Глава 5. движущие силы психического развития человека

Человек, развиваясь на каждом этапе, приобретает новое содержание и новые проявления. Развитие - как самодвижение.

Развитие человека- это постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связан с изменением и построением личности ребенка. При этом переход от одной возрастной ступени к другой совершается через кризисные периоды.

Причина первых кризисов — назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые его уже не устраивают.

Переходу к следующему возрастному периоду предшествуют появление неудовлетворенности ребенка тем местом, которое он занимает среди людей, и стремится это место изменить.

После кризиса 1 года могут быть кризисы в 3, 7, 13, 17 лет (схема 18).

Схема 18

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ /ПО Л. С. ВЫГОТСКОМУ/
Возраст Стабильный характер развития Критический характер возраста
0-2 мес.   Кризис новорожденного
2 мес.-1 г. Младенческий возраст Кризис 1 года
1-3 г. Раннее детство Кризис 3-х-летия
3-7 л. Дошкольное детство Кризис 7-летия
8-13 л. Школьный возраст Кризис 13-летия
14-17 л. Пубертатный возраст Кризис 17-летия

Движущими силами психического развития человека являются и противоречия между образом жизни ребенка и его возможностями, уже опередившими этот образ жизни, что приводит к возникновению новых потребностей.

Общее движение развития определяет соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций.

Развитие человека протекает и литически (спокойно) и критически (с кризисами).

Обычно наступает момент, когда развитие, происходящее внутри данного этапа, приводит к тому, что возросшие возможности ребенка (его знания, умения, психические качества) вступают в противоречия со старым образом жизни, старыми видами деятельности и взаимоотношений с окружающими людьми.

Ребенок чувствует свои новые возможности, например, застегнуть пуговичку и заявляет: «Я САМ!». Он стремится к новым взаимоотношениям со взрослыми.

Если на просьбу ребенка: «Я САМ!» взрослый отвечает: «НЕЛЬЗЯ!», не разрешает проявление самостоятельности, то возникают негативные проявления (упрямство, негативизм) и ребенок вырастает безвольным, малоинициативным, либо упрямым и жестоким (Схемы 19, 20).

Взрослый должен уметь руководить активностью ребенка:

1)признать его возросшие возможности;

2)изменить свое отношение к ребенку;

3)дать образцы нового вида деятельности, в котором потребности ребенка могут быть удовлетворены;

4)предоставить разумную самостоятельность (в пределах зоны ближайшего развития);

5)предоставить возможность самостоятельного выбора;

6)подход к ребенку должен включать в себя: принятие, понимание и соответствующую помощь.

Педагог должен уметь руководить самодвижением ребенка на основе знания общих законов развития и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Схема 19

глава 5. движущие силы психического развития человека - student2.ru

В одних случаях: учитывать характер противоречий, складывающихся в ходе развития ребенка и оказывая помощь в их разрешении.

В других случаях создавать условия для возникновения соответствующих противоречий:

  1. — ставя перед ребенком новые цели и задачи;
  2. — побуждая ребенка принять эти цели, переводя их в цель собственных действий;

C. — помогая нахождению средств достижения целей.

Схема 20

глава 5. движущие силы психического развития человека - student2.ru

В результате мы можем говорить, например, о конкретном «Дошкольнике» (мальчике или девочке) с неповторимым сочетанием физических и психических особенностей.

***

Учет рассмотренных закономерностей психического развития человека необходим для целенаправленного формирования личности.


Наши рекомендации