Природа орнаментального искусства
Орнамент представляет собой относительно устойчивый элемент художественной культуры, сохраняющийся свою инвариантность на протяжении многих столетий и даже тысячелетий (С.В.Иванов, 1952, 1961, 1963; А де Моран, 1982). Вместе с тем он является тем эстетическим «микромиром», который способен уместить в себе образ (смыслообраз, по Я.Э.Голосовкеру (1987)) Вселенной, как он представлен в сознании традиционной этнической общности. Этот образ подобен магическому кристаллу с бесконечным числом смысловых граней и потому "не закрыт" для новый интерпретации, преобразования, достраивания (при инвариантности художественной логики самого орнамента).
Для обозначения различных феноменов и аспектов орнаментального искусства используется ряд понятий (терминов): орнамент – декоративный узор, образуемый путем ритмического чередования геометрических (точки, линии, круги, и т.д.) и изобразительных (зооморфных, антропоморфных и пр.) элементов; орнаментальный - имеющий характер орнамента или относящийся к нему (например, орнаментальное искусство); орнаментика – совокупность элементов орнамента в том или ином промышленно-художественном изделии, произведении искусства, художественной стиле и т.д. (например, орнаментика, жилища, одежды, посуды); орнаментация – украшение орнаментом (фигурирует и как синоним орнаментики).
Из области декоративно-прикладного искусства эта терминология перешла в теорию музыки. Здесь орнаментика понимается как совокупность звуков, украшающих основной музыкальный рисунок. Орнаментика в музыке подразделяется на мелизмы и свободную орнаментику. Одной из разновидностей мелизма является, например, группетто – чередование основного (орнаментируемого) звука с 3-4 соседними: верхним и нижним вспомогательными звуками. В данном случае легко прослеживается аналогия со способом построения рукотворного орнамента. Другой пример музыкального "орнамента" - еще одна разновидность мелизма, укорененная в народной культуре и широко известная под названием "трели".
С одной стороны, выделение орнаментального искусства в самостоятельный вид прикладного отчасти условно. Орнаментация - это способ декора (украшения) изделий, архитектурных сооружений и т.д.: одежды, домашней утвари, орудий труда, боевых оружий, зданий и пр., каждое из которых создается как некоторое целое. Орнаментика придает этим вещам художественно-эстетические характеристики, которые не только несут особую смысловую нагрузку, но и становятся смыслообразующими (формообразующими) свойствами предмета в целом. Эти характеристики не просто относятся к числу прочих эстетических параметров изделия наряду или даже в связи с его функциональными и конструктивными параметрами (говоря языком технической эстетики). Они позволяет по-новому раскрыть значение и ценность всего состава функций и свойств предмета, который приобретает новое качество.
Орнаментация способствует его превращению из утилитарной, многократно тиражируемой в нуждах повседневной практики вещи, в уникальное творение, произведение. В нем народный мастер-художник - прежде всего при помощи орнамента - воплощает значимые для данной общности людей (профессиональной, конфессиональной, этнической и др.) грани конкретно-исторического Образа Мира. Благодаря этому предмет перестает существовать лишь как фрагмент быта, теперь уже символически (идеально – в смысле Э.В.Ильенкова) представляя в себе широкий круг явлений Бытия. Земное "вздымается" к горнему, а горнее нисходит к земному, и в этом "встречном движении" возникает художественная реальность (М.Хайдеггер). Орнаментация бытовой вещи – своего рода "сакрализация профанного", ее преобразование в инструмент постижения и порождения человеком более высоких и глубоких жизненных смыслов, чем те, которые приоткрывает ему повседневность. Очевидно, что подобные трансформации отражали существенные исторические метаморфозы в образе жизни общества, менталитете и ментальности людей.
С другой стороны (и это вытекает из сказанного выше), известная "автономизация" орнаментального искусства представляется правомерной. Оно не только опирается на специфические художественные традиции и каноны, обладает арсеналом собственных выразительных средств и т.п., но и выходит за пределы сугубо декоративно-прикладных ремесел в более широкие эстетические и иные культурные пространства. По-видимому, допустимо говорить даже о существовании особой орнаментальной "культуры" по аналогии с танцевальной, вокальной или изустно-повествовательной "культурой".
Первоначально орнамент выступал инструментом культовых действ, традиционных ритуалов. Орнаментация магических предметов собственно и "наделяла" их магической силой, способствующей "высвобождению" некоторых резервных возможностей человека, которые в повседневной утилитарной практике сами по себе не проявлялись. Гипотетическое объяснение "силы магии" орнамента может состоять в следующем. Древнейшие наскальные орнаменты – сакрализированные изображения, по сути, заключали в себе схему (а схема это - акцентуация ритма, лежащего в основе любого орнамента и передаваемого через него), план будущих действий - например, в ходе предстоящей охоты. Но сама эта схема рождалась в рамках ритуала, магической репетиции, того, что будет делаться, которая, в свою очередь, воспроизводила опыт прежних успехов и достижений. Этот опыт передавался не в виде "алгоритмов", образцов действия, а виде эмоционально насыщенной драматизации успешной охоты. Благодаря этому связующая – смыслообразующая - нить столь значимых жизненных событий непроизвольно запоминалась, фиксировалась в коллективном и индивидуальном сознании (прежде чем она "завязывалась" в "узелок на память" - запечатлевалась в каком-либо "культурном орудии" произвольного запоминания). Однако эта фиксация на первых порах имела форму не рационального представления, а эмоционально-смысловой установки на ритм тех действий, совершение которых с той или иной степенью вероятности способно привести к успеху и в реальности приводило к нему. Наличие подобной, позитивной и конструктивной, установки повышало эту степень, что и вселяло веру в "силу магии". Отсюда же, видимо, – и архаическая традиция ритмического сопровождения, создаваемого ударными музыкальными инструментами, не только ритуалов (бубен шамана и т.д.), но и повседневных работ, требующих кооперации действий. Продолжением этой традиции, возможно, является сложившаяся уже в Новое время практика использования в целях организации деятельности музыкальных маршей.
