Гибкость и методика ее развития.
Под гибкостью понимают способность к max по амплитуде движениям в суставах. Гибкость - морфофункциональное двигательное качество. Она зависит:
- от строения суставов;
- от эластичности мышц и связочного аппарата;
- от механизмов нервной регуляции тонуса мышц.Различают активную и пассивную гибкость.
Активная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.
Пассивная гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил (партнера, тяжести). Величина пассивной гибкости выше показателей активной гибкости.
В последнее время получает распространение в спортивной литературе термин “специальная гибкость” - способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, характерных для избранной спортивной специализации. Под “общей гибкостью”, в таком случае, понимается гибкость в наиболее крупных суставах и в различных направлениях.
Кроме перечисленных внутренних факторов на гибкость влияют и внешние факторы: возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка. Показатели гибкости в младших и средних классах (в среднем) выше показателей старшеклассников; наибольший прирост активной гибкости отмечается в средних классах.
Половые различия определяют биологическую гибкость у девочек на 20-30% выше по сравнению с мальчиками. Лучше она сохраняется у женщин и в последующей возрастной периоди.
Время суток также влияет на гибкость, с возрастом это влияние уменьшается.
В утренние часы гибкость значительно снижена, лучшие показатели гибкости отмечаются с 12 до 17 часов.
Утомление оказывает существенное и двойственное влияние на гибкость. С одной стороны, к концу работы снижаются показатели силы мышц, в результате чего активная гибкость уменьшается до 11%. С другой стороны, снижение возбуждения силы способствует восстановлению эластичности мышц, ограничивающих амплитуду движения. Тем самым повышается пассивная гибкость, подвижность увеличивается до 14%.
Неблагоприятные температурные условия (низкая температура) отрицательно влияют на все разновидности гибкости. Разогревание мышц в подготовительной части учебно-тренировочного занятия перед выполнением основных упражнений повышает подвижность в суставах.Мерилом гибкости является амплитуда движений.
Для получения точных данных об амплитуде движений используют методы световой регистрации: киносъемку, циклографию, рентгено-телевизионную съемку и др. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах или в сантиметрах.
Средства и методы:Средством развития гибкости являются упражнения на растягивания. Их делят на 2
группы: активные и пассивные. Активные упражнения:
- однофазные и пружинистые (сдвоенные, строенные) наклоны;
- маховые и фиксированные;
- статические упражнения (сохранение неподвижного положения с максимальной
амплитудой).Пассивные упражнения: поза сохраняется за счет внешних сил.
Применяя их,
достигают наибольших показателей гибкости. Для развития активной гибкости
эффективны упражнения на растягивание в динамическом режиме.
Общее методическое требование для развития гибкости - обязательный разогрев (до
потоотделения) перед выполнением упражнений на растягивание.
Взаимное сопротивление мышц, окружающих суставы, имеет охранительный
эффект.
Именно поэтому воспитание гибкости должно с запасом обеспечивать
требуемую мах амплитуду движений и не стремиться к предельно возможной
степени.
В последнем случае это ведет к травмированию (растяжению суставных
связок, привычным вывихам суставов), нарушению правильной осанки.Мышцы
малорастяжимы, поэтому основной метод выполнения упражнений на растягивание
- повторный. Разовое выполнение упражнений не эффективно. Многоразовые
выполнения ведут к суммированию следов упражнения и увеличение амплитуды
становится заметным. Рекомендуется выполнять упражнения на растягивание
сериями по 6-12 раз, увеличивая амплитуду движений от серии к серии. Между
сериями ц Серии упражнений выполняются в определенной последовательности:
- для рук;
- для туловища;
- для ног.
Целесообразно выполнять упражнения на расслабление.
Серии упражнений выполняются в определенной последовательности:
- для рук;
- для туловища
- для ног.
В младшем школьном возрасте преимущественно используются упражнения в
активном динамическом режиме, в среднем и старшем возрасте - все варианты.
Заканчивая рассмотрение развития физических качеств в процессе физического
воспитания, следует акцентировать внимание на взаимосвязи их развития в
школьном возрасте. Так, развитие одного качества способствует росту показателей
других физических качеств.
Именно эта взаимосвязь обусловливает необходимость комплексного подхода к
воспитанию физических качеств у школьников.