Влияние среды на психическое развитие

Определенное влияние на психическое развитиеиндивида оказывает и среда. (Схема 10.)

Схема 10 Влияние среды на психическое развитие ребенка

  ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НАПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА  
 
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ
  Социальные   Экономические Экологические Культурные
  МАКРОСРЕДА (Изменяющаяся------------ Принцип историзма)  

Влияние среды на психическое развитие - student2.ru

МИКРОСРЕДА (Изменяющаяся------------ Полигрупповая)  
Отношение к ребенку взрослых, сверстников ЗНАЧИМОСТЬ социального окружения   Характер воспитания  

Влияние среды на психическое развитие - student2.ru

РЕБЕНОК его активная деятельность
 

Та общая ситуация (МАКРОСРЕДА), в которой развивается индивид, оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Это условия жизни: СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРНЫЕ и др.

Придавая важную роль в развитии ребенка внешним воздействиям, необходимо иметь в виду изменчивость этой окружающей среды, исходя из принципа историзма психического развития жизни человека.

Ребенок с макросредой связан через микросреду. выбор ближайшей микросреды определяется: возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, отношением к ребенку взрослых, отношением к ребенку товарищей, особенно значимых для него, характером воспитания.

Социальная ситуация развитияребенка, подростка, взрослого показана на схеме 11.

Оказывают влияние на процесс развития ребенка те элементы окружающей среды, с которыми он активно взаимодействует. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать.

Влияние микросредывступает в силу с первых дней появления ребенка на свет. Характер заботы взрослых, их взаимоотношения между собой, единство взглядов, характер эмоциональных реакций и др. (см. схему 11) — все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его психическое развитие.

Схема 11

Влияние среды на психическое развитие - student2.ru

В разных семьях разные условия воспитания — и вырастают разные дети. При всем разнообразии воспитания должна быть высокая степень ответственности родителей за физическое и психическое здоровье ребенка, его воспитание.

Потребность общения с людьми побуждает ребенка искать контакты с ними и перестраивать свое поведение в том направлении, которое они подсказывают, организуя его деятельность. Но потребность в общении может задержаться, даже не возникнуть при «госпитализме». Лишенные возможности общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, оставаясь пассивными.

Исследования М.И. Лисиной и ее сотрудников доказали, что дети, имеющие опыт тесного общения со взрослыми, превосходят сверстников в психическом развитии. Доказали и возможность ликвидации отставания в развитии младенца, если он ранее имел дефицит общения.

В разные периоды жизни ребенок включается в разные микрогруппы, которые имеют разное для него значение: семья, детский сад, школа, ПТУ, техникум, ВУЗ, производство.

В психологическом климате доброжелательности и поддержки, в демократической атмосфере, дети приобретают немало преимуществ в своем психическом развитии.

Уровень развития умственных способностей ребенка зависит преимущественно от внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя культурная среда, включающая и школьное обучение, выступает как общий фон, на котором протекает интеллектуальное развитие. Именно родители в основном ответственны за психическое развитие ребенка.

* * *

Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития ребенка, по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.

В каждой контактной группе для индивида складывается определенная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия. В процессе взросления ребенок вступает в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования личности.

А.С. Макаренко уделял большое внимание воспитательному влиянию социальной среды, соответствующим образом ее организуя (режим, порядок, традиции, ритуалы и др.).

Те или иные качества личности формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, при активной деятельности в ней.

Д.И. Фельдштейн пишет, что присвоение ребенком социальных норм, принципов жизнедеятельности происходит в противоречивом процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, как постоянном открытии и формировании себя как субъекта с его творческим потенциалом. Разным возрастным этапам свойственны различия в уровне и степени развития самопознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации.

Чем больше развито самосознание и самоопределение индивида, тем более он индивидуален и одновременно социально самоопределен.

Наши рекомендации