Судьбы европейской культуры в работах О. Шпенглера и Ф.Ницше
XX столетие началось под знаком нигилизма, кризиса гуманизма, крушения идеалов творчества, рационалистической парадигмы - вот симптомы одного из крупнейших социальных кризисов XX в. - кризиса культуры.
Освальд Шпенглер (1880 - 1936)- немецкий историк и философ,Анализируя переход от культуры к цивилизации Шпенглер утверждает, что это переход от творческого созидания к окостенению, механической работе; для Западной Европы - XIX век, с которого начинается его деградация. цивилизация, как противоположность культуре, сравнивается Шпенглером с "мёртвой протяжённостью", "бездушным интеллектом. Гибель культуры означает, что приостанавливается дальнейшее духовное развитие в рамках той или иной культуры, и остается лишь мертвая "цивилизация". Цивилизация является неизбежной судьбой и роком культуры. Культура опирается на религиозные и национальные корни, цивилизация по своей природе безрелигиозна и интернациональна. В центре культуры стоят философия и искусство, в центре цивилизации - техника, инженерное искусство, массовые зрелища, спорт. Закат Европы для Шпенглера - это и есть превращение старой европейской культуры с ее высоким искусством, философией и религиозностью в современную индустриальную цивилизацию.
В своё время Ницше писал: " ещё в XIX веке предсказал "длительное изобилие обвалов, разрушений, погибелей, крахов…", ожидающих европейскую культуру,"смерти Бога". Рассматривая европейскую культуру как логическое продолжение античной, Ф. Ницше делает вывод, что современная Европа находится в состоянии глубочайшего кризиса, поскольку в ее духовной жизни преобладает именно сократическое начало которое полностью убило все живое и созидающее (дионисическое). Выход Ф. Ницше видит в возращении утерянного «чувства жизни», творческого дионисического начала, в возрождении античных идеалов мужества и духовной силы. Причина, помнению Ф. Ницше, заключается в господстве в европейской культуре «морали рабов», то есть ценностей слабых, каковыми являются христианские ценности. Обращаясь к понятию нигилизма, Ф. Ницше отмечает,что никаких абсолютных ценностей, как пологала предшествующая метафизическая философия, не существует, все они носят относительный временный характер. Шанс на спасение для европейской цивилизации Ф. Ницше видит в «переоценке всех ценностей» и возвращении религии и «морали господ», аристократов духа, с их ценностями суровой мужественности, воли, благородства духа. Установить эти новые ценности способен новый тип человека - сверхчеловек.
Механизмы саморазвития культурных систем: сохранение и изменение как основа культурной динамики
Культура постоянно изменяется, поэтому культурная динамика изучает социокультурные изменения и факторы, влияющие на эти изменения. Изменения в культуре зачастую повторяются, поэтому культуре необходимо сохранение. Восприятие времени в культуре также циклическое, т.е. такое, которое периодически возвращается к исходной точке.
36.+44+45 Алгоритм и факторы динамики культурно-исторических типов (Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер)
Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассирийско-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский (германо-романский).
Данилевский считал, что ни один из этих типов не может развиваться бесконечно. Согласно его теории народу выпадает три роли в хронологическом порядке:
1)Положительная культурная деятельность 2)Разрушающая деятельность, служащая для уничтожения уже одряхлевших цивилизации 3)Народ изучают другие народы уже в качестве "этнографического материала"
Существуют следующие законы культурно-исторического движения: 1)Всякое племя, у которого есть отдельный язык и которое способно к историческому равитию, составляет самобытный культурно-исторический тип 2)Начала цивилизаций одного типа не передаются народам другого типа 3)Период роста цивилизации может быть длительным, но при этом период расцвета и последующего уничтожения очень короткий
Существует три формы взаимодействия цивилизаций:
1)Колонизация (пересадка в сравнении с растением), т.е. экспансия менее развитого государства более развитым 2)Ассимиляция (прививка), т.е. один народ воздействует на другой без учета особенностей культуры 3)Удобрение, т.е. один народ плодотворно воздействует на другой развивающийся
Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов: египетский, китайский, вавилонский, апполоновский (греко-римский), магический (византийско-арабский), майя, фаустовский (западно-европейский) и русско-сибирский.
Шпенглер считал, что культура существует около 1000 лет, а умирая превращается в цивилизацию. Согласно его теории каждая культура проходит такие фазы как рождение, детство, молодость, зрелость и старость, во время которых происходит восхождение и нисхождение культур. Культуры 3 времен(будущего, настоящего и прошлого)