Духовно – нравственная культура - как основа православного мировосприятия современного общества
Человек перестает быть человеком,
если нравственные ценности уходят из его жизни.
Человеческое общество перестает быть человеческим,
если нравственное начало уходит из жизни этого общества.
Общество становится волчьей стаей, а человек — зверем.
И если мы не хотим стать животными,
то должны раз и навсегда осознать и принять
приоритет нравственной составляющей нашего бытия.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Одним из важнейших критериев духовного и нравственного роста нашего общества, является внутренняя культура каждого человека. И эта культура как индикатор, определяет позицию нашего общества и показывает его состояние. Я долго думал, какую актуальную грань затронуть в определении духовно-нравственных основ, и остановился на внутренней культуре человека. Человека – венца творения Божия.
Не секрет, что Российское общество сегодня переживает духовный и нравственный кризис. Духовность и нравственность – основная тема и идея, и эти тезисы будут достаточно часто звучать в контексте представленного мною доклада.
Та модель поведения нашего общества, которой мы пользуемся в повседневной нашей жизни, сегодня сформирована именно внутренней культурой каждого человека.
Культура, какова бы она не была, напрямую связана с той средой обитания, в которой человек находится. Или с той системой образования, которая влияет на формирование внутренней культуры каждого человека, и культуры социума в целом.
Как то в одном из интервью, архимандрит Тихон Шевкунов, теперь уже Епископ Тихон Шевкунов сказал: «Нельзя культуру рассматривать отдельно от образования и воспитания. Это тоже на слуху и на виду. Мы видим, насколько упала сегодня обычная бытовая культура»
Воспитание нравственности должно стать столь же важной задачей, как передача знаний, говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако в наше время мы наблюдаем, что образование, склонны трактовать неоправданно узко, исключая из него воспитательный момент. Думаю по этой причине многие родители испытывают тревогу, отправляя в школы своих детей. С другой стороны, ухудшение психологической атмосферы в учебных заведениях, где дети зачастую приобщаются к сквернословию и курению, а подростки «знакомятся» с алкоголем и наркотиками, в конечном счете, влияет и на само качество образовательного процесса.
Церковь в сегодняшнее время, максимально заинтересована в воспитании и формировании культуры человеческого бытия, особенно обращая внимание на образовательные процессы молодого поколения.
Сегодня много внимания уделяется образовательным программам и курсам, в которых Русская Православная Церковь является не просто куратором, а моделирующим институтом системы духовных ценностей.
Межчеловеческие личностные отношения возникают еще в детстве. Урок зла, выученный в нежном возрасте, открывает ворота во зло, а урок добра обучает добру и в ответ открывает добро.
Образование само по себе не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Сегодня, человек лишен духовно-нравственных основ (честности, доброты, искренности, милосердия). Уже по той причине, что никто (за исключением, может быть, родителей) его в них не воспитывал. Это я к тому, что основу духовных ценностей, которая, к слову сказать, заключена в Евангельских истинах должна формировать система воспитания, система образования.
В Нагорной проповеди Господь дает заповедь, замечательную по краткости и ясности, которая охватывает всю гамму человеческих чувств и нравственные основы бытия: «Во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).[1]
Ключевые слова и инструменты духовно-нравственного воспитания нашего общества, действительно заключены в словах свящ. Писания Ветхого и Нового заветов.
Правило «не делай другим того, чего не желаешь себе», в истории религии повторялось и раньше, его знает Конфуций, знает Будда, это правило знали все философы до Христа, ничего тут нового нет, это естественная вещь. Суть и величие христианской нравственности, а в том, что она дает соответствующий ключ, в котором эта нравственность порождает истинную духовность. Нет этого ключа – что такая нравственность порождает? Безумство, гордость, и в итоге губительность, приводящая к разрушению мировосприятия человека.
Много важных духовных факторов можно было бы затронуть, которые формируют внутреннего человека. Так, например, внутреннюю культуру, воспитывает внутренний голос который мы привычно называем совесть. "Совесть, – пишет архимандрит Платон (Игумнов), – является естественным духовным даром человеческой тварной природы. Она выступает, как врожденная способность видеть, оценивать и переживать события личной жизни в свете нравственных понятий и норм. Совесть – это выражение всего нравственно-психологического функционирования личности, а не какая-то изолированная ее способность".[2]
Вот из многих на первый взгляд, одинаково звучащих тезисов, с глубоким и обобщающим названием Духовность и нравственность, выводится целая грань. Грань, основой которой является культура основанная на заповеди любви, дружелюбности и сопереживании к ближнему. И эта внутренняя культура каждого индивидуального человека, отображает культуру всего социума. Духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении. Одухотворенное общество-это основа целостности , объединяющая в себе разные культуры и этносы.
«…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров»,- Альберт Лиханов. [3]
Подводя итог всему вышесказанному, хочу акцентировать внимание на воспитательный процесс, в котором и я сам сейчас нахожусь, воспитывая сына- маленького лицеиста
Находясь в стенах школы, приводя свое чадо на уроки, меня часто посещает мысль о том, что в тот период, пока наши дети постигают общепринятые естественные науки, в них закладывается фундаментное становление и отношение к жизни. Но чтобы закладка эта произошла успешно, нужно показать на собственном примере что-то, что вызовет у нашего поколения желание подражать. Собственный пример – это, действительно, самый главный воспитательный инструмент родителей. Что толку призывать детей к участию в каких-то добрых делах, если у нас самих нет ни времени, ни желания что-то оторвать от себя, чем-то поделиться, в чем-то поучаствовать.
Многодетный священник протоиерей Александр Ильяшенко,на вопрос о воспитании будущего поколения, как-то сказал: «Чтобы воспитать ребенка добрым, надо, во-первых, быть самим добрым и воспитывать его собственным примером. Надо обязательно воспитывать детей в вере, с Богом все возможно. В ребенке надо воспитывать самостоятельность. Детей нужно приучать к труду. И, кроме этого, им надо дать хорошее образование. Если ребенок будет работящий, образованный, состоявшийся, то ему легко будет быть добрым».
И в завершении привожу слова сказанные прот. Сергием Булгаковым, как призыв, как пожелание и как благословение: «Пусть же загорится скорее этот пламень религиозного вдохновения, который озарит собой мир и культуру, и тогда поднимется человечество на высшую, последнюю ступень всемирноисторического и религиозного сознания. Ей, гряди. Господи Иисусе!»
Список литературы:
1.Синенко В.Я. Духовно-нравственное становление растущей личности в системе взаимодействия семьи и школы //Семья,школа,церковь:
2.Платон (Игумнов) // О вере и нрав., с. 329.
3. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России». М.: Просвещение, 2011.
4.Альберт Лиханов // Имилость к падшим http://nash-sovremennik.ru
5. C.Н.Булгаков Два града./Издательство РХГИ. Санкт-Петербург. 1997