Глава 5. движущие силы психического развития человека.. 40
Глава 6. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 44
Теория трех ступеней детского развития. 44
Теория Зигмунда Фрейда. 45
Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона. 49
Стадии жизненного пути личности по Э. Эриксону. 49
Бихевиоризм и теории социального научения. 52
Интеллектуальное развитие ребенка по Ж. Пиаже. 53
Развитие социального интеллекта по Р. Селману. 57
Развитие морального суждения личности по Л. Колбергу. 58
Приложение. 62
Литература. 65
От авторов
Несмотря на все многообразие процессов, составляющих психическое развитие человека, ему присущи основные закономерности:
— переход от естественных, природных форм и способов поведения к более сложным, появившимся в процессе социокультурного развития психических функций;
— отношение между высшими психическими функциями реально отражает отношения между людьми. Социальные формы поведения в процессе развития становятся способами приспособления, поведения и мышления личности;
— всякая внешняя функция в процессе развития личности интериоризуется, становится внутренней (Л.С. Выготский).
По определению отечественного психолога С.Л. Рубинштейна, сущностью психического развития является развитие все новых форм активного и познавательного отражения действительности, расширяющаяся возможность познавательного и действенного проникновения в действительность, означает переход к высшей ступени развития психики.
Взаимодействие ребенка с социальной действительностью и усвоение им социального опыта являются необходимыми источниками развития личности.
Л.С. Выготский сформулировал понятие социальной ситуации развития личности — движущей силой развития личности является отношение личности и ее' социальной среды, особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, типичных для каждого возрастного этапа.
Признаком перехода с одного этапа психического развития на другой является смена ведущей деятельности.
Именно ведущая деятельность определяет специфические для каждой возрастной стадии психические новообразования — новый тип строения личности, деятельности, которые возникают на данной возрастной ступени впервые и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, весь ход развития. Центральные новообразования являются ведущими всего процесса развития на данном возрастном этапе.
Развитие психики человека можно рассматривать в двух основных аспектах: филогенеза и онтогенеза. Филогенез психики — от начального этапа появления сознания у первобытного человека до его современного уровня. Онтогенез психики — от рождения человека до его зрелости и старости.
Предметом исследования возрастной психологии является возрастная динамика, закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности человека на различных этапах его жизненного пути.
Задачей данного учебного пособия является раскрытие наиболее общих закономерностей психического развития человека. Развитие характеризуется неравномерностью формирования психических новообразований, их взаимосвязью и взаимовлияниями. Имеют место и так называемые сензитивные периоды развития психики (наиболее благоприятные для развития), которые определяются по направленности деятельности ребенка, когда особенно успешно происходит развитие определенных навыков, умений.
Дети, имеющие одинаковый календарный возраст, могут находиться на разных этапах возрастного раз-вития. От нормы могут быть отклонения, как в сторону ускорения, так и замедления.
Во многом на развитие влияют такие факторы:
— обучение и воспитание как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта, соотношение обучения и развития;
— активность самого ребенка и роль учителя в развитии познавательной, коммуникативной и моторной активности;
— роль среды, социального окружения, особенностей воспитания и самовоспитания в психическом развитии человека. Влияние обедненной и обогащенной окружающей среды;
— наследственность и прирожденные свойства организма как предпосылки психического раз-вития.
Все факторы психического развития выступают в органическом единстве, каждый из которых оказывает определенное влияние.
В рассмотрении этапов возрастного развития подчеркивается роль кризисных периодов. Развитие человека протекает и литически (спокойно) и критически (с кризисами). Управление противоречивым процессом развития воспитанника требует от взрослого знания общих законов психического развития и индивидуальных особенностей индивида.
Рассматриваемые основные закономерности психического развития конкретизируются многочисленными жизненными ситуациями с их ориентировочными решениями.
Надеемся, что вдумчивый читатель найдет в книге ответы на волнующие вопросы.