Требования к речи педагога
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его (Лапихина Е.Ю.).
С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике.
Тональность общения:
- (в узком понимании) - это его звуковая, интонационная характеристика,
- (в широком понимании) – это характеристика не только звучания, тона, мелодического рисунка речи, но и того «что говорится и как».
«Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя. От такого учителя дети обычно держатся на «расстоянии», он внушает им внутренний страх, отчуждение от него». И.Ф. Харламов. |
Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного учителем, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда учитель исправляет ошибки учеников, делает им замечания. Но, то и другое нельзя делать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.
Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои характерные особенности:
· заинтересованность в успехе учащихся, способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педагога разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения.
· доброжелательность - не просто контактность, вежливость, а отзывчивость, чуткость в тоне общения. Если педагог доброжелателен, то он найдет нужные слова и нужный тон, чтобы выразить неодобрение, сделать замечание, что-то напомнить. «Мне очень важно послушать сегодня тебя, Мария». Это реплика не только установления контакта с учеником, но и со всем классом. И также мотивировка того, почему отвечать вызывается именно Мария.
· личностное творческое начало, индивидуальная манера, речевое творчество. Например, «Мы выслушали ответ Максима. Где наш «добрый глаз?» Данная фраза - это сигнал начать отзыв об ответе соклассника с положительной оценки. Доброжелательный тон учителя, словесное личное начало позволяют привлечь внимание учащихся в целом к изучаемому материалу, а также сформировать у воспитанников уважительное отношение друг к другу.
· раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.
??? Вопросы для размышления .???
А.С. Макаренко в одном из своих выступлений как-то заметил: «Я читал в…педагогическом журнале, каким тоном надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанником ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный получится педагог, что его все возненавидят». Согласны ли Вы с мнением А.С.Макаренко? Нет ли здесь совмещения понятий «тональность общения» и «интонация»?
Интонационный стиль речи. Наряду с тональностью общения большую роль играет интонационный стиль речи педагога. Это интонационная манера говорения, сформировавшаяся под влиянием общественно - культурной среды, лингвистического окружения, природных и личностных особенностей, индивидуальных представлений о роли учителя. Интонационный стиль речи находит выражение в вариантном произнесении тех или иных интонем (интонационная единица), своеобразном сочетании определенных интонационных элементов. (Педагогическое речеведенье). Интонация не существует, как таковая «вообще ». Она всегда конкретна, присуща информационной реальности. Еще А.С. Макаренко обращал внимание на то, что в интонации голоса проявляется отношение человека к человеку (вспомните умение педагога произносить фразу «подойти ко мне» с 15-20 оттенками).
Бернард Шоу также подчеркивал, что «есть пятьдесят способов сказать слово «да» и пятьдесят способов сказать слово «нет», (попробуйте и Вы произнести ряд фраз с разной интонацией).
Если бы преподаватели следили за тем, каким тоном они разговаривают с учениками и контролировали свой тон речи, добиться уважения, добрых отношений, высокой дисциплины было бы намного легче.
2.Этикетные нормы общения. Речевой этикет.
Нормы речевого поведения в обществе соотносятся с общими социальными нормами, так же как речевая культура соотносится с культурой общества. Речевой этикет является существенной частью речевой культуры.
Речевой этикет:
ü это система национально - специфических, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности) (Педагогическое речеведенье);
ü это сумма ситуативно-тематических объединений коммуникативных единиц, функционирующих для установления, поддержания и размыкания речевого контакта с собеседником,
ü социально заданные и национально специфичные регулирующие правила речевого поведения, образующие этикетную рамку любого текста общения. (М.Р.Григорьева)
Этикет предписывает как вербальное, так и невербальное поведение в стандартных типовых ситуациях общения. При этом основное внимание уделяется началу и концу общения, а также типовым этикетным жанрам – просьбы, отказа или согласия в ответ на просьбу, извинения, соболезнования и др. Речевой этикет предполагает в первую очередь внешнее, поведенческое соблюдение этических норм, в отличие от этики, в которой воплощаются нравственные нормы.
Основные функции речевого этикета:
· коммуникативная,
· контактоустанавливающая,
· призыва,
· привлечения внимания,
· функция вежливости и т.д.
Речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие. Сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.
Речевая этика– это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях (Культура рус. речи,)
В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Они затрагивают многие моменты общения. Этические нормы (или речевой этикет), касаются, в первую очередь, обращения на «ты» и «вы», выбора полного или сокращенного имени (Коля, Николай, Николай Петрович), выбора обращений типа: гражданин, господин; выбора способов приветствия и прощания (здравствуйте, привет, салют, до свидания, всего доброго и т.п.).
Этические нормы во многих случаях имеют свою национальную специфику. Иностранец, попадая в нашу страну, часто, не желая того, может выглядеть бестактно, если привносит в нашу языковую среду элементы речевого этикета своей страны.
Существуют общие правила речевого общения (вот некоторые из них):
· соблюдение условий успешного речевого общения: доброжелательное отношение к адресату, демонстрация заинтересованности в разговоре, искреннее выражение своего мнения, сочувственное внимание и др.,
· соблюдение специальных этикетных речевых формул:
- приветствие, обращение. Они задают тон всему общению и выполняют контактоустанавливающую функцию (здравствуйте; доброе утро, Софья Петровна). Данная речевая формула свидетельствует о проявлении добрых чувств к собеседнику, о внимании к нему,
-этикетные формулы, фразы к «случаю»: выражение просьбы в прощении, этикетные формулы поздравлений, приглашений и т.д.
При выражении просьбы принято представлять свои «интересы» в непрямом высказывании, а как бы смягчая выражение своей заинтересованности и оставляя за партнером право выбора поступка. Уместны фразы типа: Не мог бы ты сейчас помочь Наташе навести порядок в классе? Вы не могли бы подсказать мне, чем увлекается Ваш ребенок? Извините, у меня сейчас урок, не могли бы Вы подождать его окончания, тогда я смогу больше уделить внимания нашему разговору?
-эвфемизация речи - поддержание культурной атмосферы общения: желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно. Эвфемистические номинации смягчают способ выражения сказанного. Все что оскорбляет вкус и нарушает культурные стереотипы общения, подвергается перифрастической номинации. Это перифразы относительно ухода из жизни, половых отношений, физиологических отправлений и др. Например, «он покинул нас, «скончался»; «1001 вопрос про это»- об интимных отношениях.
Нарушения этики ведения диалога с учащимися.Умение этически грамотно организовывать диалог на уроке – это одно из профессиональных умений педагога. Однако часто в практике работы с учащимися в аудитории педагог делает различные замечания школьникам, не задумываясь о дальнейшей реакции ребенка на сказанное учителем.
Показателями низкой культуры диалога с обучаемыми можно считать следующие:
1. Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения преподавателя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»).
2. Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать!», «Не отвлекай нас, Семенова, своими заумными вопросами!»).
3. Акцентирование того, что разъединяет с обучаемыми («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»).
4. Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на стол», «Как можно не знать таких простых вещей?»).
5. Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной неудовлетворительной оценке!»).
6. Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание!»).
7. Упреки («Сколько раз напоминала, а ты...», «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать...!»).
8. Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было!», «Ну посмотрите на этого „профессора“! Лучше бы постригся»).
9. Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»).
10. Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что, в голове – две извилины?»), смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно!»).
11. Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях?»).
12. Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно не знать элементарных вещей»).
13. Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выгоды, достижения эгоистических целей.
14. Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»).
Как видим, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры – лингвистической, нравственной, психологической, педагогической (Кузнецов И.Н.).
К нарушениям этических норм ведения педагогического диалога относятся также нарушения, связанные с проявлением неуважения к ученику и наоборот: Вон из класса ! – Что я вам сделал? – Сейчас покажу, что!, Не ори, заткнись! – Хочу и ору!, Где дневник? – Дома забыл – А голову ты дома не забыл?, Илья, ты помнишь, какие треугольники называются подобными? – Честно? – Честно – Не помню – Напрашиваешься на неприятности…, Он отдал золотую монету бедной девочке (цитата из литературного произведения) – А я бы себе оставил – Кутузов, я не сомневаюсь, что ты бы оставил ее себе!, Хахалев, тебе когда-нибудь бывает стыдно? – Практически никогда –Ты сидишь на второй парте, разговариваешь и совсем меня не слушаешь, а также сбиваешь меня! – А что я такого сказал? –Ты меня сбиваешь!, Я не слишком громко говорю? – Просто кричите!, За что извиняться? – Я тебе в бабки гожусь, а ты мне – зануда! – Я зануда не говорил - Весь класс слышал! – Он не говорил (реплика из класса)..А если бы сказал, то не соврал бы и т.п.
