Русского языка и культуры речи
Рабочая тетрадь по предмету
«Русский язык и культура речи»
Разработано
Преподавателем
Русского языка и культуры речи
Силантьевой Н. А.
Дзержинск
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире культура устной и письменной речи имеет большое значение для дальнейшей социализации личности. Невысокий уровень речевой культуры может стать причиной профессиональных неудач. Правильная, точная и выразительная речь – это залог успеха в современном обществе.
Таким образом, лингвистическая грамотность становится важнейшим компонентом подготовки будущего специалиста.
Формирование языковой компетенции – это главная цель курса «Русский язык и культура речи».
При современном обучении студенту необходимо не просто приобрести сумму знаний, умений, навыков, но и научиться применять полученные знания в процессе своей профессиональной деятельности, развить устойчивые познавательные интересы, выработать инициативу самостоятельной деятельности.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования самостоятельности, творческого мышления учащихся в процессе обучения русскому языку. Этим требования удовлетворяет рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи.
Данная тетрадь – учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, построенное в соответствии с Государственным стандартом и учебной программой.
Цели методической разработки:
1) Формирование языковой компетенции.
2) Организация самостоятельной работы с привлечением практических задач и упражнений по русскому языку.
3) Закрепление важнейших умений и навыков с помощью системы практических заданий.
Содержание
Содержание рабочей тетради соответствует рабочей программе по русскому языку и культуре речи. В структуру работы включены следующие разделы: «Язык и речь», «Культура речи. Качества хорошей речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпическая норма», «Лексика и лексикология. Лексическая норма», «Грамматика. Морфология. Морфологическая норма», «Грамматика. Синтаксис. Синтаксическая норма». Все разделы содержат задания различной степени сложности.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА № 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ | 3 стр. |
ТЕМА № 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ. КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ | 5 стр. |
ТЕМЕ № 3. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА | 7 стр. |
ТЕМА № 4. ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА | 9 стр. |
ТЕМА №5. ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА | 11 стр. |
ТЕМА № 6. ГРАММАТИКА. СИНТАКСИС. СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА | 14 стр. |
ТЕМА № 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ
Задание 1. Выполните тестовое задание. Закончите правильно предложение.
1. Язык – это…
а) система правил
б) система знаков
в) система моделей
2. Речь – это…
а) реализация языка в процессе говорения-понимания
б) реализация правил общения
в) реализация мысли
3. Литературный язык - это…
а) книжный вариант русского языка
б) язык художественной литературы
в) строго нормированный язык
4. В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает… а) язык от Ломоносова до наших дней
б) язык от Пушкина до наших дней
в) язык от Карамзина до наших дней
5. Диалект – это …
а) разновидность языка, свойственная определенной социальной группе людей
б) речь малограмотного городского населения
в) разновидность языка, характерная для жителей определенной территории
6. Жаргон – это …
а) разновидность языка, свойственная определенной социальной группе людей
б) речь малограмотного городского населения
в) разновидность языка, характерная для жителей определенной территории
7. Просторечие – это …
а) разновидность языка, свойственная определенной социальной группе людей
б) речь малограмотного городского населения
в) разновидность языка, характерная для жителей определенной территории
Задание 2. Заполните таблицу. Назовите основные языковые уровни и соответствующие им языковые единицы. Назовите науки, которые их изучают.
Уровень языка | Языковые единицы | Наука |
Задание 3. Прочитайте отрывок из «Тихого Дона», выпишите диалектные слова, постарайтесь определить их значение.
В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.
- Гришка, рыбалить поедешь?
- Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.
- Поедем, посидим зорю.
Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя под вернувшийся задник.
- А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
- Варила. Иди к баркасу, я зараз.
Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
- Куда править?
- К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели. Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега.
Задание 4. Выполните тестовое задание. Соотнесите название нормы и ее определение.
1.Акцентологическая 2.Орфоэпическая 3.Лексическая 4.Морфологическая 5.Синтаксическая 6.Пунктуационная 7.Орфографическая |
а) регламентирует правильное построение предложений и словосочетания
б) регламентирует правильное написание слова
в) регламентирует правильную постановку знаков препинания
г) регламентирует употребление слова в соответствующем ЛЗ
д) регламентирует постановку ударения
е) регламентирует правильное произношение
ж) регламентирует правильный выбор формы слова
Рабочая тетрадь по предмету
«Русский язык и культура речи»
Разработано
Преподавателем
русского языка и культуры речи
Силантьевой Н. А.
