Развитие психики в онтогенезе
(По А. Валлону и Р. Заззо).
Раннее детство.Характеризуется последовательной сменой взаимно перекрывающих друг друга стадий: аффективно-моторной, сенсомоторной и объектно-моторной. На первых двух стадиях движения регулируются элементарными эффективными и сенсорными процессами, на последней к ним прибавляются более сложные перцептивные и интеллектуальные установки. Исходя из фактов, относящихся к моторной активности ребенка от 3-х до 6 месяцев, А. Валлон отмечает наличие двоякого ориентирования дальнейшего развития его моторики. Первое направление – развитие тонуса. Под развитием тонуса понимаются изменения тонической активности висцералной мускулатуры (дыхательного и ларингиального аппаратов и желудочно-кишечного тракта) и скелетных мышц. Их область положения и выражения, т.е. та, которая имеет особо важное значение для ребенка, так как только с помощью этих средств он может получить помощь со стороны окружения или дать знать о том, что ему эта помощь необходима. Это направление представляет собой отправной пункт для аффективности и для синкретических аффективных процессов, связанных уже с общением. Второе направление развития в развитии сенсорно-моторных реакций. Здесь циркулярные реакции составляют основу для дальнейшего генеза понятий объекта и репрезентации. Под циркулярными реакциями понимается то же, что и под законом эффекта Лорндайка: полученный эффект возбуждает движения, которые его произвели, и обратно. В дальнейшем эти два аспекта человеческого поведения, выходя из одного и того же органического источника, оказываются взаимно детерминирующими.
Развитие в первом направлении приводит в 6 месяцев к такой дифференциации экспрессивных проявлений, что можно различить все главные типы эмоций.
Голос, как средство речевого выражения, также представляет собой тоническую деятельность…Голосовые интонации, предшествуют развитию языка. Проявление тонической активности являются главным образом положения тела. Они способствуют установлению контакта между индивидуумом и соответствующей ситуаций и уже содержат в себе ее образ.
Период циркулярных реакций (реакций с обратной связью), связанный с развитием во втором направлении, наступает тогда, когда эффекты, обусловленные положением тела и жестикуляцией, создают для этих последних необходимость более тонкой специализации. Например, в случае для руки, когда она, появившись в зрительном поле, заслоняет обзор, или в случае звуков, возникающих благодаря некоторым мускульным сокращением голосовых органов. Такая ассоциация моторного и сенсорного моментов должна обозначать момент объединения полей кинестезических, зрительных и слуховых представлений. Это время в действие и вступает циркулярная реакция. Затем следуют все виды процесса обучения (звуки голоса и феномены языка, самоощупывание и узнавание движений тела и т.д.). Этот период приходит на вторую половину первого года жизни.
Таким образом, моторное действие может развиваться в плане двух различных, но взаимно зависимых ориентаций: для одной из них источник заключается в сфере положения тела, т.е. в тонической активности, причем в своем последующем развитии моторное действие может использовать все другие формы моторной и умственной активности. Например, имитацию. Другую ориентацию моторных действий можно назвать экстраверсивной, поскольку ее результаты направлены на внешний мир. Большое число моторных действий можно рассматривать либо с одной, либо с другой точки зрения. Например, соотносятся с объектами или с процессами организма, связанными с выработкой этих навыков. В качестве основания для выделения последующих стадий психического развития Р. Заззро выбирает стадии, выделяемые при дошкольном воспитании и школьном обучении, как они сложились в педагогической практике различных стран западного мира. Это связано с тем, что научные критерии возрастной периодизации пока не выработаны.
3 года.Период социализации (см. сопровождаемый выработкой отношения некоторого противопоставления).
6 лет.К этому времени у ребенка вырабатывается некоторая стабильность эмоционального характера (латентный период в психоанализе; период объективных интересов – у других авторов). К этому времени ребенок приобретает способность фиксировать свое внимание и сосредотачиваться в течение 15-20 минут на таких упражнениях, которые раньше показались бы ему скучными и утомительными.
7 лет.Ребенок начинает сосредоточиваться на выполнении таких задач, действие по решению которых не имеют для него непосредственного интереса, т.е. он может сам поддерживать свой интерес в интеллектуальном плане.
12-13 лет.У ребенка сформированы все психические механизмы, но они еще не достаточно гибки, и их нужно развивать путем специальных упражнений. Кроме того, в действие вступают факторы культуры и уже в значительно большей степени, чем факторы развития.
Представления школы А. Валлона близки советской психологии, особенно той части, где речь идет о взаимосвязи интеллектуального и аффективного компонентов в развитии ребенка. Близким советской психологии являются и представления о зависимости развития от процессов созревания нейрологических механизмов до влияния на развитие социальных условий жизни ребенка. Однако эти концепции критикуются за одностороннее освещение вопроса о взаимосвязи обучения и развития: многих нежелательных эффектов развития можно не допустить при специальной организации обучения.