Рассмотрим некоторые варианты типичных замечаний в адрес ученика:
1. Предписывающие замечания.
2. Подавляющие замечания
3. Косвенные замечания.
Предписывающие замечания точно сообщают ученику об изменениях в его поведении, желанных для учителя — что следует сделать, как должно делать, как было бы лучше сделать. Преподаватель сам принимает решение и ждет, что школьник его реализует. Предписывающие замечания делятся на пять видов:
1. Приказы. Команды. Указания.
— Выплюнь сейчас же резинку!
— Немедленно сядь!
2.Предостережения. Угрозы.
— Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после уроков!
— Если ты будешь продолжать так вести себя, то скорее вылетишь из школы!
3.Нотации. Проповеди.
— Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!
— В твоем возрасте уже следует знать, как себя вести!
4.Поучения.
— Ты никогда не сможешь дочитать параграф, если будешь лезть к Саше!
— Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!
1. Советы. Предписания.
— Я бы на твоем месте никогда себя так не повела!
— Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!
Согласитесь, все эти замечания нам очень знакомы и часто звучат в классе. Вам непрерывно приходится «руководить» поведением детей — встань, сядь, иди, стой, говори, молчи и т.д.. Вы превратились в «командную» машину, а школьники — в «исполнительную» машину (хотя и несколько испорченную). Вы не кажетесь себе роботом? Почему вы должны непрерывно ими командовать? Где же «нормальные» дети, которые «хорошо» себя ведут и хотят учиться?
Большинству учителей кажется, что предписывающие замечания — самый простой и действенный способ управления классом. Если вам кто-то мешает, что плохого в том, чтобы остановить его и, если требуется, надавить, пригрозить? «Плохого» то, что слишком часто не срабатывает, и, самое главное, внутри каждого такого замечания спрятано сообщение «Ты - плохой»: ты ничего не можешь самостоятельно, ты ни на что не способен. Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние, сиюминутные изменения в поведении ученика — он выплюнет резинку, перестанет щипать соседа. Но это вовсе не означает, что не станет опять «делать, то же, самое», стоит вам отвернуться. Еще одна причина неэффективности предписывающих замечаний — они несут информацию только об ученике, но никогда об учителе. У школьника совершенно нет возможности узнать о том, как именно его поведение повлияло на преподавателя. Он уверен только, что педагог решил определенным образом изменить его поведение. В этом случае чаще всего ребенок делает несправедливые умозаключения о преподавателе — он придирчив, несправедлив, невнимателен, неумен, бесчувственен, груб и т.п. Придя к такому заключению, школьник вряд ли будет уделять много внимания заботе об учителе, о том, чтобы не мешать ему, о том, чтобы урок проходил в лучшей обстановке. Как раз напротив, он предрасположен бороться, восставать, проказничать, не слушаться — выдумывать любые способы, только бы не выполнить предписания педагога.
Подавляющие замечания еще «хуже», нежели предписывающие. Они смешивают ребенка «с грязью», снижают его самооценку, унижают его. Подавляющие замечания содержат оценку, осуждение, критику, насмешку. Они делятся на шесть категорий:
1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.
— Как только в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!
— Ну, ты мне и надоел!
— Нет, тебе выйти — нельзя!
2.Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.
— Вы скачите, как стадо диких тараканов!
— Вы просто подонки общества!
— Надо же, как ты разошелся! Давно двоек не получал!?
3.Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.
— У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной?
— Я понимаю, Шакунова, ты написала это, чтобы показать свои недюжинные способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.
4.Поощрение. Положительное оценивание.
— Иванов, у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником!
5.Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление.
— Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли?
— Я, конечно, понимаю, что скоро ваш любимый мультсериал, но занятия в школе заканчиваются в пять часов, не забывайте этого!
