Тема 13. Традиционные культуры Востока
При изучении вопросов, связанных с особенностями культур Индии, Китая, Японии и исламского мира необходимо помнить, что все они составляют понятие «Восток» или «культуры Востока». Их объединяет иная, чем в европейской культуре, направленность и системы ценностей, иная динамика культурного развития. Востоку свойственна ориентация на духовное, а не материальное развитие человека.
Восточное отношение к природе отличается от западного тем, что человек не выделяет себя из мира природы, не стремится себя ей противопоставить и, тем более, покорить.
Востоку также несвойственно разделять мир на белое и черное, на абсолютное добро и абсолютное зло. По восточным представлениям, в мире нет непримиримой борьбы этих начал, а есть их единство и взаимообусловленность.
Социокультурная динамика носит эволюционный характер, новые формы культуры постепенно сменяют старые, без взрывов и потрясений, как на Западе. Постарайтесь подробно раскрыть эти общие черты восточных культур.
Культура Индии.
Индия – одна из древнейших мировых культур - ее начало датируется III тысячелетием до н.э. Сразу же стоит отметить достижения Индийской культуры в области религии – все, что было создано в области духовного развития человека, было известно и в Индии.
Изучая данный вопрос, обратите внимание на следующие основные особенности индийской культуры:
1. Говоря об огромной роли религии в духовной жизни, нужно отметить основные религиозные учения Индии. Ими были последовательно сменявшие друг друга брахманизм (ведизм), буддизм и индуизм.
Брахманизм - первоначальная религия индийцев. Особенностью брахманизма являлось варновое деление общества. Варны – это 4 сословия древнеиндийского общества, жестко отграниченные друг от друга. Варновое деление общества со временем эволюционировало в кастовую систему. «Веды» – священные тексты, написанные в эпоху брахманизма и не потерявшие своего мировоззренческого, философского и религиозного значения до сих пор.
Буддизм – в большей степени этико-практическое учение, чем религия. Центральными понятиями буддизма являются следующие. Сансара – «круг перерождений». Каждый человек обречен, проживать на земле бесконечную череду перерождений до тех пор, пока он не сумеет достичь духовного совершенства и не освободится от сансары. Нирвана – состояние блаженства, в котором человек сможет пребывать в случае выхода из круга перерождений (сансары). Карма – закон воздаяния, который определяет характер каждого последующего перерождения в зависимости от поведения человека при жизни. С точки зрения буддизма жизнь на земле – страдание, даже в случае удачи, здоровья, богатства; а страдание – величайшее зло, от которого нужно избавляться путем отказа от желаний.
Индуизм – синтез двух вышеприведенных религий. Этические и нравственные основы индуизма – буддистские, кастовое разделение общества, множество богов и священные тексты – брахманистские. В настоящее время 95% населения Индии – приверженцы индуизма.
2. Говоря о системе ценностей индийского общества, обратите внимание на коренные различия в понимании индийской и европейской культурами таких этических категорий, как страдание, грех, жизнь, смерть.
3. Также отметьте особенности социального устройства индийского общества - деревенские общины и касты, их значение для культуры.
4. Важнейшим отличием индийской культуры является «лоскутный» принцип ее построения, в соответствии с которым новое в культуре не растворяется, не уничтожается, а «прикрепляется» в виде еще одной составляющей ранее существовавшей системы.
Культура Китая.
При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующее:
1. Основными учениями, оказавшими основополагающее влияние на мировоззрение Китая, является даосизм и конфуцианство.
Даосизм возник в Китае в VI веке до н.э. Центральными понятиями этой религиозно-философской системы являются «Инь» и «Янь». «Янь» - мужское начало, светлое, твердое, организованное, активное. «Инь» - женское начало, темное, хаотичное, пассивное. Они не борются между собой, а сливаются и «перетекают» друг в друга, составляя единство и целостность мира. Еще одним важнейшим понятием даосизма является «Дао» - «Великий путь», или единый закон развития мира, Вселенной. Жить в соответствии с «Дао», значит жить по законам природы, по законам мироустройства, изменяя себя в соответствии с ними, а не изменяя мир «под себя».
Мировоззренческие установки даосизма явились основой для конфуцианства. Конфуцианство – религиозно-этическое учение, направленное на сферу общественной жизни, это учение о принципах справедливого и гармоничного управления государством и людьми. Согласно конфуцианству, общество должно быть организовано по принципу семьи, соподчинения, уважения старших по возрасту и по должности. Каждый человек в обществе должен знать свое место и вести себя в соответствии с ним. Человек также должен стремиться к нравственному и культурному совершенству, и при достижении этого он может занять в обществе более высокое положение. У власти должны находиться только достойные люди. Только при соблюдении этих принципов в обществе может поддерживаться порядок, являющийся важнейшей ценностью китайской культуры (обратите внимание: порядок – это гармония, а не застой и деспотия).
2. При изучении культуры Китая необходимо обратить внимание на следующую ее важную характеристику – традиционализм, т.е. воспроизведение образцов прошлого и весьма осторожное отношение ко всему новому. Именно традиционализм стал основой «долгожительства» китайской культуры, которая насчитывает более шести тысяч лет.
3. Основой ее устойчивости в условиях сильного давления со стороны других культур (кочевников – в древности, Англии и Запада вообще – в Новое время) являлось и является представление о собственном культурном превосходстве.
Культура Японии.
Необходимо уяснить, что:
1. Важнейшим фактором формирования японского менталитета является природно-географический фактор – развитие Японии на островах вулканического происхождения. Японии присуще трагическое понимание человеческого существования, основанное на нестабильности мира, его неустойчивости. Японское мировоззрение ориентировано на настоящее, на жизнь «здесь и сейчас», а не на будущее.
2. Самой первой по времени происхождения, национальной религией японцев является синтоизм. Значение Синто в формировании самосознания японцев как этноса трудно переоценить: японцы – дети богов, в отличие от остального мира, и на этом основании они противопоставляют себя окружающим народам.
3. Дзэн-буддизм – японский вариант буддизма, заимствованный японцами в Китае. Основные его принципы такие же, как и в буддизме Индии (см. тему: Традиционная культура Индии), но дзэн-буддизм имеет специфику, связанную с влиянием синто.
Важно отметить, что в современной Японии синто и дзэн-буддизм сосуществуют и взаимодополняют друг друга.
4. Эстетические ценности – главные в иерархии ценностей японской культуры. Японец стремится сделать красивым все в своей жизни, для него красота – главная и необходимая ценность вещи или явления. В Японии красота понимается как единство материального и духовного; важнейший критерий – естественность, красота природы, а не искусственного мира.
5. Устойчивость Японии к культурным влияниям извне объясняется защитными механизмами культуры: гибкостью, способностью избирательно и в нужной мере воспринимать чужое, переделывать чуждые элементы на свой лад.
Вопросы к семинарским занятиям.