Глава 1. проблемы психологии развития в отечественной науке

Развитие отечественной возрастной психологии связывают с исследованиями И. А. Сикорского об умственном утомлении учащихся. Это первое экспериментальное исследование в возрастной психологии.

В начале XX века научные разработки возрастной психологии осуществлялись:

  1. П. П. Блонским, Е. Аркиным и др. с позиции биогенетического подхода.
  2. А. Залкиндом, А. Залужным и др. с позиции социогенетического подхода.
  3. М. Басовым и др. с позиции теории двух факторов (наследственности и среды).
  4. Н. Н. Корнилов и П. П. Блонский выдвинули задачи поиска новых подходов в разработке психологии развития.

Большой научный вклад внесли многие выдающиеся ученые:

Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) Заложил фундамент к изучению психики детей. Доказал рефлекторную природу психического. Основываясь на генетическом подходе изучения психики ребенка, разработал вопрос о развитии самосознания ребенка. Показал особенности развития чувствительности и движений детей. Основные публикации «Рефлексы головного мозга».  
Выготский Лев Семенович (1896-1934) Разработал вопросы: 1.Периодизации и динамики развития психики ребенка. 2.Соотношение обучения и развития. З.Развитие житейских и научных понятий. 4.Развитие речи и мышления и др. Основа взглядов: «Концепция культурно-исторического развития». «Особенностью развития психи- ки является создание особых средств — знаков». Такими знаками, как своеобразным психическим орудием является язык. «Проблемы психического развития ребенка». «История развития ВПФ»,«Мышление и речь», «Этюды по истории поведения»,«Собр. соч.:В 6 т.».
Блонский Павел Петрович (1884-1941)
 