6.Допрашивание. Выспрашивание. Расследование.
— Почему это вы сидите не на своих местах?
— Как ты можешь надеяться сдать экзамены, когда ты пропустил столько занятий?
— Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте!?
К сожалению, и эти замечания выглядят достаточно знакомыми, не так ли? А ведь они переполнены негативными оценками. Тысячи подавляющих замечаний слышит школьник изо дня в день. Ученик приучается к тому, что он — причина всех бед учителя. И как предписывающие замечания, подавляющие не содержат никакой информации об учителе. Поэтому школьнику также трудно поверить, что в педагоге есть что-то человеческое, что он может что-то чувствовать и у него есть какие-то потребности. Выдержать подавляющие замечания без ущерба самооценке могут лишь единицы. Независимо от того, каков будет эффект подавляющего замечания — пропадает втуне и никак не повлияет на поведение ребенка, либо усвоится им как еще одно доказательство его неадекватности, и в том и в другом случае он раскодирует скрытое сообщение — «Ты - плохой». Это обязательно стимулирует его самозащиту, он просто вынужден защищаться от этой — в его представлении — атаки. Он может спорить, возмущаться, доказывать, что учитель неправ. Некоторые ученики смиряются и думают: «Мне уже все равно, давайте, продолжайте в том же духе!»
Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание, развлекающие замечания.
— Твои туфли выглядят лучше, нежели звучат!
—Никогда прежде мне не приходилось работать с классом обезьян!
— Ну что, Мишин, вызывать тебя сегодня бессмысленно, а?
— Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление!
— Это когда же тебя назначили директором школы?
— Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем, и у тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!
— Все, уважаемые, поразвлекались, и будет, займемся делом!
Многие учителя предпочитают косвенные замечания, так как чувствуют, чем чреваты предписывающие и подавляющие. Им кажется, что школьники легче переносят косвенные замечания, потому что они значительно «мягче», «этичнее» (по сравнению с предписывающими и подавляющими), однако скрытую часть «Ты - плохой», замаскировать не удается. Подобные замечания являются более манипулятивными и единственный их эффект — приучение школьника к действиям «исподтишка».
Почему такая форма общения неэффективна? Причины кроются в следующем:
· все они содержат скрытое сообщение «Ты - плохой». Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание.
· они сфокусированы исключительно на школьнике и совершенно ничего не сообщают о педагоге
Педагогическая этика предполагает изменение тактики общения с учеником. Во всех речевых ситуациях педагог должен брать ответственность на себя, чтобы эффективнее разрешить проблему и скорректировать негативное поведение ученика. Основная доминанта замечаний, сделанных педагогом в этичной форме, демонстрирует ученику:
Ø внутреннее состояние педагога, а также ответственность за то, что он делится этим своим чувством со школьником;
Ø такие замечания предполагают ответственность ученика за его поведение,
Ø не содержат негативной оценки личности ученика, что позволяет ему быть разумным и идти навстречу учителю, а не сопротивляться, гневаться, хитрить,
Ø не разрушают отношений учитель-ученик.
Механизм создания подобных этических высказываний состоит в следующем:
1.первая часть высказывания всегда должна начинаться с «Когда», либо это «Когда» должно явно подразумеваться. Это необходимое условие. Ведь педагог отнюдь не все время огорчен поведением данного школьника, а только в определенных случаях. Именно этот преходящий характер недовольства поведением ученика и необходимо донести до него. Важно показать школьнику, что у него есть возможность к изменению своего поведения на адекватное в подобных ситуациях
2. вторая часть трехчастного замечания является, пожалуй, самой сложной для большинства учителей. В ней описывается тот конкретный и ощутимый эффект, который будет иметь неприемлемое поведение школьника, указанное впервой части для учителя. Педагогам трудно формулировать вторую часть трехчастного замечания потому, что они привыкли делать замечания и пытаться изменить поведение школьников, когда проблема им не принадлежит, когда поведение, которое им хочется переделать, не находится в учительской проблемной зоне. Педагоги хорошо знают, что «правильно», что «неправильно», что «хорошо», а что «плохо» и стараются сделать всех детей однако размера.,
3. Третья часть замечания должна сообщать ученику о тех чувствах и эмоциях, которые испытывает учитель в результате того эффекта, о котором сообщалось во второй части.
