Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия и в его конце. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т. д.
Занятие II.
Упражнение 1. Встреча. Участники группы садятся в круг и делятся впечатлением о первом занятии. Они рассказывают о собственных переживаниях и мнении об их участии в тренинге окружающих близких им людей.
Упражнение 2. Зеркало. Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.
Упражнение 3. К солнцу.Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.
Упражнение 4. Горе. Один из участников садится в круг. Он изображает горе. Каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении.
Упражнение 5. Магазин.По кругу участники выполняют упражнение. Они должны повернуться лицом к соседу справа и «продать» ему качество характера, которое очень им мешает, и купить какое-то другое качество, объяснив, зачем оно ему нужно.
Упражнение 6. День рождения.Каждый участник говорит о своем будущем дне рождения и называет желаемый подарок.
Упражнение 7. Передача чувств на расстоянии, участники должны повернуться к соседу справа, положить свои руки на его ладони и пожелать мысленно что-то. Следующий участник должен попытаться догадаться, что ему пожелали, и сказать следующему: «Мне пожелали... Я желаю тебе того же и...»
Занятие III.
Упражнение 1. Ритм. Каждый участник по очереди подает руку соседу справа, сжимает ее и улыбается ему. Следующий участник повторяет то же самое, но только после того, как все требования соблюдены.
Упражнение 2. Впечатление. Все участники по очереди садятся на стул посреди комнаты и рассказывают о впечатлениях прошлого занятия. Ведущий может прервать рассказ на полуслове и пригласить другого участника.
Упражнение 3. Телефон. Участники по очереди выходят за дверь и передают друг другу услышанную информацию. Затем они обсуждают, в каком виде дошла информация до последнего участника, и делятся пережитыми впечатлениями.
Упражнение 4. Экзамен. Участники должны последовательно назвать:
—три лучшие черты своего характера;
—три слабые черты своего характера;
—желаемые черты характера.
Упражнение 5. Деликатность. Участники должны обратиться по кругу друг к другу со следующей фразой: «Ты можешь мне помочь...» Следующий участник продолжает просьбу соседа и задает вопрос дальше.
Упражнение 6. Противоречие. Участники работают в парах. Они предъявляют друг другу какое-нибудь парадоксальное требование. Нужно доказать несостоятельность этого требования, при этом разговаривать только спокойным и доброжелательным тоном.
Упражнение 7. Доказательство. Участники обсуждают в кругу свою доказательность в предыдущем упражнении.
Упражнение 8. Летающая тарелка. Участники группы образуют два круга: внутренний и внешний. Во внутреннем кругу передается друг другу тарелка с водой. Группа выполняет задание в полной тишине. Тарелка передается сначала в одну, затем в другую сторону. Внешний круг наблюдает. Затем идет обмен мнением. Какие чувства испытывали участники, кто кому помогал мысленно, кто это чувствовал во внутреннем кругу?
КЛАСС
I. Вступительное слово
Уважаемые папы, мамы и ребята!
XX век—век распространения идей защиты прав человека стал веком, породившим такие чудовищные явления, как фашизм, тоталитаризм, нацизм. XXI век стал веком, в котором также сильны расистские, религиозно-экстремистские, профашистские настроения.
К сожалению, нетерпимость, культурный эгоизм все сильнее проникает в нашу жизнь и школа не вправе оставаться в стороне от происходящего в обществе.
Страна, в которой представители всех национальностей, населяющих ее, заплатили так много за свою свободу в годы войны, слышит часто от некоторых «борцов за чистоту национальной культуры» призывы уничтожать тех, кто имеет иной цвет кожи, разрез глаз, акцент, религию. Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы не только обсудить данную проблему, но сделать для себя определенные выводы по данной теме.
V. Подведение итогов
Учащиеся зажигают маленькие свечи и вручают каждому участнику собрания.
Классный руководитель просит участников собрания встать и почтить минутой молчания память всех жертв геноцида века минувшего и настоящего.
Ход собрания
I. Вступительное слово
Большое спасибо всем, кого заинтересовала тема сегодняшнего собрания. Наверное, возникает естественный вопрос: чем обусловлен выбор данной темы?
II. Лекция учителя
Впсихологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей». От самооценки зависят его взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Следовательно, самооценка влияет на эффективность деятельности и подростка, на дальнейшее развитие его личности. Поэтому сегодня мы поговорим о том, почему формируется та или иная самооценка, как определить уровень самооценки вашего ребенка, подумаем о возможных последствиях низкой самооценки и о том, как ее повысить.
Каки почему формируется та или иная самооценка?
В детстве круг общения ребенка предельно сужен, и в основном родители влияют на самооценку ребенка. Если родители любят, уважают, ценят его успехи, то у него, естественно, формируется позитивная самооценка.
Если ребенок в семье сталкивается с пренебрежением, с неприязнью, если находится в зависимом, подчиненном положении, то в будущем он не избежит неприятностей, связанных с негативной самооценкой.
В семьях, где у детей формируется высокая самооценка, ясные взаимоотношения, четко определены авторитеты, распределена ответственность. Ребенок учится успешно решать встающие перед ним в повседневной жизни задачи, так как чувствует уверенность в своих силах. Его всё время поддерживают и одобряют. В таких семьях все относятся друг к другу дружелюбно и искренне.
Родители заведомо снижают самооценку ребёнка, когда пытаются поставить его в зависимое положение. В такой семье требуют(!) от ребёнка послушания, учат его подстраиваться, не конфликтовать с окружающими. Родители боятся положиться на ребенка, недооценивают его возможности, защищают его от трудностей, контролируют его действия. В результате ребенок становится неуравновешенным, не доверяет окружающим, не верит в свои силы, ему не хватает ощущения, что он значим, ценен.
В подростковом возрасте все несколько усложняется: появляется потребность самоутвердиться, стремление найти свое место в жизни, утвердиться в обществе. В результате именно под влиянием оценки окружающих у подростка складывается собственное отношение к себе, самооценка своей личности.
Мы подошли к моменту, когда полезно и даже необходимо выяснить самооценку вашего ребенка.
Для того чтобы определить уровень самооценки, совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из способов: нарисуйте на чистом листе бумаги лестницу из 10 ступенек. Дайте такую инструкцию:
На верхней ступени лестницы находятся самые удачливые люди. Они красивы, талантливы, уверенны, у них все получается быстро, хорошо, легко. Их любят окружающие, ими восхищаются, на них равняются.
А на самой нижней ступени — неудачники. Они не уверены в себе, не обладают определенным талантом. Их сторонятся окружающие.
Все остальные находятся на других ступенях: одни выше, другие ниже.
Подумай, где твоё место на этой лестнице в данный момент, и укажи его.
Если подросток поместил себя на одной из трёх нижних ступенек — это тревожный симптом. Уважаемые родители, значит, настало время бить тревогу.
1.Чувство неполноценности может проявиться самым непредсказуемым образом: например, оно снижает эффективность учебы. Не вызывает сомнения тот факт, что оценки и качество работы зависят от того, насколько уверенно или неуверенно чувствует себя подросток. Если он все время недоволен собой, постоянно ругает себя, то, естественно, ему не хватает ни сил, ни энергии для разрешения встающи