Дзержинск
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире культура устной и письменной речи имеет большое значение для дальнейшей социализации личности. Невысокий уровень речевой культуры может стать причиной профессиональных неудач. Правильная, точная и выразительная речь – это залог успеха в современном обществе.
Таким образом, лингвистическая грамотность становится важнейшим компонентом подготовки будущего специалиста.
Формирование языковой компетенции – это главная цель курса «Русский язык и культура речи».
При современном обучении студенту необходимо не просто приобрести сумму знаний, умений, навыков, но и научиться применять полученные знания в процессе своей профессиональной деятельности, развить устойчивые познавательные интересы, выработать инициативу самостоятельной деятельности.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования самостоятельности, творческого мышления учащихся в процессе обучения русскому языку. Этим требования удовлетворяет рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи.
Данная тетрадь – учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений, построенное в соответствии с Государственным стандартом и учебной программой.
Цели методической разработки:
1) Формирование языковой компетенции.
2) Организация самостоятельной работы с привлечением практических задач и упражнений по русскому языку.
3) Закрепление важнейших умений и навыков с помощью системы практических заданий.
Содержание
Содержание рабочей тетради соответствует рабочей программе по русскому языку и культуре речи. В структуру работы включены следующие разделы: «Язык и речь», «Культура речи. Качества хорошей речи», «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфоэпическая норма», «Лексика и лексикология. Лексическая норма», «Грамматика. Морфология. Морфологическая норма», «Грамматика. Синтаксис. Синтаксическая норма». Все разделы содержат задания различной степени сложности.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА № 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ | 3 стр. |
ТЕМА № 2. КУЛЬТУРА РЕЧИ. КАЧЕСТВА ХОРОШЕЙ РЕЧИ | 5 стр. |
ТЕМЕ № 3. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА | 7 стр. |
ТЕМА № 4. ЛЕКСИКА И ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА | 9 стр. |
ТЕМА №5. ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА | 11 стр. |
ТЕМА № 6. ГРАММАТИКА. СИНТАКСИС. СИНТАКСИЧЕСКАЯ НОРМА | 14 стр. |
ТЕМА № 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ
Задание 1. Выполните тестовое задание. Закончите правильно предложение.
1. Язык – это…
а) система правил
б) система знаков
в) система моделей
2. Речь – это…
а) реализация языка в процессе говорения-понимания
б) реализация правил общения
в) реализация мысли
3. Литературный язык - это…
а) книжный вариант русского языка
б) язык художественной литературы
в) строго нормированный язык
4. В широком понимании термин «современный русский литературный язык» подразумевает… а) язык от Ломоносова до наших дней
б) язык от Пушкина до наших дней
в) язык от Карамзина до наших дней
5. Диалект – это …
а) разновидность языка, свойственная определенной социальной группе людей
б) речь малограмотного городского населения
в) разновидность языка, характерная для жителей определенной территории
6. Жаргон – это …
а) разновидность языка, свойственная определенной социальной группе людей
б) речь малограмотного городского населения
в) разновидность языка, характерная для жителей определенной территории
7. Просторечие – это …
а) разновидность языка, свойственная определенной социальной группе людей
б) речь малограмотного городского населения
в) разновидность языка, характерная для жителей определенной территории
Задание 2. Заполните таблицу. Назовите основные языковые уровни и соответствующие им языковые единицы. Назовите науки, которые их изучают.
Уровень языка | Языковые единицы | Наука |
Задание 3. Прочитайте отрывок из «Тихого Дона», выпишите диалектные слова, постарайтесь определить их значение.
В мелеховском курене первый оторвался ото сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни. Григорий спал ничком, кинув наотмашь руку.
- Гришка, рыбалить поедешь?
- Чего ты? — шепотом спросил тот и свесил с кровати ноги.
- Поедем, посидим зорю.
Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, выправляя под вернувшийся задник.
- А приваду маманя варила? — сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.
- Варила. Иди к баркасу, я зараз.
Старик ссыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладонь упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.
- Куда править?
- К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели. Баркас, черканув кормою землю, осел в воду, оторвался от берега.
Задание 4. Выполните тестовое задание. Соотнесите название нормы и ее определение.
1.Акцентологическая 2.Орфоэпическая 3.Лексическая 4.Морфологическая 5.Синтаксическая 6.Пунктуационная 7.Орфографическая |
а) регламентирует правильное построение предложений и словосочетания
б) регламентирует правильное написание слова
в) регламентирует правильную постановку знаков препинания
г) регламентирует употребление слова в соответствующем ЛЗ
д) регламентирует постановку ударения
е) регламентирует правильное произношение
ж) регламентирует правильный выбор формы слова