Приведем примеры подобных этичных речевых высказываний:
— Когда вы не складываете учебные пособия обратно в шкаф (безоценочное описание ситуации), я трачу много времени на уборку (значимый эффект) и боюсь опоздать на автобус (чувства);
— Когда ты высовываешь ноги из-под парты (безоценочное описаниеситуации), я могу споткнуться о них (значимый эффект) и я боюсь упасть и разбиться (чувства);
- твои опоздания создают мне проблему. Когда ты приходишь поздно, я должен остановиться и перестать делать то, что я делаю. Это отвлекает и расстраивает меня.
???Вопросы для размышления. ???
Какие нормы речевого этикета нарушил учитель?
Прозвенел звонок, учитель вошел в класс. «Быстро встали, Мамонов, ты все
еще изучаешь свою сумку?! Капитонова, убери зеркальце, заневестилась, не
рано ли? Воронов, иди к доске. Что? Опять не выучил. Как твой отец умер, так ты совсем от рук отбился, лодырем стал, пойдешь по его стопам, тоже станешь алкоголиком…. Ты мне не дерзи, пускай мать придет завтра в школу. Все внимательно слушаем ответ Внукова, хорошо, ставлю тебе четыре, садись на место….Записываем новую тему….Что, Колесников, ты руку тянешь? Раньше надо было проявить желание отвечать…, а тебе надо выйти, нечего по туалетам шастать, накуритесь, потом в классе дышать нечем. «Валентина Ивановна, но мне очень нужно выйти …». Перетерпишь…Открыли тетради записали новую тему: «Культура речевого общения. Телефонный разговор »
2. Пути совершенствования речевого мастерства учителя.
Сегодня существует достаточно много методик, помогающих совершенствовать речевое мастерство учителя. Большинство из них предлагают начать занятия с тренировки голосового аппарата (работа над дикцией, интонацией, мелодикой речи, грамотная постановка фразового и логического ударения и т.д.).
Техника речи, безусловно, играет важную роль в профессиональной деятельности учителя, но многие качества речи невозможно «заготовить впрок». Они рождаются в конкретной педагогической ситуации, в импровизированном творчестве говорящего. Это относится, прежде всего, к эмоциональной окраске речи. Поэтому работа по совершенствованию речи должна начинаться с выявления своих индивидуальных особенностей и возможностей. Поиск нужной речевой партитуры увлекательное, но сложное занятие: это не только работа над голосовым аппаратом, но и совершенствование мимики и жестов учителя. В этой работе Вам могут помочь советы С.Б.Елканова, В.А.Кан-Калика, Л.М. Митиной, Поль Л., Сопер, Е.Н.Щурковой и др. авторов.
Большую роль в деятельности учителя занимает этикетный диалог (диалогическое единство, которого обычно состоит из реплики-стимула / «пароля» / и реплики-реакции / «отзыва»). Например:
-Здравствуйте, Марина Ивановна! (пароль)
-Рада Вас видеть, Михаил Васильевич (отзыв).
Этикетные диалоги достаточно часто используются в профессиональной деятельности учителя и отличаются типовым разнообразием (Н.Д.Арутюнова, Н.И. Формановская):
§ диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление),
§ побудительные речевые акты (просьба, совет, предложение, команды, приказ, требование),
§ ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение.
Насколько грамотно каждый учитель использует возможности этикетного диалога, учитывает особенности партнера по общению, настолько удачно выстраивается в целом его работа по воспитанию подрастающего поколения. Следите за собственной речью, помните, что речь- отражение Вашей личности, как педагога, несущего культуру живого слова. Помните следующие важные правила речевого этикета:
«В основе любых жаргонных циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. Поэтому сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо». Д. С. Лихачев |
-не повторяйте речевые ошибки учащихся,
-следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов, постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т.д.),
- не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну », «так значит», «в общем» и т.д.,
- следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффективность усвоения знаний,
-обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия информации, на уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат в классе,
- исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный дискомфорт.
«Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». Д.С. Лихачев. |