Влияние конфуцианства на китайскую культуру
Для того чтобы понять почему китайцы почти всегда и во всем проявляют дисциплинированность и уважение, нам нужно рассмотреть основные принципы их убеждений и философии. Наиболее важное влияние на китайцев оказало конфуцианство. Стабильность китайского общества, в соответствии с постулатами конфуцианства, основывается на неравенстве между людьми. Такая позиция почти диаметрально противоположна убеждениям британцев, американцев и скандинавов, но в Китае никто не подвергает ее сомнению. Основу этического поведения составляют пять типов взаимоотношений: правитель – подданный, отец-сын, старший брат-младший брат, муж-жена и старший друг-младший друг. Китайцы убеждены в том, что причиной беспорядков, преступности и недостаточной ответственности во многих западных странах как раз и является тот факт, что они не придерживаются таких отношений. Неравенство взаимоотношений не означает, однако, лишь предоставление неограниченных преимуществ тем, кто стоит в них на более высоком уровне. Хотя власть старших не обсуждается, они также имеют свои собственные обязательства. Они должны защищать тех, кто демонстрирует им свое повиновение и преданность, и быть к ним добрыми. Основное учение Конфуция включает в себя следующие позиции: - Мы должны соблюдать и уважать отношения неравенства - Семья является прототипом всех общественных организаций. Мы все не индивиды, а члены какой-нибудь группы. - По отношению к другим нужно вести себя наилучшим образом. При это каждый должен сохранять свое лицо. -Образование и упорный труд должны вознаграждаться. -Следует быть умеренными во всем. Будьте бережливы, оставайтесь всегда спокойным, избегайте крайностей, остерегайтесь потакать самому себе. Конфуцианство сильно влияет на повседневную жизнь и бизнес- культуру Китая, Гонконга, Японии, Кореи, Тайваня, Сингапура и в меньшей степени на культуры других южноазиатских стран. Те западные бизнесмены, которые хотят с ними сотрудничать, должны принять во внимание данный факт и постараться адаптироваться. На китайцев оказывают влияние и некоторые другие факторы, например, акупунктура и фэн-шуй. Кроме того, к таким факторам относятся следующие:
-Даосизм – необходимость соблюдения здорового образа жизни, разумное вегетарианство и щедрость духа.
-Буддизм – достижение гармонии через медитации.
-Почитание предков – вера в то, что покинувшие этот свет люди серьезно влияют на настоящее.
-Фэн-шуй – вера в мистическую силу воды и ветра, на ней основывается постройка жилища, расстановка в нем мебели и расположение зеркал, окон и дверей.
-Лекарственные растения и акупунктура часто используются в медицине, им доверяют.
-Гороскоп по году рождения, при этом каждый год цикла символизирует определенное животное, и его качествами наделяется рожденный в этом году человек. То, что европейцу может показаться старомодным суеверием, для китайцев является самой что ни на есть реальностью. Если, например, вы родились в год Лошади, они будут уверены в том, что вы обладаете огромной выносливостью, стойкостью и им дольше вас не продержаться в любых испытаниях. Если вы Крыса, они будут вести себя с вами очень осторожно, потому что вы умны, хитры и отважны. С другой стороны, китайцы подумают, что вам не повезет, если в вашем офисе две двери находятся на одной прямой (это не соответствует правилам фэн-шуй). Но, конечно, из-за своей врожденной вежливости они вам об этом не скажут. Китайцы любезно согласятся с большинством ваших деловых предложений, особенно если они будут уместными, поскольку китайцы стараются избегать дисгармонии всегда и везде. Они позволят вам простоять полчаса на автобусной остановке, но не станут разочаровывать известием о том, что ваш автобус уже ушел, причем как раз перед вашим появлением.
Коллективизм в Китае имеет громадное значение. Его корни уходят в аграрное прошлое экономики, и он был развит учением Конфуция. Он не является наследием коммунизма, хотя Коммунистическая партия и ее режим сочли его для себя полезным. Китайцы принадлежат к четырем основным группам и в результате становятся их невольными пленниками: это рабочая ячейка, семья, школа и община. Чувство долга перед каждой из них означает то, что китайцы лишаются общественной и территориальной мобильности. Ни один рабочий на Западе не подвергается таким ограничениям. Вот почему остальным нациям трудно понять, в какой степени китайцы могут быть связаны по рукам и ногам, когда им приходится принимать решение, обусловленное неожиданными переменами или требующее действовать самостоятельно. Недостаток мобильности создает китайцам дополнительную проблему в вопросе сохранения своего лица. Американец, который провинился в чем-то в Нью-Йорке, может через неделю начать все вновь в Калифорнии. Китайцу же, потерявшему свое лицо, придется зарабатывать репутацию в течение сорока лет в той же самой общине, на рабочем месте или в академическом окружении. Более того, ему нужно сохранять не единственное свое лицо. Различные социальные обязанности (установленные Конфуцием) приводят к тому, что китайцы имеют разные лица при общении с разными людьми.
