Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
Рабочая программа дисциплины
КУЛЬТУРОЛОГИЯ Б1. В.1
Направление подготовки 080100.01 Экономика
Профиль подготовки Экономика предприятий и предпринимательская деятельность
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Очное обучение | |
Курс | |
Триместр | 1.2. |
Лекции | |
Практические (семинарские занятия) | |
Самостоятельная работа | |
Всего часов | |
Курсовая работа | - |
Зачет (триместр) | 1.2 |
Экзамен (триместр) | - |
Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры истории и политологии
« ____» _____________ 201__ г. протокол № ___
Заведующий кафедрой
«Коммерция и предпринимательство» ________________ Драчева С.Н.
«_____»_____________ 201_г. (подпись)
Рабочая программа согласована:
Декан ЭФ ________________ Саркисян Л.Ю. «_____»_____________ 201_г. (подпись)
Чита 2012
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080100.01 Экономика
Автор (ы) | Доцент кафедры «История и политология», кандидат философских наук | С.Г.Азовцева | |
Рецензент | Доцент кафедры философии ЗабГПУ, кандидат философских |
наук С.Е.Аршинская
Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Культурология» является построение «генетики» культуры, которая объясняет историко-культурный процесс, а также позволяет воспроизводить модель различного типа культур и проводить их сравнительный анализ.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Культурология» относится к базовой (обязательной) части «Гуманитарного, социального и экономического циклов» (Б1. В.1)
Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусмотрены.
Данная дисциплина является важнейшей составляющей системы современного образования. Культурология как область знания призвана готовить молодое поколение к осмыслению мира как совокупности культурных достижений человечества, а также способствовать взаимопониманию и общению представителей разных культур. Дисциплина «Культурология» имеет важное значение в изучении цикла дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла образовательного стандарта подготовки бакалавров наряду с курсами «История», «Философия», «Политология». В комплексном взаимодействии друг с другом они подготавливают студентов к усвоению специальных и правовых дисциплин.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций
Компетентностная карта дисциплины
Код компетенции | Компетенция |
ОК-1 | Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения |
ОК-2 | Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы |
ОК-4 | Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем |
ОК-6 | Способность логически верно, аргументированной и ясно строить устную и письменную речь. |
Ключевыми компетенциями, формируемыми в процессе изучения дисциплины, являются ОК-4; ОК-2
Уровневое описание признаков компетенции ОК-4:
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, прогнозировать их возможное развитие в будущем
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Способен, ориентируясь на основные направления современного обучения и используя обширные предметные знания, понимать основные теоретические положения, лежащие в основе современных культурологических концепций. Готов использовать культурологические знания в профессиональной деятельности. Способен оценивать и сравнивать различные модели современных культур, понимать разнообразные культурные ориентации. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания, владеет культурологической терминологией. Понимает основные проблемы культурологии, разбирается в различных типах религиозной и светской культуры, а также хорошо представляет существенные различия между Западной, Восточной и Русской (славянской) цивилизациями. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Имеет представление о культурологии как науке; знает базовые культурологические термины, основные культурологические концепции (О.Шпенглер, А.Тойнби, Н.Я.Данилевский, К.Ясперс). Понимает значение культурологии и её место в системе гуманитарного знания. |
Уровневое описание признаков компетенции ОК-2:
Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
Уровень освоения | Признаки проявления |
Продвинутый (91 – 100 баллов) | Способен, опираясь на современные знания, полученные в процессе обучения, понимать социально-значимые философские проблемы, в которых отражены процессы развития общества, культуры, а также цивилизационные процессы. Готов использовать знания и представления о проблемах современной культуры в научной и практической деятельности и дальнейшем непрерывном образовании. Способен оценивать различные типы цивилизаций и ориентироваться в современных цивилизационных процессах (информационных, техногенных), а также хорошо понимать особенности современного социокультурного мира. |
Базовый (71 – 90 баллов) | Имеет хорошие предметные знания о наиболее общих законах развития культуры, цивилизации, общества. Умеет использовать знания социальной философии и культурологии для анализа событий, происходящих в современной России и в мире в целом, а аткже владеет культурологическими методами, с помощью которых можно анализировать сферы материальной и духовной культуры. |
Минимальный (41 – 70 баллов) | Имеет представление об основных проблемах культурологи, хорошо понимает связь культурологи с, философии, а также место культурологи в системе гуманитарного знания. Знает и понимает основные аспекты культуры как сложного и противоречивого социального феномена, а также имеет представление об особенностях материальной и духовной культуры, отличии массовой культуры от элитарной. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- актуальные проблемы культурологии в рамках учебной информации, базовые термины культурологии, основные концепции о сущности культуры, перспективах её развития, месте человека в системе культуры.
Уметь:
- репродуцировать информацию, полученную на лекциях и семинарах по культурологии;
- иллюстрировать закономерности развития культуры, иллюстрировать закономерности развития культуры на примерах знаний, полученных по своей специальности;
- самостоятельно получать культурологические знания, пользуясь различными источниками;
- использовать базовые положения культурологии при решении профессиональных задач.
Владеть:
- навыками аргументации в процессе дискуссий, обсуждения профессиональных и других актуальных проблем;
- грамотной литературной письменной и устной речью с богатым словарным запасом;
- различными методами организации самостоятельной работы;
- навыками работы в Интернете для получения необходимой информации.
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Раздел и тема дисциплины | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Лекции | Семинар Лаборат. Практич. | Самост. раб. | ||||
Раздел 1. Культурология как наука о культуре | Письменная работа | |||||
1.1 | Структура и состав современного культурологического знания. | 1.2 | Устный опрос | |||
1.2 | Морфология и динамика культуры | 1.2 | Письменные доклады | |||
Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры | Обсуждение рефератов | |||||
2.1 | . Культура и человек | 1.2 | Защита рефератов | |||
Раздел 3. Типология культуры | Эссе, творческие задания | |||||
3.1 | Типология культуры как метод научного познания социокультурных систем и объектов | 1.2 | Устный опрос | |||
3.2 | Цивилизационное развитие современного мира | 1.2 | Тестирование | |||
ИТОГО |
4.2. Лекционные занятия, их содержание
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание |
Раздел 1. Культурология как наука о культуре | ||
1.1 | Структура и состав современного культурологического знания | Культурология как система знаний тесно связана с философскими традициями. Существуют разные модели современного культурологического знания. Предмет, основные задачи культурологии и её связь с профессиональной деятельностью. |
Раздел 2. Субъект и внутреннее содержание культуры | ||
2.1 | Культура и человек | Человек, природа, культура. Культура и творчество. Социальные институты как способ организации культуры. Культура как способ социализации личности и как тип социальной памяти. Культурный уровень человека и общества. |
Раздел 3. Типология культуры. | ||
3.1 | Типология культуры как метод научного познания. Социокультурных систем и объектов. | Основания для типологии культуры. Концепция обособленных локальных «культурно-исторических типов» Н.Я.Данилевского. Типология локальных культур О.Шпенглера. Концепция «единой истории» К.Ясперса и его классификация периодов развития мировой истории. |
3.2 | Цивилизационное развитие современного мира. | Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Особенности развития Западной «технической» и Восточной цивилизации или «традиционного общества». Место России в диалоге культур. Особенности развития Российской цивилизации. |
4.3. Семинарские, практические, лабораторные занятия, их содержание