Тем самым происходило отчленение ориентировочно-смысловой основы утилитарного действия от самого этого действия, с чем Д.Б.Эльконин (1978, 1989) связывал историческое происхождение искусства и игры. В.Т.Кудрявцев (1999) оценивает это как ключевую веху, эпохальное событие в истории человеческого духа. Наскальный орнамент, орнамент, нанесенный на магический предмет, является продуктом такого отчленения, выступая как материализованный в изображении ритмический рисунок, смысловой эскиз предстоящего действия.
О "языке" орнамента можно говорить не только в переносном, но и прямом смысле. Есть основания полгать, что орнаментальная культура развивалась в тесной связи с письменной и шире рече-языковой, в целом коммуникативной культурой человечества. С одной стороны, исторической предтечей орнамента могло служить "предписьмо" - пиктограмма (которая также отражала смысловую линию развития событий), "свернутая" и утратившая в нем свой непосредственно чувственный изобразительный ряд (в отличие от пиктограммы орнамент представляет собой сплав чувственного и "сверхчувственного"). С другой стороны, орнаментальные элементы проступают в таких видах письма, как иероглифы и вязь. Не случайно, что их возникновение совпало с расцветом орнаментальной культуры на Востоке. Здесь мы сталкиваемся не только с совпадениями по форме. Содержательная общность орнамента и письменной речи была обусловлена его исходной направленностью на обеспечение планирующей функции сознания, ориентации сознательного действия на сферу возможного будущего, которые являются предпосылками воображения. Однако подлинным источником развития творческого воображения орнаментальное искусство стало благодаря своей включенности в культово-мистические (магические) и религиозные практики. Следует отметить, что не только сами магические ритуалы, но и религиозные обряды, соответствующая атрибутика и т.д. во многом организованы по "логике орнамента". Таковы, к примеру, буддистские мантры, христианские молитвы, акустические и семантические характеристики которых тщательным образом согласованы на основе ритмического принципа. Благодаря этому орнаментальная культура органично вплеталась в пространство магических и религиозных практик, где орнамент приобретал сакральную функцию носителя образа мироздания. Очевидно, что этот эстетический образ постоянно обогащался опытом повседневной хозяйственно-трудовой деятельности и в полном отрыве от нее мог бы возникнуть и развиваться. (Оппозиционные гипотезы о культовом и трудовом происхождении искусства в целом не противоречат, а дополняют друг друга.) Тем не менее именно магические и религиозные практики укоренили в орнаменте совокупный мировоззренческий смысл, связующий воедино картину действительности. Ее формообразующим звеном выступает не стихия, а активное, творящее, разумное, антропоморфное (пусть и не человеческое) начало. Этот смысл неявно подводит к пониманию истинного предназначения человека, как ни парадоксально, ценой мистификации этого предназначения. Он не может быть непосредственно передан через технику изготовления орнамента. Он может быть лишь заново построен в плане воображения.
"Язык орнамента" - язык воображения, которое нацелено на поиск более высокого смысла, нежели обыденный, на превращение этого смысла в общезначимый и его передачу другим. Поэтому произведения орнаментального искусства, процесс орнаментального творчества становится поводом для живого общения людей, принадлежащих к разным социальным группам и, что для нас особо важно, к разным возрастным категориям. Это и наблюдается в традиционных культурах, где изготовление орнаментов протекает в форме разновозрастного общения взрослых и детей - содержательного, конструктивного и равноправного.
Все это необходимо учитывать и там, где мы обращаемся к орнаментике в педагогических целях.(...)
(...)Cобственно образовательные эффекты включения орнаментики в процесс работы с детьми обусловлены не только особенностями используемых программ и технологий ее развертывания. Они исторически "заданы" в тех этноспецифических моделях миродействия, мировосприятия, мироотношения, которые составляют самобытное целое - интегральный "национальный образ мира" (Г.Д.Гачев, 1995). Эстетик и психолог Р.Арнхейм (1974. С. 38) писал: "Каждый орнамент должен иметь содержание... Орнамент предназначен для визуальной интерпретации характера данного объекта, ситуации, события. Он создает настроение, помогает определить категорию и смысл инструмента, мебели, комнаты, человека, обряда. Если орнамент является частью предметного мира, в котором мы живем, то произведения искусства - это образ мира".
Поэтому использование возможностей орнаментики в процессе эстетического воспитания ребенка не является не узко-методической задачей. Оно требует широкого философского, историко-культурологического и психолого-педагогического взгляда на проблему.
Из этого мы исходили, приступая к анализу особенностей приобщения детей к обско-угорскому декоративно-прикладному искусству.