Возрастные особенности развития детей 3-4 лет
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
3.Организация воспитательно-образовательного процесса с детьми 3-4 лет (младшая группа) осуществляется по образовательным областям:
- физическое развитие(физическая культура, здоровье);
- социально – коммуникативное развитие(игра, труд, коммуникация, безопасность, духовно-нравственное воспитание);
- познавательное развитие(конструирование, РЭМП, сенсорика, окружающий мир, патриотическое воспитание);
- речевое развитие(развитие речи, чтение художественной литературы, грамота);
- художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание, продуктивная деятельность: лепка, рисование, ручной труд, аппликация).
Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.
Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;
2. теплый период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).
4.Организация режима пребывания детей младшей группы.
Организационно-педагогические условия образовательного процесса, созданные в ДОУ, обеспечивают выбор оптимальных форм организации детской деятельности, как по содержанию (игровая, исследовательская, трудовая деятельность
экспериментирование, так и по форме: групповая, подгрупповая, индивидуальная). Проектирование образовательного процесса в ДОУ представлено гибким режимом жизнедеятельности, который корректируется в зависимости от сезона.
Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.
При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:
· время приёма пищи;
· укладывание на дневной сон;
· общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений.
Режим дня соответствует возрастным особенностям детей младшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-4 лет составляет 5,5 - 6 часов.
Организация жизни и деятельности детей спланирована согласно СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 г. N 26.
РЕЖИМ ДНЯ НА ХОЛОДНЫЙ И ТЕПЛЫЙ ПЕРИОД
Режимные моменты | пн, чт | вт, пт | ср. |
Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность | 7.00–8.20 | 7.00–8.20 | 7.00–8.20 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.20–8.55 | 8.20–8.55 | 8.20–8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8.55–9.20 | 8.55–9.20 | 8.55–9.20 |
Непосредственно образовательная деятельность | 9.20–10.00 | 9.20–10.00 | 9.20–10.00 |
Второй завтрак | 10.00-10.10 | 10.00-10.10 | 10.00-10.10 |
Прогулка | 10.10–12.05 | 10.10–12.05 | 10.10–12.05 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.05–12.20 | 12.05–12.20 | 12.05–12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20–12.50 | 12.20–12.50 | 12.20–12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50–15.00 | 12.50–15.00 | 12.50–15.00 |
Постепенный подъем, самостоятельная деятельность | 15.00–15.25 | 15.00–15.25 | 15.00–15.25 |
Полдник | 15.25–15.50 | 15.25–15.50 | 15.25–15.50 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность | 15.50–16.30 | 15.50–16.30 | 15.50–16.30 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16.30–17.50 | 16.30–17.50 | 16.30–17.50 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, уход домой | 17.50-19.00 | 17.50-19.00 | 17.50-19.00 |
Длительность прогулки Длительность дневного сна | 3 часа 2 ч.00 мин. | 3 часа 2 ч.00 мин. | 3 часа 2 ч.00 мин. |