Глава 5. движущие силы психического развития человека
Человек, развиваясь на каждом этапе, приобретает новое содержание и новые проявления. Развитие - как самодвижение.
Развитие человека- это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связан с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.
Причина первых кризисов — назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.
Переходу к следующему возрастному периоду предшествуют появление неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремится это место изменить.
После кризиса 1 года могут быть кризисы в 3, 7, 13, 17 лет (схема 18).
Схема 18
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ /ПО Л. С. ВЫГОТСКОМУ/ | ||
Возраст | Стабильный характер развития | Критический характер возраста |
0-2 мес. | Кризис новорожденного | |
2 мес.-1 г. | Младенческий возраст | Кризис 1 года |
1-3 г. | Раннее детство | Кризис 3-х-летия |
3-7 л. | Дошкольное детство | Кризис 7-летия |
8-13 л. | Школьный возраст | Кризис 13-летия |
14-17 л. | Пубертатный возраст | Кризис 17-летия |
Движущими силами психического развития человека являются и противоречия между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, что приводит к возникновению новых потребностей.
Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций.
Развитие человека протекает и литически (спокойно) и критически (с кризисами).
Обычно наступает момент, когда развитие, происходящее внутри данного этапа, приводит к тому, что возросшие возможности ребенка (его знания, умения, психические качества) вступают в противоречия со старым образом жизни, старыми видами деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми.
Ребенок чувствует свои новые возможности, например, застегнуть пуговичку и заявляет: «Я САМ!». Он стремится к новым взаимоотношениям со взрослыми.
Если на просьбу ребенка: «Я САМ!» взрослый отвечает: «НЕЛЬЗЯ!», не разрешает проявление самостоятельности, то возникают негативные проявления (упрямство, негативизм) и ребенок вырастает безвольным, малоинициативным, либо упрямым и жестоким (Схемы 19, 20).
Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:
1)признать его возросшие возможности;
2)изменить свое отношение к ребенку;
3)дать образцы нового вида деятельности, в котором потребности ребенка могут быть удовлетворены;
4)предоставить разумную самостоятельность (в пределах зоны ближайшего развития);
5)предоставить возможность самостоятельного выбора;
6)подход к ребенку должен включать в себя: принятие, понимание и соответствующую помощь.
Педагог должен уметь руководить самодвижением ребенка на основе знания общих законов развития и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Схема 19
В одних случаях: учитывать характер противоречий, складывающихся в ходе развития ребенка и оказывая помощь в их разрешении.
В других случаях создавать условия для возникновения соответствующих противоречий:
- — ставя перед ребенком новые цели и задачи;
- — побуждая ребенка принять эти цели, переводя их в цель собственных действий;
C. — помогая нахождению средств достижения целей.
Схема 20
В результате мы можем говорить, например, о конкретном «Дошкольнике» (мальчике или девочке) с неповторимым сочетанием физических и психических особенностей.
***
Учет рассмотренных закономерностей психического развития человека необходим для целенаправленного формирования личности.