Китайский бизнес развивается так же, как и привычка китайцев переходить улицу. Китаец просто идет вперед, невзирая на несущиеся на него автомобили, и нередко даже не глядя на них, иногда он вытягивает перед собой руку, как бы притормаживая движение, но чаще всего не удосуживается сделать даже этого. Он просто идет-идет «на удачу» в нарушении всех правил и даже очевидной логики, которая должна подсказывать ему, что спорить с несущимся на него автомобилем бессмысленно. И что самое поразительное, он добирается до противоположной стороны улицы. Иногда он может просто идти или ехать на велосипеде вдоль дороги, а позади будет ехать машина, громко сигналя ему. Но он не уступит, продолжит размеренно шагать, даже не повернув головы. Вот это и есть почти точная модель китайского бизнеса, развиваться без оглядки на кого бы то ни было, по своей собственной логике.[4]
Китаец упорен и монотонен даже в своих на первый взгляд бессмысленных и нелогичных действиях. Он толкает перед собой в гору какой-то плод без особой изобретательности и даже хитрости. Главное – не ставить перед собой амбициозных задач, а монотонно бить в одну точку, не задумываясь, несколько вообще возможно здесь достичь успеха. Вот здесь и заключается первейший принцип китайского бизнеса: упорство, монотонность и игнорирование внешних сигналов. Китайцы бессистемны, в Китае напрочь отсутствует менеджмент в западном смысле этого слова. Они не отвлекаются на теоретические построения. Лишь крайне небольшое число современных китайских компаний, чьи руководители обучались на Западе, составляют подробные бизнес-планы и продумывают стратегию развития. Большинство же действуют по наитию, причем часто ошибаются, но в связи с массовостью такого типа попыток результат получается очень удачным. Китайцы «переходят улицу» по кратчайшей траектории, потому что так проще и быстрее. Без соблюдения каких-то сложных этических и правовых норм и моральных рефлексий, без соблюдения правил дорожного движения, хотя, безусловно, слышали о них. Машины в Китае могут ехать по диагонали к основным потокам движения, разворачиваться через две сплошных, и аварии здесь крайне редки. И не потому, что кто-то соблюдает правила, а потому, что все понимают внутреннюю логику этого «китайского движения». Таковы же и многочисленные китайские бизнес-схемы – они просты, монотонны и выбирают оптимально короткую траекторию движения: надо устранить всех посредников, сократить количество накладных расходов, напрямую выйти на потребителя. Великая китайская хитрость – в простоте схем и упорстве во всех действиях.
Заключение
Китай – современная и динамично развивающаяся мировая держава. Китайские экономические достижения привлекают внимание всего мира. Весьма часто человеку, не относящемуся к восточной культуре трудно понять и найти систему ориентиров для понимания этой великой страны и ее деловой культуры, бизнес-этики, манер делового общения.
Понятие деловой культуры охватывает нормы и ценности взаимной выгоды и доверия, надежность партнеров при выполнении договоренностей, культуру ведения бизнеса и переговоров, отношение работников к труду и их взаимоотношения. Тесно связан с деловой культурой и термин «делового этикета», который подразумевает под собой манеры поведения и правила общения и взаимодействия с деловыми партнерами. Все эти сферы взаимосвязаны друг с другом и представляют собой большую систему ценностей в бизнесе, формирующихся в течение многих столетий и передающихся из поколения в поколение.
На сегодняшний день Китай продолжает набирать обороты на мировой арене, также в плане бизнеса, все больше компаний появляются на китайском рынке, которые ведут свой бизнес с иностранными партнерами, все больше китайских брендов появляются в рейтингах самых популярных брендов мира. Одним словом, Китай за последнее десятилетие продолжает расти в плане международных сделок и начинает оказывать все большее влияние на мировую экономику.
Таким образом, Китай продолжает оставаться интересным деловым партнёром для западных стран и в дальнейшем этот интерес только будет усиливаться. Налаживание контактов с китайскими предпринимателями важно не только с точки зрения бизнеса, но и как культурное самообогащение, способствующее расширению глобализационных тенденций в мире.
Список использованной литературы
1. Сунь-Цзы, «Искусство войны. Основы китайской военной стратегии» // Издательство ЭКСМО, 2015, 452 с.
2. А.А. Маслов, «Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения»// РИПОЛ классик; М.:; 2010.
3. Зенгер Харро фон, «36 стратагем для менеджеров» / [Пер. с немецкого И. Каневской.]. – М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2017. – 224 с.
4. Маслов А.А. //Китай и китайцы. О чем молчат путеводители.М.2013.
5. Мидлер, Пол. //Плохо сделано в Китае. М., БХВ-Петербург, 2012, 304 с.
6. Одед Шенкар. Китай. Век XXI. Баланс Бизнес Букс. М., - 2005.
7. Википедия, свободная энциклопедия, интернет-портал.
8. Единый информационный портал: Экспортёры России.
[1] Сунь-Цзы, «Искусство войны. Основы китайской военной стратегии», Издательство ЭКСМО, 2015, 452. гл. 6 «Полнота и пустота»
[2] А.А. Маслов, «Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения»: РИПОЛ классик; М.:; 2010, с. 24
[3] Зенгер Харро фон, «36 стратагем для менеджеров» / [Пер. с немецкого И. Каневской.]. – М.: Издательство «Олимп-Бизнес», 2017. – 224 с., с.5
[4] Маслов А.А. Китай и китайцы. О чем молчат путеводители.М.2013 С. 171