  глава 1. проблемы психологии развития в отечественной науке - student2.ru


Рассматривал психологию как науку о поведении живых существ. Выступал за комплексный подход к изучению ребенка. Придавал важное значение умственной активности и творческим силам детей. Он анализировал познавательные и волевые процессы в их связи с конкретной деятельностью ребенка в условиях обучения. «Педология», «Очерки детской способности», «Память и мышление», «Развитие и мышление школьников».
Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) Разработал деятельностный подход в психологии и педагогике: человек и его психика формируется и проявляется изначально в практической деятельности и потому психика должна изучаться через проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.). Деятельность определяется своим объектом непрямо, а лишь опосредованно через внутренние специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.). При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (педагогические и т. д.). «Основы общей психологии», «Бытие и сознание».
Лурия Александр Романович(1902-1977) Вместе с Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым разрабатывал культурно—историческую теорию человеческой психики. Особое внимание уделял проблеме социальной обусловленности мышления. Главные теоретические и экспериментальные исследования А. Р. Лурия посвящены проблемам мозговой локализации высших психических функций «Этюды по истории поведения», «Об историческом развитии познавательных процессов»,«Основы нейропсихологии»
Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979)   Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и разработал общепсихологическую теорию деятельности. Провел анализ развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающие механизм происхождения сознания и его роль в регуляции деятельности человека. Структуру деятельности (деятельность-действие-психофизиологическая функция) соотнес со структурой мотивационной сферы (мотив-цель-условие), изучал широкий круг психических явлений. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева стимулировала рост исследований в различных отраслях общей психологии, в том числе и возрастной. Проблемы развития психики», «Деятельность. Сознание. Личность».
Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) Разработал концепцию поэтапного формирования умственных действий. Рассматривал психические процессы как особый вид ориентировочной деятельности. В связи с этим выявил особенности освоения ребенком общественного опыта. Изучал проблемы соотношения обучения и умственного развития и формирование творческого мышления. Разрабатывал принципы дифференциальной диагностики интеллектуального развития ребенка. «Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий», «Введение в психологию».
Запорожец Александр Владимирович (1905-1981) Разрабатывал общепсихологическую теорию деятельности в онтогенетическом аспекте. Раскрыл роль практических действий в генезисе познавательных процессов. Выдвинул теорию перцептивных действий, на основе которой была разработана система сенсорного воспитания. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, он выявил значение ориентировочной деятельности в регулировании поведения. В последние годы разрабатывал теорию эмоций, как особого звена смысловой регуляции деятельности. «Развитие произвольных движений».
Щелованов Николай Матвеевич (1892-1964) Изучал основные проблемы: 1.Первенство развития слуха и зрения ребенка. 2. Развитие ребенка до 3-х лет. 3. Возникновение госпитализма в результате дефицита общения ребенка со взрослыми   Воспитание ребенка раннего возраста», «Физиология высшей нервной деятельности».  
Боржович Лидия Ильинична (1908-1981) Изучала познавательные интересы школьников, осуществляла дифференцированный подход к выявлению мотивов учебной деятельности и их связи со сферой социальных мотивов. Изучала аффекты неадекватности, анализируя конфликты детей. Исследовала функции самооценки, уровня притязаний и идеалов в мотивационно-потребностной сфере ребенка, а также пути формирования устойчивости личности. Л. И. Божович, вслед за Л. С. Выготским выстраивала линию возрастного развития кризисов: новорожденности, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. «Личность и ее формирование в детском возрасте».
Менчинская Нина Александровна (1905-1984) Изучала закономерности усвоения знаний учащимися. Обосновала эффективные приемы работы над учебным материалом. Разрабатывала проблемы предупреждения и преодоления неуспеваемости в школе. «Очерки психологии обучения арифметике».
Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) Выдвинул концепцию периодизации психического развития детей, основанную на понятии «Ведущей деятельности». Предложил эффективный метод обучения ребенка чтению путем звукового анализа слов. С позиций культурно-исторической теории провел психологический анализ игры, выявил ее роль в процессе развития ребенка. Разрабатывал теорию развивающего обучения учащихся начальной школы. «Детская психология», «Психология игры», «Психология обучения младшего школьника».
Давыдов Василий Василъевич (1904-1984) Изучал возрастную периодизацию. Психологию детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Соотношение обучения и развития. Исследовал развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение им учебной деятельности. Совместно с Д. Б. Элькониным разрабатывал теорию обучения на основе общепсихологической теории деятельности. «Детская психология», «Виды обобщений в обучении», «Теория развивающего обучения», «Психическое развитие в детских возрастах».
Петровский Артур Владимирович Личность рассматривает через группу, через социум. Потребности в персонификации являются отправным пунктом анализа развития. Он выделяет 3 основных процесса, определяющие ход развития: 1 . адаптацию, 2. индивидуализацию, 3. интеграцию. В периодизации возрастного развития выделяет эпохи детства, отрочества июности. «Психология развивающейся личности», «Личность. Деятельность. Коллектив. Психологическая теория коллектива».
Фельдштейн Давид Иосифович (р. 1929 г.)   Изучает проблемы онтогенеза психического и личностного развития ребенка, подростка. Предложил возрастную периодизацию психического развития. Исследует общественно полезную деятельность подростков. Закономерности личностного, профессионального самоопределения подростков и юношества. «Трудный подросток», «Проблемы возрастной и педагогической психологии», «Психология становления личности».
Лисина Майя Ивановна На основе общепсихологической теории деятельности рассматривает общение как коммуникативную деятельность. Потребность в общении считает самостоятельной и отличительной от всех других видов потребностей. В качестве мотивов деятельности общения выступает партнер по общению. В периодизации развития общения выделяет следующие формы: 1 . Ситуативно-личностное общение ребенка со взрослым (0-6 мес.). 2. Ситуативно-деловое общение (6 мес. — 1 год). 3. Внеситуативно-познавательное общение (3-5 лет). 4. Внеситуативно-личностное общение (6-7 лет).   «Проблемы онтогенеза общения».

Большой вклад в научную разработку вопросов возрастной психологии вносят такие ученые как В.С. Мухина, В.Г. Степанов, Б.Д. Эльконин, Н.С.Лейтес, В.И.Слободчиков и др.





Наши рекомендации